Как собрать обратную связь в продукте по методологии Voice of the Customer
Обратная связь пользователей может помочь найти баги, проблемы в процессах и идеи для улучшения продукта. В статье рассмотрим, какие вопросы задавать; когда, зачем и как можно их анализировать, чтобы получить от обратной связи наибольшую пользу.
ㅤ
Голос клиента Voice of Costumer
Voice of Costumer (Голос клиента) — это один из инструментов развития продукта на основе сбора и анализа обратной связи. Методология состоит из трех частей: сбор обратной связи, обработка и принятие решений.
Метод предполагает сбор обратной связи везде, где происходит взаимодействие клиента с компанией. Источниками обратной связи могут быть интервью, обращения в саппорт, социальные сети, почта, чаты, записи сессий или онлайн формы.
ㅤ
Шаг 1. Собираем обратную связь
На этом этапе происходит проектируют места в интерфейсе, где пользователь может оставить свой обратную связь. Обычно обратную связь разделяют на пассивную, активную и встроенную.
ㅤ
Пассивная обратная связь.
Это обратная связь, которая собирается постоянно и пользователь оставляет её по желанию — в интерфейсе это форма или виджет. Чаще всего оставить обратную связь в подобных формах мотивирует негативный опыт, поэтому форму не стоит прятать за ссылкой в футере или в дальних уголках настроек приложения.
Виджеты для сбора обратной связи
ㅤ
В таких формах рекомендуется добавлять шкалу эмоций и категорию сообщений. В дальнейшем это упростит обработку и поможет понять эмоциональный окрас содержания.
Пример формы обратной связи
ㅤ
Активная обратная связь
Активная обратная связь собирается в определенный момент пользовательского пути и используется для проверки гипотез или исследования проблемных мест в продукте.
Пример активного типа обратной связи
Активная обратная связь подразумевает правильный вопрос в подходящий момент, он имеет определенные цель, эпизод, условия и вопрос.
Описание активной обратной связи
ㅤ
Встроенная обратная связь
Встроенная обратная связь помогает понять полезность контента и её часто можно встретить на страницах поддержки или в статьях. В интерфейсе обычно размещают в виде блока с оценкой, смайликами или вопросом «Полезна ли была статья?».
Пример встроенной обратной связи на reg.ru
Метрики
На этапе сбора обратной связи часто закладывают метрики, так как измеримые показатели помогут объективно понять удовлетворённость пользователей и эффективность UX при анализе результатов. Одними из часто используемых метрик в опросах являются NPS, CES и CSAT
ㅤ
Шаг 2. Анализируем обратную связь
На этом этапе собранную обратную связь обрабатывают и анализируют, чтобы отыскать полезные инсайты.
ㅤ
В обратной связи наводят порядок с помощью присвоения тэгов. Это помогает разложить все по полочкам и увидеть «голос клиента» в целом. Комментариям присваиваются тэги, которые формируются в процессе изучения или после автоматической обработки.
Каталогизация обратной связи
ㅤ
В основе каталогизации по тэгам лежат ключевые слова, которые встречаются в тексте. Ключевые слова объединяются в категории и формируют целое ядро.
«Ядро» обратной связи
ㅤ
Категории и тэги постоянно меняются в зависимости от текущих проблем в продукте, а для быстрой обработки и поиска ключевых слов используют фильтры, скрипты, специальный программы и нейросети.
ㅤ
Шаг 3. Применяем обратную связь
Ключевой момент — это умение поделиться результатами анализа с командой и довести их до изменений в продукте.
ㅤ
Отчет по тэгам
По итогу каталогизации считают количество упоминаний тэгов. Это позволяет быстро понять наиболее «больные» места в продукте.
Отчет по тегам
ㅤ
Также частотность можно визуализировать в виде облака тегов.
Облако тегов
ㅤ
Аналитика
Обработанную обратную связь «накладывают» на статистику. Это позволяет понять, что происходит и поможет быстрее сформировать рабочую гипотезу и поставить эксперимент.
Обратная связь и статистика
ㅤ
Аналитика подсвечивает проблемные места, а обратная связь помогает узнать какие именно проблемы встречаются в этом месте.
ㅤ
Приоретизация
Когда в обратной связи нашлось много проблем важно расставить приоритеты. Для этого стоит обсудить всё с командой, сопоставить найденные инсайты с продуктовыми целями и аналитикой. Часто все инсайты можно приоретизировать одним из фреймворков, например «RICE Scoring».
ㅤ
Заключение
Работа с обратной связью позволяет найти проблемы в продукте и идеи для улучшений. А сопоставление найденных проблемы и идей с аналитикой и целями помогает выпускать полезные изменения. «Спрашивай, анализируй, действуй», чтобы развивать продукт, прислушаваясь к «голосу пользователя».
ㅤ
ㅤ
😊 И по классике — веду телеграм-канал «Басни Крылова», где переодически рассказываю про продуктовый дизайн. Подписывайтесь)