Какие риски учесть в бизнес-плане: 4 примера
Факторы риска — стандартная часть бизнес-плана, независимо от того, предназначен он для внутреннего использования или будет представлен инвесторам. Рисками могут быть как внутренние проблемы, например конфликты в руководстве компании, так и ситуации вне зоны контроля, такие как изменение отраслевого законодательства.
Мы рассмотрим 4 примера, хотя существуют десятки рисков и столько же вариантов их классификации.
Финансовые риски
Компания берёт кредит под высокий процент, ожидая роста клиентской базы и, соответственно, прибыли. Но продажи растут не так быстро, как планировал менеджмент. Результат — риск невыполнения обязательств по кредиту.
Риски могут включать и просроченную дебиторскую задолженность. Допустим, если вы продаёте 60% продукции в кредит, несвоевременное погашение долга большей частью клиентов может вызвать нехватку оборотных средств.
Другой пример — предприятие закупает сырьё за рубежом. С ростом курса иностранной валюты растёт и себестоимость товаров. При этом покупательская способность остаётся прежней или даже снижается, поэтому бизнес не может позволить себе полностью компенсировать рост себестоимости за счёт повышения цен. В этом примере, в отличие от предыдущих, риск вызван внешними факторами.
Среди мер, которые помогут минимизировать последствия, — создание финансовой подушки в виде резервного фонда или диверсификация источников финансирования.
Юридические риски
Владельцы бизнеса сталкиваются с множеством законов и правил, которые постоянно обновляются. Актуальный пример — законодательное регулирование параллельного импорта. Неправильное применение механизма или ввоз товара, не попадающего в список Минпромторга, может вылиться в судебные разбирательства.
К особой категории относятся риски, связанные с ведением бизнеса в России из-за рубежа, в том числе риски нарушения налогового или валютного контроля. Кроме того, если компания открывает подразделение за рубежом и нанимает сотрудников иностранного государства, необходимо учитывать особенности местного трудового законодательства — и предусмотреть риски, которые влечёт за собой неисполнение локальных требований.
Единственный способ нивелировать правовые риски — сохранять бдительность. Например, с помощью членства в отраслевых организациях или найма инхаус-юристов.
Операционные риски
Эта группа рисков касается ситуаций, в результате которых нарушается непрерывность бизнес-процессов. Сюда относятся и ошибка бухгалтера, и технический сбой, и последствия не зависящих от компании событий вроде урагана или масштабного отключения электричества.
Здесь главный фокус — на том, как вы управляете рисками внутри компании, даже если угроза является внешней. Например, стихийные бедствия явно находятся вне зоны вашего влияния. А вот как быстро вы вернётесь к нормальной деятельности — в некоторой степени ваша ответственность. Предположим, офис находится в регионе, подверженном лесным пожарам. В офисе хранятся документы, потеря которых — операционный риск. Стратегия снижения этого риска будет включать в себя удалённое резервное копирование и установку огнестойких сейфов.
Помешать нормальному функционированию бизнеса могут и действия сотрудников — от увольнения до саботажа. Для минимизации рисков менеджмент может разработать тренинги, где работники обучаются основам других ролей: например, официанты приобретают навыки работы бариста, и наоборот. Впоследствии они смогут заменять друг друга в экстренных ситуациях.
Часть операционных рисков можно застраховать. Так, в рамках продукта «Ингобизнес» предусмотрены страховые выплаты в случае пожаров, стихийных бедствий, коммунальных аварий. Компенсируют как стоимость имущества, так и ущерб, нанесённый клиентам или бизнес-партнёрам.
Риски потери конкурентоспособности
Конкуренция полезна. Риск возникает тогда, когда конкурирующий бренд встаёт на пути к достижению целей — или нарушает устраивающий вас статус-кво, переманивая клиентов. Возможно, на рынок выходит новая компания, ориентированная на ту же аудиторию и предлагающая аналогичные услуги. Или прямой конкурент первым выпускает улучшенную версию продукта.
Чем дольше компания «почивает на лаврах», тем выше соблазн расслабиться. В это время меняются предпочтения аудитории, появляются новые технологии и игроки.
В качестве профилактических мер проводят краткосрочный и долгосрочный анализ рынка, регулярно получают обратную связь от клиентов и держат руку на пульсе во всём, что касается инноваций.
Оценка рисков — это не «страшный раздел», который отпугивает инвесторов, а показатель готовности к кризисам. Чем больше потенциальных угроз выявлено на старте и чем тщательнее проработаны стратегии решения проблем — тем выше вероятность, что даже при пессимистичном сценарии бизнес сохранит устойчивость.