Отраслевая заработная плата — как расчеты помогают снизить риски при планировании и эффективно использовать инвестиции
Точность определения затрат на ранних этапах проектирования определяет не только успешность реализации проекта, но и его одобрение регулирующими структурами. Одной из ключевых статей расходов выступает оплата труда. Отраслевые сметные цены на труд (ОЗП) — норматив, напрямую влияющий на инвестиционную модель и финансовую устойчивость проекта.
У нашей команды обширный опыт выполнения таких расчетов для электросетевого комплекса, поэтому мы решили написать этот гайд по всем аспектам расчета отраслевой заработной платы, чтобы помочь вам разобраться в теме.
Законодательные акты
В российской правовой системе расчет ОЗП строго регламентирован. Он осуществляется в соответствии с Методикой, утвержденной Приказом Минстроя России от 01.07.2022 № 534/пр, с учетом положений Постановления Правительства РФ от 23.12.2016 № 1452, положений Трудового кодекса и отраслевых соглашений. Данная система, будучи интегрированной в Федеральную государственную информационную систему ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС), обеспечивает прозрачность и достоверность данных на всех уровнях инвестиционного планирования.
Постановление Правительства РФ № 1452 от 23.12.2016
Этот документ утвердил правила мониторинга цен строительных ресурсов, включая оплату труда. В пункте 22 закреплено, что юридические лица, созданные Российской Федерацией, юридические лица, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации составляет более 50 процентов, осуществляющие строительство линейных, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также иных объектов капитального строительства, имеющих отраслевую или иную специфику, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, к сфере ведения которых относится деятельность таких юридических лиц, вправе установить отраслевой среднемесячный размера оплаты труда рабочего первого разряда, занятого в строительной отрасли (ОЗП). Эти значения, после верификации, подлежат размещению в ФГИС ЦС и служат основой для формирования сметной стоимости на всех стадиях реализации объектов капитального строительства.
Приказ Минстроя РФ № 534/пр от 01.07.2022
Приказ утвердил Методические указания по определению сметных цен на затраты труда работников в строительстве. Документ представляет собой универсальный инструмент для всех участников инвестиционного процесса — от проектных организаций до органов госэкспертизы. Он содержит:
- систему расчета средней заработной платы по отрасли;
- правила учета тарифных коэффициентов, надбавок, районных коэффициентов;
- методику расчета сметной цены на один человеко-час;
- критерии применимости данных ФГИС ЦС;
- формулы расчета трудозатрат в зависимости от категории, профессии и региона.
Методика опирается на положения ст. 143 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которыми тарификация работ и система оплаты труда основываются на едином тарифно-квалификационном справочнике и профессиональных стандартах.
Отраслевое соглашение по строительству (2024–2026 годы)
Документ определяет коэффициент индексации, применяемый к величине прожиточного минимума при расчёте ОЗП. Согласно пункту 3.1, он устанавливается не ниже 1,2, что позволяет учитывать уровень инфляции, изменения в стоимости жизни и обеспечивать актуальность расчетов.
А для рабочего I разряда, занятого на строительстве объектов обороны и безопасности, линейных объектов, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства при работе в нормальных условиях труда и полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда, он принимается не ниже 1,5 величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, официально установленного по Российской Федерации (субъекте Российской Федерации).
Дополнительно соглашение регламентирует структуру систематических доплат (премии, выслуга, мастерство) и прочих выплат (отпускные, надбавки «за Север», питание, транспорт), которые включаются в состав отраслевой заработной платы.
Учет надбавок и компенсаций
Сметная стоимость труда включает:
- систематические доплаты и надбавки (например, за ночную работу, за квалификацию и т.п.),
- прочие выплаты (отпуска, питание, дорога в северные районы и т.п.),
- районные коэффициенты, учитывающие особенности регионов (см. п.8, формула 4).
Этапы расчета
Методика Минстроя предлагает поэтапный алгоритм расчета ОЗП, предназначенный для стандартизации оценки трудозатрат.
1. Определение минимальной тарифной ставки рабочего первого разряда, занятого в строительной отрасли, согласно формуле из Приказа
Для расчета федеральными органами используется средняя по России величина прожиточного минимума, а региональными — соответствующие территориальные значения. Кроме того, к полученной величине учитывается коэффициент индексации по строительному соглашению.
2. Учет доплат и надбавок
К базовой ставке добавляются систематические стимулирующие, компенсирующие и прочие начисления:
- премии за выслугу лет, квалификацию, классность;
- надбавки за ночные смены, многосменный график;
- оплата за совмещение профессий, переработки и пр.
К прочим начислениям относятся отпускные выплаты, компенсации оплаты проезда для работников отдельных субъектов, стоимость отдельных бесплатно предоставляемых комплектов продуктов питания, единовременные премии и другие поощрительные выплаты, предусмотренные законодательством и трудовым договором работника.
Общий коэффициент не должен превышать 0,6 от средневзвешенного по тарифным разрядам рабочих, занятых в строительной отрасли. Его значение рассчитывается по каждому виду доплат и надбавок к тарифным ставкам и окладам с приложением подтверждающих документов (данных служб занятости, субъектов хозяйственной деятельности, нормативных правовых и локальных актов и иных сведений).
3. Районные коэффициенты
В соответствии со ст. 315–316 ТК РФ, в районах Крайнего Севера, Дальнего Востока и других приравненных территориях применяются районные коэффициенты, варьирующиеся от 1,15 до 2,0. Эти значения являются обязательными и учитываются при расчете затрат на оплату труда в инвестиционных проектах.
4. Расчет ОЗП по регионам РФ
Полученные значения публикуются в ФГИС ЦС и используются для целей определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта и сноса объектов капитального строительства в составе проектно-сметной документации и отдельных технико-экономических обоснований.
Наша команда экспертов уже несколько лет оказывает услуги по расчету отраслевой заработной платы для крупнейших компаний России. В процессе работы мы действуем следующим образом:
Тщательно собираем исходные данные. Это включает:
Подготовку формы запроса исходных данных. Отправку и получение ответов от подрядных организаций, занимающихся строительством отраслевых объектов капитального строительства;
Проверку на корректность, полноту и достаточность заполнения данных;
Подготовку отчета по анализу исходных данных.
Разрабатываем сам проект расчета и оформляем всю документацию:
Расчет среднемесячного размера оплаты труда рабочего первого разряда, привлеченных при работах на объектах капитального строительства, в соответствии с Правилами мониторинга (Постановление правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1452);
Формирование полных комплектов обосновывающих документов для расчета среднемесячного размера оплаты труда рабочего первого разряда на конкретный период.
Сопровождаем вас при рассмотрении и утверждении ОЗП:
Сопровождение материалов при согласовании в ФОИВ;
Сопровождение материалов при согласовании в ФАУ «Главгосэкспертиза России» и Минстрое России.
Значение ОЗП для инвестиционного планирования в энергетике
Точность оценки капитальных затрат
В энергетическом строительстве доля затрат на оплату труда может достигать 25–30% от общей сметы. Особенно это актуально для объектов, где высока доля ручного труда или пусконаладочных работ (ГЭС, ТЭС, ВИЭ-парки). Ошибки в расчетах трудозатрат могут привести к необоснованному росту бюджета или, напротив, к занижению затрат с последующими исками со стороны подрядчиков и перерасходом средств.
Формирование достоверного ТЭО
Сметная цена труда находит отражение в расчетах экономической эффективности проектов. От нее зависит:
- срок окупаемости;
- внутренняя норма доходности;
- коэффициент дисконтирования;
- формирование бюджета на реализацию.
В случае недостаточной обоснованности ОЗП проект может не пройти экспертизу, получить отрицательное заключение или не соответствовать требованиям государственных программ.
Снижение регуляторных и инвестиционных рисков
ОЗП, будучи нормативным показателем, повышает объективность и снижает уровень неопределенности в части затрат. Это особенно важно для:
- проектов с софинансированием из федеральных и муниципальных бюджетов;
- проектов, проходящих тарифное регулирование (ТЭЦ, котельные);
- проведения конкурсных процедур на всех этапах реализации инвестиционных проектов в энергетике.
Кроме того, прозрачный подход к расчету трудозатрат упрощает согласование с Минэнерго, Минстроем, ФАС, Ростехнадзором.
Сравнимость и масштабируемость проектов
Использование единой методики расчета ОЗП позволяет инвесторам и финансовым институтам сопоставлять проекты между собой. Это критически важно при:
- отборе приоритетных направлений инвестирования;
- построении пула проектов для долгосрочного финансирования;
- анализе сценариев реализации.
Обоснование тарифных решений
В проектах с регулируемой выручкой (например, теплоснабжение) доля затрат на труд учитывается при расчете тарифа. Применение утвержденной ОЗП позволяет доказать экономическую обоснованность тарифной заявки, избежать ее снижения при проверке регулирующими органами и подтвердить необходимость субсидирования из бюджета.
Практические рекомендации от наших экспертов
- Используйте актуальные данные ФГИС ЦС и не ориентируйтесь на усредненные внутренние нормативы;
- Регулярно пересматривайте базовые коэффициенты с учетом обновлений методики;
- При формировании смет учитывайте специфику региона, категорию работ и сложность условий;
- Включайте расчеты ОЗП в состав инвестиционной модели, ТЭО и разделов обоснования инвестиций;
Отраслевая заработная плата — это не просто компонент сметной документации, а полноценный инструмент стратегического инвестиционного управления.
В условиях трансформации энергетической отрасли, ориентации на ESG-подходы и активного участия государства в модернизации инфраструктуры значение ОЗП будет только возрастать. Именно поэтому уже на стадии инвестиционного планирования необходимо выстраивать работу с трудозатратами на основе нормативной базы, проверенной методологии и инструментов.
У команды наших экспертов есть обширный опыт формирования таких расчетов для компаний с технически сложными и уникальными объектами капитального строительства. Мы предлагаем услуги по проведению этого и других расчетов для эффективного прогнозирования — на нашем сайте мы подробно рассказываем о преимуществах работы с нами.
Даже если помощь экспертов не нужна, можете использовать сайт для уточнения важных деталей, чтобы ничего не упустить во время расчетов. А новости об изменениях в законодательной базе мы публикуем в нашем телеграм-канале — подписывайтесь, чтобы узнавать их первыми.