Как я открывал брокерский счет в Тинькофф

Примерно в 2017-2018 году я открыл свой первый брокерский счет в Тинькофф прямо из мобильного приложения, сидя в офисе славной компании Северсталь (т.к. в офисе работы не больше, чем на удаленке, но кто ж знал-то, да и кто знает сейчас 😁).

В тот раз я получил неприятный опыт общения с поддержкой банка насчет брокерского счета, в частности про возможность вывести с него деньги после совершения сделки продажи ценных бумаг. Не помню другие детали, но тогда я решил, что сервис инвестиций у Тинькофф еще не дошел до нужного уровня, чтобы я стал им пользоваться. Хотя чего я ожидал, имея свободными деньгами около 200-300к руб на накопительном счету в том же Тинькофф. Никакой "премиальности" не было и подавно.

На прошлых выходных я обдумывал переход с ИИС старого типа на ИИС-3, и решил, что было бы неплохо попробовать еще раз открыть брокерский счет в Тинькофф. Вдруг за 5+ лет у них что-то изменилось в лучшую сторону. Ну как минимум клиентов у них стало сильно больше, поэтому было бы логично предположить, что они регулярно получают больше обратной связи от клиентов, чем раньше, а значит и продукты свои могут улучшать эффективнее. Кстати, на этот раз у них уже появилось понятие "премиальности" - любой желающий может купить себе этот статус за ежемесячную плату и получать некоторые преимущества, а некоторые могут получить этот статус автоматически при выполнении определенных условий, но сейчас не будем на этом останавливаться.

Самое главное, что банк старается подчеркнуть "премиальность" своих "премиальных" клиентов:

- добавили на сайте и в приложении плашки со словом Premium

- переименовали чат с поддержкой в "Поддержка Premium"

- добавили чаты "Консьерж"/"Ваш менеджер"/"Юрист-консультант"

Итак, я позвонил в поддержку, чтобы задать несколько уточняющих вопросов по поводу ИИС-3 и брокерского счета, и чуть меньше часа меня консультировал сотрудник премиальной поддержки - он ответил на все мои вопросы, что было очень удобно. На том же звонке я попросил открыть мне брокерский счет, и мне сказали, что примерно в течение двух рабочих дней он будет открыт и потом им можно будет пользоваться.

Дальше было самое интересное

Счет появился в банковском приложении очень быстро, и там даже было написано "Уже можно инвестировать". Я подумал "нифига себе как быстро!". Открыл приложение для инвестиций (из TestFlight, прямо как лояльный клиент), и увидел урезанный функционал, потому что какие-то процессы еще не завершились (наверное) - в приложении было всего 2 вкладки: "Главная" и "Профиль", даже в поддержку написать было нельзя.

Ну банковское приложение пишет "Уже можно инвестировать" - вряд ли они будут меня обманывать, или допускать ошибки в приложении на таком этапе.

Открываю экран с бумагой TMON и вижу кроме графика цены кнопку "Купить". Еще раз думаю "Ничего себе как удобно, уже можно покупать, хотя открыл счет совсем недавно".

Жму "Купить", попадаю на экран уточнения деталей и думаю, на какую сумму купить этот фонд. Сначала думал, что можно на всю свободную сумму взять, потому что в любом случае так и собирался сделать изначально, но решил провести небольшое тестирование (я ведь iOS-разработчик, тестировать мне не привыкать), и купил всего 5 лотов на сумму 705.75р. Точнее, попытался купить. Вот что я увидел:

Попытка купить ценные бумаги в приложении для инвестиций у Тинькофф
Попытка купить ценные бумаги в приложении для инвестиций у Тинькофф

На скриншоте примечательны 2 момента:

1) После нажатия кнопки "Купить" мне дважды показали сообщение по центру экрана с текстом "Нет прав торговать данным инструментом"

2) Сразу после отображения сообщения из пункта 1 я получил пуш-уведомление про перевод с моего накопительного счета на брокерский счет

Вот что показывало банковское приложение после этой операции:

Скриншот из банковского приложения Тинькофф (тоже из TestFlight)
Скриншот из банковского приложения Тинькофф (тоже из TestFlight)

При этом кнопка "Купить" никуда не делась:

Прав на покупку у меня нет, но кнопка "Купить" все еще на месте
Прав на покупку у меня нет, но кнопка "Купить" все еще на месте

Я подумал, что фиг с ним - просто нашел очередной баг в приложении, как делаю регулярно, поэтому выведу деньги обратно и дождусь открытия счета:

Попытался вернуть свои деньги с брокерского счета
Попытался вернуть свои деньги с брокерского счета

Любопытно, что банк не дает вернуть деньги, которые сам же зачислил на брокерский счет.

Главный экран приложения для инвестиций после неудачной операции покупки ценных бумаг
Главный экран приложения для инвестиций после неудачной операции покупки ценных бумаг

Общение с поддержкой

Я подумал, что нашел сразу два бага за 10 минут, и решил написать об этом в поддержку.

Полную версию переписки приводить не буду, но для @tbank напомню, что "премиальная поддержка" несколько раз пыталась меня убедить, что "сервис отработал корректно".

То есть эти люди (надеюсь, там все же люди, а не боты) на полном серьезе верят, что сервис не может знать до покупки/продажи ценных бумаг о правах пользователя на эту операцию, но списать деньги все равно нужно, а вот дать возможность вывести деньги - не нужно.

Мое обращение рассматривали в течение суток и дважды возвращались ко мне с ответом в стиле "Очень жаль, но ничего сделать не можем, все работает корректно".

Почему сервис должен быть лучше

У меня высокие требования к качеству сервиса, и не потому что банк пишет мне "Premium" в профиле в мобильном приложении, а потому что я сам делаю мобильные приложения и знаю, что признавать ошибки - важная часть нашей работы.

Также я знаю, что у @tbank и @t_invest_official очень высокие требования к уровню мобильных разработчиков, да и сам побывал однажды на их собеседовании, где они мне дали понять, что им не нужны люди, которые умеют делать свою работу хорошо, а нужны ребята, которые зубрят теорию и алгоритмы для собеседований.

Еще я знаю, что большинству людей нет дела до качества мобильных приложений, просто потому что так сложилось. Работает - и замечательно. Ну, подумаешь, закрывается приложение само иногда, или тормозит при загрузке главного экрана - в целом ведь работает? И норм.

Однако чем меньше мы (как пользователи) будем требовать качественного сервиса, тем меньше компании будут заботиться о нашем комфорте и удобстве при пользовании их сервисами. Задумайтесь об этом, пожалуйста ☝

Если вы видите ошибку в приложении, которая мешает вам нормально им пользоваться - смело пишите в поддержку, чтобы появился шанс на исправление ошибки. Именно такого поведения ожидают компании, публикующие свои приложения в магазинах приложений.

Если же они не чинят эти ошибки, то в случае с банком можно просто удалить приложение и пользоваться мобильной версией сайта, где доступны все основные возможности (я проверил), но отличаются анимации и нет темной темы (ну камон, @tbank, темную тему сделать намного проще, чем пройти ваш бесполезный собес).

И наплевать на санкции и проблемы с установкой удаленных из магазина приложений - если сервис не может сделать удобную мобильную версию сайта, то за что они берут деньги? За красивые слова?

Заключение

Уверен, что многим клиентам в @tbank нравится, а клиентам @t_invest_official очень удобно пользоваться мобильным приложением для совершения сделок на бирже.

Для себя я решил, что с таким уровнем сервиса @tbank может попрощаться с попытками привлечь мои свободные деньги в свой славный @t_invest_official.

Желаю всем удачных инвестиций 😉

11 комментариев