ITI Capital
1 752

Что такое индекс «Биг Мака», и как появилась бургерномика

ITI world/ Мир ITI.

В закладки

Что стоимость бургеров в разных странах может сказать о «силе» их национальных валют, и как использовать это для инвестиций? Рассказываем об индексе Биг Мака, его плюсах и ограничениях.

Немного истории

Индекс «Биг Мака» впервые был опубликован в 1986 году в статье журнала The Economist. Ее автор Пэм Вудалл (Pam Woodall) хотел как можно доступнее объяснить читателям аспекты рынка валют и в итоге придумал такой шутливый пример инструмента для его оценки.

Аналог индекса – расчет покупательной способности людей в разных странах, когда аналитики сравнивают стоимость какой-то корзины продуктов для жителей целевых регионов. Скажем, если набор одних и тех же товаров стоит в Германии 10 евро, а в Великобритании – 5 фунтов, то их соотношение должно составлять 2:1. Получается, «справедливый» курс валюты будет два евро за один фунт.

Если в реальности ситуация иная – значит, курс определенной валюты завышен или занижен. Здесь для простоты расчета пропускают некоторые детали вроде стоимости транспортировки товаров и т. п.

Вудалл просто заменил корзину продуктов на бургер. Его логика заключалась в том, что McDonald's есть почти во всех странах мира, а «Биг Мак» готовят из вполне универсальных продуктов. Эта идея оказалась сверхудачной, и с 1986 года индекс «Биг Мака» публикуют ежегодно.

Как работает индекс

Рассмотрим как работает индекс на примере. В шестидесятых годах в США «Биг Мак» стоил 47-49 центов. В 1986 году, когда появился индекс «Биг Мака», бургер стоил в Америке уже $1,6.

В России (тогда еще СССР) первый McDonald's открылся в 1990 году. Там «Биг Мак» можно было купить за 3 рубля 75 копеек. Официальный («коммерческий») курс тогда составлял 1 рубль 60 копеек за доллар, то есть «Биг Мак» стоил в Москве больше шести долларов ($6,18). В США же в тот момент его можно было купить за два. То есть реальный курс рубля должен был составить более 3 рублей за доллар.

В начале 2019 года «Биг Мак» стоит в Америке пять с половиной долларов, а в России – 130 рублей. Учитывая, что за один доллар дают примерно 67 рублей, «справедливым» был бы курс около 23-24 рублей за доллар.

Что такое бургерономика

Популярность индекса «Биг Мака» привела к тому, что некоторые аналитики стали использовать его в качестве одного из инструментов оценки ВВП разных стран. Так появился целый – конечно, шутливый – раздел экономики под названием «бургерономика».

Составители индекса публикуют списки самых переоцененных и недооцененных мировых валют, и по результатам расчетов рубль оказывается в лидерах второго списка.

Верхние строчки списка стран с переоцененными валютами занимают Швейцария со своим франком, Швеция с кроной и США с долларом.

Минусы индекса

Индекс «Биг Мака» нельзя использовать в качестве точного средства оценки, потому что у него есть несколько существенных минусов.

Прежде всего, в индексе могут участвовать только те страны, где есть McDonald’s. Например, в Африке существует индекс KFC, его используют для стран, где сеть McDonald’s не представлена, но можно приобрести фирменное ведерко курицы от конкурента.

В некоторых развивающихся странах McDonald's может оказаться довольно дорогим заведением, особенно по сравнению с местными кафе, а большой сэндвич может стоить дороже других продуктов. Поэтому именно «Биг Мак» может пользоваться небольшим спросом.

Кроме того, на стоимость меню McDonald’s влияет множество факторов: от расходов на производство, доставку и аренду до затрат на рекламу, поэтому такой индекс не подойдет для оценки экономики всех стран в мире. Не стоит забывать и о том, что на протяжении своего существования «Биг Мак» неоднократно менялся в размере и весе.

До 2011 года существовала проблема с расчетом индекса для Индии. Дело в том, что в состав бургера входит говяжья котлета, а для граждан Индии корова – священное животное. В итоге составители индекса высчитали, что цена мяса не превышает 10% общей стоимости «Биг Мака», поэтому смогли подобрать ему замену в виде бургера «Махараджа Мак».

Заключение

Важно понимать, что индекс «Биг Мака» – полушутливый инструмент для облегчения понимания, что такое паритет покупательной способности. Он стал очень популярным, рассчитывается десятилетиями, его упоминают даже в научных работах, но его идея от этого не изменилась.

{ "author_name": "ITI Capital", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 4, "likes": 15, "favorites": 4, "is_advertisement": false, "subsite_label": "iticapital", "id": 57441, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Tue, 05 Feb 2019 16:49:56 +0300" }
{ "id": 57441, "author_id": 191609, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/57441\/get","add":"\/comments\/57441\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/57441"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 191609, "last_count_and_date": null }

4 комментария 4 комм.

Популярные

По порядку

5

У вас либо опечатка где-то, либо ошибка в простейших подсчетах. Итак, вы утверждаете:
"В России (тогда еще СССР) первый McDonald's открылся в 1990 году. Там «Биг Мак» можно было купить за 3 рубля 75 копеек. Официальный («коммерческий») курс тогда составлял 1 рубль 60 копеек за доллар, то есть «Биг Мак» стоил в Москве больше шести долларов ($6,18). В США же в тот момент его можно было купить за два. То есть реальный курс рубля должен был составить более 3 рублей за доллар"
$1 = 1 руб 60 коп., если биг мак стоил 3,75, то используя математику это $2,35. Откуда $6,18?

Ответить
0

Индекс «Биг Мака» нельзя использован в качестве точного средства оценки, потому что у него есть несколько существенных минусов.)

Ответить
0

индекс «Биг Мака» – полушутливый инструмент для облегчения понимания, что такое паритет покупательной способности.

Индекс Биг-Мака достаточно серьезный инструмент измерения экономик мира:
1) присутствует во многих регионах и готовится по одному рецепту (распространенность и эталонность)
2) включает в себя большое количество ингредиентов локального производства (овощи, приправы, мясо, хлеб, сыр).
3) в цену продукта также включены расходы на логистику и сбыт.

По сути мы имеем дело с обычным набором экономических показателей в удобной упаковке. Отличий от NASDAQ или DJTA практически нет)

Ответить
0

В азии был шокирован местными кфц и макдаком. Там еда вообще не похожа. В КФЦ курица жарится без присыпки, в фольге с соусом, к ней подается рис с приправой ну и т.д. Макдак не настолько отличается, но тоже сидьно другой. Другие специи типа карри, другие размеры, в сетах есть рис, бульон.

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }