Мир финансов изменят три главных тренда. Какие они?
Теория эволюции гласит: выживают не самые сильные и умные виды, а те, которые лучше других умеют приспосабливаться к переменам. Сильные и умные могут выигрывать локальные сражения, но в долгосрочной перспективе выживание гарантирует лишь умение адаптироваться.
Сфера финансов отлично показывает, как работает эта теория. За последние тридцать – сорок лет здесь случилось несколько локальных революций: от перехода к электронным торгам до развития роботизированной торговли и внедрения искусственного интеллекта. И каждый раз успех сопутствовал тем игрокам, кто сумел быстрее других адаптироваться к переменам.
Это касается не только непосредственной торговли на бирже – профессия финансовых советников также серьезно меняется прямо сейчас.
Что именно претерпевает изменения и как это повлияет на инвесторов? Об этом дальше.
#1 Роботы вытесняют советников-людей
По статистике, в развитие и разработку новых финансовых технологий с 2010 года во всем мире было вложено более $170 млрд. Одно из популярных направлений развития финтех-проектов – робоэдвайзинг. Это программные инструменты, которые могут брать на себя задачи финансовых советников – людей. В 2017 году под управлением таких роботизированных советников находилось около $200 млрд.
В России это направление также активно развивается. Так, клиентам ITI Capital сервис робоэдвайзинга доступен прямо в личном кабинете брокерской системы. Работает это так. Финансовый советник задает вам несколько вопросов, определяет комфортный для вас уровень риска и инвестиционных предпочтений. На основе ваших ответов система составляет алгоритм для инвестирования и соответствующий риск-профиль.
Допустим, вы выбрали консервативный профиль. Тогда до 90% портфеля будут занимать облигации федерального займа. Это инвестиционный инструмент с минимальным уровнем риска. В таком случае общую надежность стратегии можно сравнить с банковским вкладом, но доходность будет превышать возможную прибыль по депозиту.
Помимо этого, разработчики создают все новые средства предиктивной аналитики – причем многие из них изначально не нацелены на финансы, но могут быть полезны инвесторам. Здесь можно вспомнить такие проекты, как умная CRM Salesforce Einstein и знаменитый IBM Watson.
Мы в ITI Capital создали продукт под названием ITI Global. Его алгоритмы могут анализировать новости и масштабные объемы финансовых данных, включая агрегированные данные по сделкам реальных трейдеров. Затем на основе этой информации можно делать более точные прогнозы развития рыночной ситуации.
#2 Роль UX в финансах будет расти
По данным McKinsey & Company, от 40% до 45% крупных частных инвесторов, сменивших финансового управляющего, переходят в фирмы, которые более активно используют цифровые технологии. По статистике, более 70% инвесторов до 40 лет заявляют о том, что им комфортно взаимодействовать с виртуальным финансовым советником.
Инвесторы привыкли к цифровизации во всех сферах жизни и ждут того же в области финансов. Если с помощью смартфона или компьютера можно заказать еду, такси, обсудить рабочий проект, то логично иметь возможность решать основные вопросы инвестиций похожим образом.
Если у компании есть цифровой сервис, это только часть успеха. Продукты должны быть не просто цифровыми, но и понятными, удобными. Все больше финансовых компаний понимают это, поэтому время от времени случаются сделки вроде той, когда финансовая группа BBVA купила UX-агентство Spring Studio для работы над проектом в сфере digital banking.
Теперь даже традиционно сложные терминалы для торговли на бирже становятся удобнее. Раньше такие программы считали «профессиональным софтом», который не должен быть понятным и удобным, а сейчас современные торговые терминалы имеют интуитивно понятный интерфейс, игровой контур для проверки своих торговых идей,они полностью готовы к работе после установки и не требуют дополнительных настроек. Очевидным преимуществом является наличие резервных серверов и возможность интеграции с внешним программным обеспечением. Некоторые даже имеют единую денежную позицию для нескольких торговых площадок.
#3 Коммуникации становятся проще
Далеко не у всех есть время ездить в банк или к своему брокеру, чтобы подписать несколько бумаг, получить какую-то новую информацию, обсудить стратегию инвестирования. Все больше услуг и товаров мы получаем онлайн, это становится традицией и в вопросах финансов.
Поэтому активно идет развитие инструментов онлайн-коммуникации между финансовыми компаниями и их клиентами. К примеру, еще несколько лет назад для того, чтобы вам открыли брокерский счет, вы должны были лично приехать в офис брокера. Сегодня сделать это можно онлайн – с помощью сервиса Госуслуги.
Документацию и отчеты о совершаемых на бирже операциях – не говоря уже о самих транзакциях – также можно генерировать и подписывать онлайн в любое удобное время.
Что все это значит?
Согласно данным исследования 2017 года, большинство представителей поколения миллениалов, если бы им дали такую возможность, готовы прислушаться к финансовым советам от компаний вроде Facebook, Amazon или Google. Люди все больше доверяют технологиям, и не просто так.
ИТ-стартапы, вроде Uber или Airbnb, сделали нашу жизнь легче и позволили решать множество задач эффективнее. То же самое сейчас происходит в сфере финансов: появляется больше удобных услуг и сервисов, которые облегчают жизнь инвесторам и помогают добиваться лучших результатов с меньшими рисками.
На картинке написано "на основании данных активности 58 488 частных инвесторов за последний квартал". Что имеется в виду?
У ITI Capital даже близко такого количества клиентов нет - получается вы используете данные других брокеров для аналитики? Но это ведь невозможно - их никто не даст, это конфиденциальная информация. Или просто для красоты цифру увеличили раз так в 20?
Денис, на картинке скриншот из сервиса ITI Global https://hello.iticapital.ru/ , который в том числе анализирует и активность инвесторов. Сервис бесплатный, вы сами можете проверить новости, консенсус-прогнозы, действия инсайдеров и инвесторов по почти любой американской компании.
Я об этом сервисе и спрашиваю. Там, на странице сервиса, написано - "доверие 15000+ клиентов".
И там же написано "на основании данных активности 58 488 частных инвесторов".
Как так получается что клиентов у вас 15 тысяч, а данные вы анализируете по 58 тысячам.
Ссылка https://hello.iticapital.ru/ ведет на лендинг сервиса, блок внизу — о компании ITI Capital, который этот сервис предоставляет.
15 000 + (уже 16 000 +, надо поправить) — это клиенты брокера ITI Capital, а 58 488 частных инвесторов - это реальные клиенты американских брокерских компаний, статистику по которым TipRanks может анализировать как партнер
Чтобы понимать насколько можно доверять данным, нужно детально понимать что именно в них используется. Своя клиентская база? Статистические данные по каким то другим брокерам?
Голосование в интернете на сайте мэйл.ру? Просто случайная цифра?
Это же все разные уровни достоверности данных.