«Эта идея победила, потому что устарела»: какие проекты могут взлететь прямо сейчас

Для стартапов наступили тяжелые времена: венчурные инвестиции находятся в упадке, и получить финансирование стало сложно. Но наши коллеги из Kaspersky Product Studio (KPS) — подразделения, которое следит за технологическими трендами, ищет на рынке идеи и помогает их реализовывать — стараются поддерживать фаундеров: словом, делом и деньгами.

Специалисты Kaspersky Product Studio расскажут, по каким критериям делают выбор в пользу той или иной идеи и аргументируют личные позиции на примере известных афоризмов.

«Эта идея победила, потому что устарела»: какие проекты могут взлететь прямо сейчас

А еще оставят ссылку на свой Telegram-чат, где с ними можно пообщаться напрямую (и вовсе не обязательно об инновациях). Впрочем, у любого есть возможность попасть в KPS, увидеть все изнутри и написать собственную историю успеха. Но об этом чуть позже.

Николай Майданчик, руководитель Kaspersky Product Studio

Не ошибается тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться — бойтесь повторять ошибки

Теодор Рузвельт, 26-й президент США

Ошибки совершают все, и это нормально. Я уверен, что ни один стартап не может добиться коммерческого успеха, не набив шишек. Чем больше у фаундера опыта и чем он разнообразнее — тем выше шансы взлететь. Поэтому при общении с потенциальными резидентами Kaspersky Product Studio мы уделяем максимальное внимание тому, есть ли у основателя фэйлы и готовность расти над собой. В нашей команде собраны специалисты с самой разной экспертизой. Резонировать в нашем случае полезнее, чем синхронно соглашаться друг с другом. Так мы уже на первом этапе можем оценить потенциальный продукт полнее и разностороннее.

Например, у меня достаточно большой финансовый бэкграунд и карьерная траектория проходила через крупные международные компании. При коммуникации с основателем, взглянув на прогнозные финансовые значения, я достаточно быстро могу оценить, что фаундер обладает достаточной экспертизой и пониманием, как развивать свой проект и достичь «нарисованных» (никого не хочу обидеть, но на ранних этапах это так) показателей.

Помимо меня в команде есть технологические эксперты, маркетологи, бизнес-аналитики, UX-специалисты. Плюс ко всему, если тема проекта очень специфическая, и требуются уникальные знания и компетенции, мы всегда можем заглянуть за консультацией к любому эксперту «Лаборатории Касперского». Так мы можем разложить каждый проект на молекулы и понять его сильные и слабые стороны.

Это необходимо не для того, чтобы дать аргументированное «нет» (ибо любая корпорация умеет прекрасно идентифицировать и подсвечивать риски), а чтобы увидеть места проекта, требующие доработки. Кроме того, иногда, только глубоко погрузившись в тему, можно неожиданно разглядеть спрятанные возможности, на которые стоит сделать ставку.

Из особо важных навыков фаундера хочу выделить грамотный русский и английский языки (иначе как доносить идеи, проводить питчинг инвесторов и выстраивать коммуникации в команде?). И, конечно, проект должен иметь конкурентное преимущество на рынке.

Согласно исследованию McKinsey, к 2026 году 60% выручки международных компаний составят новые продукты, которые не имеют прямого отношения к их основной деятельности. И значит, наступает отличный момент для союза стартапов и корпораций.

К сожалению, сегодня возникает ощущение, что можно попрощаться с прорывными инновациями из-за глобального финансового кризиса, падения рынков, сложностями с комплектующими. Для предпринимателей это катастрофа, ведь эти энергичные люди обладают огромным желанием не просто зарабатывать, но и создавать что-то новое и ценное. Мы в Kaspersky Product Studio даем стартапам и молодым командам опору — финансирование, нашу экспертизу и доступ к технологиям, которыми обладает «Лаборатория Касперского», подключаем собственные маркетинговые инструменты и каналы продаж для глобального масштабирования.

Желание предпринимателей творить, ошибаться и снова творить не исчезло. И это главное. С остальным мы поможем.

Константин Кичинский, технологический эксперт, Kaspersky Product Studio

Идея победила, потому что устарела

китайская народная мудрость

Я часто слышу от предпринимателей, начитавшихся хайп-циклов Гартнера, о революционных идеях, которые изменят мир. Опыт подсказывает, что из совершенно новых мыслей, о которых еще никто ничего не слышал и даже не думал, и из терминов, которые никто толком не может объяснить (привет, метаверс!), скорее не может получиться крутого продукта.

Напротив, популярная в прошлом идея часто может найти перерождение в новом технологическом стеке или социально-экономическом укладе. Поэтому среди стартапов лично я особенно ценю идеи, «пожирающие» (думаю, это правильное слово) то, что было на пике пару десятков лет назад. Сегодня нужно смотреть на проекты, взлетевшие около 2000-х годов и к настоящему моменту, казалось бы, морально, архитектурно, концептуально устаревшие, особенно для новых поколений. Если брать нишу консьюмерского интернета, это время зарождения Википедии, Skype, Netflix и YouTube. Сейчас правильнее думать о том, что их обгонит. Через 5-7 лет придет время начать «поедать» облачные платформы, мобильные экосистемы, современное поколение мессенджеров, браузеров и, простите, криптовалюты. Через 7-10+ лет будет плато современных коллаборативных инструментов, финтехов, а Oculus в 2032 стукнет двадцатка.

Для меня такой подход особенно близок, потому что одна из основных сфер моего интереса — спектральное мышление, растущее из инклюзивного дизайна, дизайн-мышления и futures studies. Я стараюсь смотреть на длинные вариативные траектории развития технологий с учетом смены поколений потребителей.

Если предприниматель еще и остается гибким, — не безоговорочно очаровывается своей собственной идеей, а готов к нужным стратегическим поворотам — то мы получаем возможность воплотить по-новому то, что уже, казалось бы, «отыграло» и является незыблемым основанием.

До «Лаборатории Касперского» я больше 10 лет работал технологическим евангелистом и инженером в Microsoft, занимался методологическими и экосистемными вопросами в «Платформе НТИ» (Национальная технологическая инициатива). Поэтому мне важно, видим ли мы в предлагаемом решении платформенный или экосистемный потенциал, а не просто нишевый продукт. Можем ли мы встроить его в экосистему и платформы «Лаборатории Касперского».

По этой же причине, я всегда особенно ценю те проекты, которые демонстрируют дуальность — например, легко переносятся из плоскости B2B в B2C и наоборот. Ведь каждый из нас, выходя с работы, становится потребителем, а заходя в офис — корпоративным заказчиком. Например, защищенный мессенджер, как концепт, подходит как держателям корпоративной тайны, так и сторонникам защиты личной приватности; а low-code-платформа автоматизации бизнес-процессов вполне может стать основанием для автоматизации житейской рутины и описания автономных реакций на разные бытовые ситуации. Я уверен, что сегодня такой подход необходим для компаний любых масштабов. Главное — найти баланс между визионерством и работой в поле.

Елизавета Каленчук, менеджер по связям с инновационной экосистемой, Kaspersky Product Studio

Думаю, если я работаю по 14 часов 7 дней в неделю, мне точно повезет

Арманд Хаммер, американский предприниматель, коллекционер искусства

Эту цитату можно взять как девиз нашей студии — мы тоже отсматриваем тысячи проектов, чтобы найти «тот самый». И стартапам, которые приходят к нам за поддержкой, тоже приходится очень много работать. Сейчас для технологических компаний всех стадий очень непростое время: медиа называют его «венчурная зима». Это значит, что денег или стало меньше, или распределяются они не так, как раньше. Инвесторы смотрят на проекты только с подтвержденным product market fit и больше, чем когда-либо, хотят быть уверены, что их инвестиции не сгорят. Мы в студии тоже хотим быть уверены, что вкладываемся ресурсами и временем в решения, которые будут зарабатывать в относительно коротком горизонте. Поэтому много сил уже на старте уделяем валидации маркетинговых гипотез и поиску того самого product market fit.

В команде я отвечаю за скаутинг. Недавно кто-то из коллег сказал, что я API продуктовой студии, это забавное и верное сравнение — для большинства стартапов сотрудничество со студией начинается с меня (кстати, вы всегда найдете меня в нашем Telegram-чате Kaspersky Product Studio Club).

Мы ищем людей, команды, технологии, проекты, которые синергичны портфелю «Лаборатории Касперского», имеют глобальные амбиции и готовы строить с нами долгосрочное стратегическое партнерство.

Моя задача — отсматривать сотни решений, чтобы найти тот самый единственный бриллиант, который сначала станет резидентом студии, а потом войдет в консьюмерское продуктовое портфолио «Лаборатории Касперского». Мы с командой работаем, как в России, так и за ее пределами, привлекая фонды, акселераторы, университеты и другие корпорации.

Всегда смотрю на умение фаундера вести коммуникации, слушать и слышать обратную связь и отвечать на прямые и часто не самые приятные вопросы. Любой проект в конечном итоге делают люди, поэтому взаимопонимание уже на начальном этапе очень важно.

Прежде, чем начать работу в IT несколько лет назад, я была журналистом, продюсером, пиарщиком и успела поработать во многих сферах — от гражданской авиации до аналитической химии. Это помогает сохранить максимально широкий взгляд на вещи и на возможности развития, помогает изучать проекты под разными углами. А еще такая работа приносит удовольствие. Идеальная рабочая цепочка!

Константин Гильберг, руководитель инновационных продуктов, Kaspersky Product Studio

Все в мире — интертекст

мысль одного IT-шника :)

Фразу, которая стала моей любимой при работе над новыми проектами, я услышал от моего хорошего друга. Да, это не цитата классика, но я ежедневно руководствуюсь тезисом «Все в мире — интертекст». Это означает, что новая ткань текста строится на основе старых, уже известных цитат и мыслей. Оценить эту фразу по достоинству я смог не сразу. Меня сперва завораживали «стартапы-революционеры», которые заявляют, что «мой продукт — нечто уникальное, такого еще никто не делал». Но на практике оказывается, что это просто никому не нужно. Другие, наоборот, копируют западные продукты, произнося «ну, у них же получилось» — и тоже, как правило, оказываются за бортом.

В конечном счете, наша формула работы со стартапами в 2022 году по смыслу близка к интертексту: я уверен, что хороший проект требует внимательного изучения чужого опыта, творческого переосмысления всех предыдущих попыток и капитального срезания углов. Только в этом случае продукт получается конкретным и контекстно-адаптированным под запросы здесь и сейчас. Хотя и этот не гарантирует положительный результат.

Хотите стать резидентом Kaspersky Product Studio? Или получить независимый взгляд на ваш проект? А может, пообщаться с коллегами и единомышленниками? Тогда пишите в чат студии или на почту product.studio@kaspersky.com.

Надеемся, размышления коллег из этого материала помогут вам успешно представлять свои идеи и не только.

66
Начать дискуссию