Рынок транспортной логистики: основные тренды, цифровизация проверки состояния груза и использование RFID-технологий
В сегодняшней статье мы попытаемся понять и оценить проблемы участников рынка логистики, а также выявить основные тренды, которые принесла пандемия и то, с помощью чего компании справляются с конкуренцией.
Статья разделена на 3 части:
1. Тренды и проблемы.
2. То, как с ними справлялись участники рынка.
3. Решения.
Самое главное: пандемия сократила объем рынка коммерческих грузоперевозок еще в 1 квартале 2020 года на 230 млрд. рублей, а за 8 прошлогодних месяцев было перевезено 5 млрд. тонн грузов, что на 5,9% меньше результатов 2019 года.
Тем не менее, главным изменением рынка был переход в диджитал-среду, а именно, как считают в Pony Express, тренд года – это усиление тех игроков рынка, кто не является сугубо логистическими компаниями (как пример – «Яндекс.Доставка»).
Такие крупные компании, как правило, используют стратегию монополизации за счет сильного бренда, что, в конечном счете, затрудняет конкуренцию узкоспециализированных на транспортных перевозках компаний.
На этом фоне компании и решили внедрять цифровые сервисы в свои услуги. Например, компания «Умная логистика» отмечает появившиеся сложности, связанные с переходом на удаленные процессы, а вследствие этого – возникшую необходимость в мониторинге грузов в режиме реального времени.
B2C-перевозки, напротив, имели высокий рост заказов в кризисный период и, аналогично с B2B-сектором, возросшую конкурентную среду. Вследствие этого в обоих секторах появились и новые стандарты, накладывающие на логистические компании дополнительные заботы в виде отчетности и необходимости снижать трудозатраты и экономить на транспортировках.
Кроме того, выросли и запросы потребителей, нуждающихся в оперативном контакте с компанией-грузоперевозчиком в случае возможных задержек. Хоть и подобные ситуации, когда клиент винит логистическую компанию, случались часто и до наступления пандемии.
Именно поэтому лидерами отрасли являются компании, использующие IT-технологии и, таким образом, автоматизирующие собственные процессы. Например, у ГК «Деловые Линии» автоматизировано более 60% операций: отчетность, контроль сохранности груза и сроков перевозки.
Следствие пандемии: демпинг цен и уход с рынка многих игроков
С учетом снижения количества заказов в коммерческом B2B-секторе, многие игроки либо не выдерживают и занижают цены, либо как раз таки и не используют IT-технологии, сопутствующие автоматизации процессов и оптимизации ресурсов, что негативно влияет на конкурентоспособность.
Например, зачастую необходимы проверка состояния груза и (или) местоположение груза, но далеко не все компании на рынке занимаются цифровизацией подобных задач.
Зачастую сам персонал отклоняется от маршрута, что в массовом количестве негативно влияет на получаемую прибыль, а потому возникает необходимость в дополнительном контроле, где нужно отследить движение груза.
Подобный контроль зачастую и усложняет работу логистической компании, не оптимизируя затраты в целом. Поэтому часто упоминаемая в статье цифровизация – один из рентабельных выходов.
Идущая с ней ориентация на удобство, в свою очередь, и являлись причинами удержания рассмотренных в исследовании компании. Например, появился интерес к использованию IT-сервисов в сфере логистики с помощью лишь мобильного телефона.
Одно из популярных решений: RFID-метки и связанная с ними инфраструктура
По сути, тренд на IT-сервисы и цифровизацию в логистике обусловлен популярностью RFID-меток, при помощи которых происходит отслеживание и аналитика грузов.
RFID – это прикрепленный к грузу маячок, посредством которого происходит автоматический сбор данных: проверка состояния груза, местоположение груза, температура, удары и повреждения.
Главной причиной популярности подобных технологий является повышение открытости, скорости и прозрачности бизнес-процессов: требуется значительно меньше времени на получение информации о движении транспорта и повышается ее достоверность. Таким образом, можно отследить движение груза.
Например, прием поддона с 25-ю промаркированными штрихкодом коробками занимает в среднем 17 минут (вскрытие поддона, считывание каждого штрихкода, сравнение с заказом, упаковка поддона), тот же самый поддон с промаркированными RFID-метками коробками принимается в среднем за 30 секунд.
В среднем RFID-метки позволяют экономить на транспортировках до 40%, а также сокращать трудозатраты логистов в 2 раза.
Проблемы, которые мы отметили ранее, также решаются подобными технологиями, позволяющими осуществлять:
1. Соблюдение сроков перевозок и их дальнейшее планирование, а также оперативное оповещение о внештатных ситуациях.
2. Контроль перевозок, позволяющий стимулировать водителей использовать автомобиль по назначению, не тратя рабочее время на личные дела.
3. Полную прозрачность пути и возможность своевременного оповещения клиентов о задержках.
Use-кейсы и причины использования RFID-меток логистическими и связанными с грузоперевозками компаниями:
1. Собственники груза
1.1 Бизнес использует курьерские службы.
Цель: контролировать качество работы и своевременность доставки клиенту.
Проблема: сложность отслеживания курьеров.
Решение: установка RFID в коробку/пакет с продукцией логистической компании.
1.2 Бизнес продает антиквариат.
Цель: быстро и безопасно доставить груз.
Проблема: задержка доставки и порча товара / вопрос: как можно отследить груз?
Решение: RFID позволяет определить причины проблем: отклонение от маршрута, задержка.
2. Логистические компании
Цель: повысить спрос на услуги.
Проблема: у клиента всегда есть выбор – перенасыщенность предложений на рынке / вопрос: как можно отследить груз?
Решение: использование RFID с GSM-модулем для демонстрации клиентам прозрачности всего пути перевозки.
3. Страховые компании
Цель: повысить лояльность клиентов к компании.
Проблема: многообразие предложений на рынке.
Решение: использование добавленной ценности для клиента в виде дополнительного “физического” страхования.
На самом деле производителей RFID на рынке достаточно большое количество. И мы тоже занимаемся разработкой датчиков, не отделяя их от единой платформы и работая по всем канонам IoT.
RFID-решения на рынке логистики идентичны, а потому мы имеем стандартный для отрасли набор необходимых функций для датчиков.
Кроме перечисленных в статье компаний, мы также производим RFID-метки, но, в отличие от других компаний, у нас есть очень стильный хамелеон, который впишется в настроение вашей компании)
Более подробная информация и контакты:
Сайт нашего продукта: Cargo TipsterСайт продуктаCargo TipsterCargo TipsterCargo Tipster
+7 (904) 335-5503
Почта: info@kauri-iot.com
Наш канал с другими исследованиями IT-отрасли: https://t.me/kauriot
. Чувак на текстах собаку съел. Столько воды, а как расписано, что читать интересно. Моё почтение.
По рФид меткам интересно, что они всплывают каждые 2-3 года, но массово так и не пошли почему-то.
Не для нашей страны. У нас автопарк сильно изношен, тарифы не поднимаются лет 10 как минимум. Последние фирмы которые до этого исправно платили начинают занижать тарифы. ГСМ и расхода дорожает. На АТИ последнее врем вообще одни копейки...
А вы предлагаете удорожать грузоперевозки... Сомневаюсь что кто-то решиться, плюс у крупных контор в авто трекеры которые показывают весь путь, расход, температуру в будке, кабине, за бортом, время в пути до отдыха, дистанционно могут заглушить авто и прочее.
Для остального есть бюджетный штрих-код или QR
Ничего в этой стране не идет
Не знаю как у ребят, но метки стоят копейки, считывать с них информацию не рокет сайнс.
"Проблема: сложность отслеживания курьеров.
Решение: установка RFID в коробку/пакет с продукцией логистической компании."
"RFID позволяет определить причины проблем: отклонение от маршрута, задержка."
А не перепутал автор и поставщик RFID и GPS/GLONASS?
RFID - электронная метка с радиусом действия в метрах
и GNSS - трекинг по спутниковым координатам GPS/GLONASS охватывающим всю планету