Enterprise IoT: как интернет вещей поможет вычислить неэффективного сотрудника

По оценкам индийской исследовательской компании Market Research Future, глобальный объем рынка корпоративного интернета вещей (сетей всего оборудования внутри компании) к 2023 году вырастет до 58 млрд долларов. Часть этих денег уйдет на так называемую кадровую безопасность. Мы расскажем, как специальное оборудование поможет сэкономить, заменив недобросовестных сотрудников на целеустремленных, и в каких случаях обойтись без него не получится.

Источник: pixabay
Источник: pixabay

От кого защищаемся?

По результатам совместного исследования «Росатома», международного консалтингового агентства Boston Consulting Group и организации WorldSkills Russia, мировая экономика из-за низкой компетенций работников ежегодно теряет около 5 триллионов долларов. Если учитывать не только нехватку опыта сотрудника, но и желание что-нибудь унести домой/недоработать, то ситуация становится еще критичнее.

Каждый год экономика России недосчитывается около 300 млрд рублей от излишнего общения в соцсетях (данные аудиторской компании ФБК за 2013 год).

Многие научные статьи об HR гласят, что 80% материального ущерба компании наносится ее собственным персоналом. Масштаб проблемы можно оценить по количеству слитых баз данных, числу «пробивщиков» внутри операторов связи и другим радостям даркнета.

В основном руководители компаний боятся, что их сотрудник на предприятии:

  • Что-то украдёт;
  • Что-то сломает или испортит;
  • Использует ресурсы компании в личных целях;
  • Будет прокрастинировать, окажется малоэффективным;
  • Сольет данные другим компаниям, продаст им коммерческую тайну;
  • Перейдет в другую компанию и расскажет о наработках и секретах предыдущего места работы;
Фото: pixabay 
Фото: pixabay 

Но сотрудник — не дьявол во плоти, который постоянно пытается откосить от работы и кинуть компанию на деньги при любом удобном случае. Порой эффективность сотрудника снижается по независящим от него причинам: плохое самочувствие, переработки.

Причем тут интернет вещей?

Эффективность сотрудника сегодня измерима, метрики всем известны — количество и качество произведенного продукта. Но с подсчетами на крупных предприятиях с тысячей работников возникают сложности. Здесь вклад каждого человека автоматически оценят датчики, закрепленные за каждым рабочим местом или станком. Они зафиксируют отклонения от графика (не произвел ли условный Василий Петрович больше или меньше деталей, чем обычно), проверят износ оборудования и передадут эту статистику руководству.

Оценить усилия каждого в командной работе или, например, сложность интеллектуального и творческого труда (так называемые человеко-часы) тоже проблематично. В этом помогут косвенные показатели — сколько времени человек провел на работе, что делал, куда ходил, с кем общался. Точную оценку система не даст, но если человек регулярно пропускает летучки и болтает в рабочее время по телефону, а потом жалуется на слишком жесткий дедлайн, то такой финт уже не сработает.

Элементы интернета вещей уже используют в России для повышения эффективности персонала, но порой это выглядит абсурдно.

Прошлой зимой петербургских дворников оснастили GPS-трекерами. Операторы коммунальных служб следили, на каких участках нет рабочих, не отлынивают ли дворники от работы. Но решить проблему со снежными завалами на улицах исключительно слежкой за работниками не удалось.

Фото: pixabay
Фото: pixabay

Более успешный пример — автоматизация кафе и ресторанов. Официанту на наручный пейджер приходит информация, что и за каким столиком от него требуется (принять заказ, принести счет или что-то еще). Затем они записывают блюда через приложение в планшете и смартфоне, и заказ автоматически передается на кухню. Система не только приносит практическую пользу (персоналу не нужно лишний раз бегать к повару, чтобы передать ему весточку), но и отслеживает, сколько столиков за день обслужил официант. Один пейджер обойдется в 5 тыс. рублей, а стоимость всей системы в зависимости от функционала стоит от 50 до 300 тыс. рублей.

Этот пример показывает, что добросовестность сотрудника можно определить, используя лишь комплексный подход сразу из нескольких сервисов. Поэтому мы подобрали несколько сценариев, в которых типичные кадровые проблемы можно решить системно с помощью интернета вещей.

За кем следим?

Сценарий 1. Офисный клерк

Руководитель АО «Ромашка» Валерий Ромашкин задумался над сокращением штата, но он не уверен, кого из сотрудников следует попросить «на выход». Прежде всего он решил оценить дисциплинированность своего персонала. Для этого он установил видеокамеры с распознаванием лиц, которые фиксируют, во сколько сотрудник пришел на работу и ушел домой, оценивает, сколько времени он провел на рабочем месте, а сколько — в курилке или столовой.

Источник: pexels
Источник: pexels

Даже находясь на рабочем месте, работник может имитировать бурную деятельность за компьютером. Поэтому глава «Ромашки» установил систему мониторинга трафика каждого пользователя сети. Программа анализирует, сколько времени человек проводит в социальных сетях и на других посторонних сайтах.

Однако Валерий Ромашкин был из тех, кто понимает, что эффективность сотрудника можно поднять не только кнутом, но и пряником. Чтобы сохранить здоровье своих работников, он предлагал им корпоративный абонемент в фитнес-клуб, однако бодрее никто выглядеть не стал. Поэтому он выдал им фитнес-трекеры, которые отслеживают основные жизненные показатели работников и передают информацию об этом руководству. Если Валерий Ромашкин заметит у Василия Петровича какие-либо отклонения (повышенное давление или пульс), он может предоставить этому сотруднику внеочередной отпуск.

Также специальные приложения (вроде Cogito и Ginger.io) помогли руководителю компании проследить, в каком настроении сотрудники приходят на работу и уходят домой. Камеры распознают эмоции человека, а специальные датчики на одежде следят за физической активностью, пульсом и частотой дыхания человека. Благодаря этому начальник может заметить, что его сотрудник находится в депрессии, и предоставит ему отпуск или психологическую консультацию.

Источник: pexels
Источник: pexels

Обдумывая сокращение штата, Валерий Ромашкин вспомнил, что недавно конкуренты переманили у него несколько ценных сотрудников. Он решил узнать, почему. Для этого руководитель наладил систему, которая зафиксировала наиболее перегруженных сотрудников, которым для выполнения почти нереального плана приходилось ежедневно часами задерживаться на работе. Этот анализ позволил ему перераспределить обязанности между персоналом и денежно поощрить наиболее эффективных сотрудников, что предотвратило их возможный побег.

Также в «Ромашке» ввели учет офисной техники — например, система следит за наполненностью картриджа в принтере и за частотой его использования. Если кто-то из сотрудников по халатности заменил почти полный картридж, то об этом сразу станет известно руководству.

Сценарий 2. Сотрудник магазина, логистика

Глава обувного магазина «Шестёрочка» обратил внимание на участившиеся случаи кражи ботинок и решил проверить своих сотрудников. Для этого он внедрил систему RFID-маркировки товара на складах и в магазинах. Он установил RFID-антенны, которые следят за передвижением помеченных коробок. RFID-маркировка также помогла измерить эффективность персонала, отслеживая число погашенных цифровых меток на кассе, которую обслуживает тот или иной продавец.

Источник: pixabay
Источник: pixabay

Также в «Шестёрочке» появилась обязательная биометрическая авторизация для сотрудников (по отпечатку пальца). Вводить систему электронных карточек было бессмысленно, поскольку можно передать пропуск коллеге и приложить за него. Благодаря этому система отслеживает, сколько времени сотрудник реально находится на рабочем месте. Это позволило ввести систему разного уровня доступа к помещениям — так, зайти на склад теперь может только грузчик или товаровед.

За целостностью коробок на складе следит система видеонаблюдения. В то же время камеры в торговом зале фиксируют внештатные ситуации (человек слишком долго читает этикетку и не может ее понять) и направляют уведомление ближайшему сотруднику на его наручный браслет (который выполняет и функции фитнес-трекера). Камеры подскажут, была ли решена проблема и сколько времени на это ушло, быстро ли отреагировал сотрудник.

Сценарий 3. Выездной рабочий

Источник: pixabay
Источник: pixabay

Работники по вызову ценят свою профессию за относительную свободу, поскольку начальник не стоит у них над душой. Порой это негативно сказывается на их эффективности, вариантов множество: он может сделать работу некачественно; может выполнить ее на должном уровне, но не рассказав об этом работодателю и положив деньги себе в карман. Кроме того, он может попросту зайти в кафе и отдохнуть, сказав оператору в своей компании, что он занимается очень сложным и трудоемким заказом.

Такой расклад не устраивает руководителя компании «Ключик», чьи сотрудники занимаются сборкой мебели. Поэтому он выдал им наручные часы с GPS-трекером. Система проследит не было ли подозрительных остановок или странных изменений маршрута. Оператор сможет следить за всеми сотрудниками, распределять задачи между ними, оптимизировать маршруты в зависимости от пробок. Также датчики контролируют расход топлива и целостность автомобиля (чтобы водитель не слил «закончившийся» бензин и не забрал себе «лопнувшую» шину).

Умные часы следят, сколько времени работник провел на том или ином объекте. С их помощью сотрудник заполняет чек-листы (отчитывается о поэтапном выполнении работы и расходе материалов). Это помогает измерить скорость и эффективность его работы.

Это уже реальность?

За рубежом — да. По оценкам международной исследовательской компании Gartner, количество корпоративных устройств интернета вещей в 2019 году практически достигло четырех млрд, в 2020 году этот показатель возрастет до шести миллиардов.

Но в России эти системы пока внедряются неохотно. Тому есть множество причин:

1) Возмущение сотрудников. Мало кто согласится работать, зная, что руководитель будет следить за каждым шагом;

2) Экономическая эффективность некоторых таких решений не очевидна, их срок окупаемости может быть выше, чем длительность существования компании. Например, по оценкам консалтингового агентства Colliers, вкладываться в фитнес-браслеты для сотрудников пока готовы лишь 28% работодателей;

3) Мешают социокультурные установки. Полная автоматизация учета производства не позволит положить какую-то часть доходов в карман как руководителю, так и работнику. Уже не получится списать якобы испорченное оборудование и платить премии малоэффективной, но красивой сотруднице.

Фото: pixabay
Фото: pixabay

Впрочем, сегодня особо трепетные работодатели скрытно используют для слежки за сотрудниками очень экстравагантные способы: например, кейлоггеры (запоминают набор символов, которые набираются на клавиатуре) или запись экрана сотрудников. Но в таких случаях закон (а если точнее, ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», ст. 11) на стороне персонала, и компания рискует в какой-то момент просто остаться без руководителя.

Поэтому для успешного внедрения интернета вещей на предприятии менеджменту придется пойти с персоналом на компромисс. Если руководитель заранее предупредит персонал, что следит только за тем-то и тем-то, и пообещает им не вторгаться в личное пространство, то сотрудники, вероятнее всего, не будут спорить и проникнутся еще большей любовью к честному и заботливому начальнику (или уйдут бездельничать в другую компанию, что тоже неплохо).

11
1 комментарий

Добрый день. Решил вам написать тут, отправлял вам на общую почту предложение по RFID сотрудничеству, но ответа пока не получил

Ответить