Бренду с сексуальными аллюзиями отказали в жалобе на решение суда о смене названия

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Верховный суд отказал в передаче кассационной жалобы сети доставки суши в судебную коллегию по экономическим спорам.

Верховный суд отказал в передаче кассационной жалобы сети доставки суши для рассмотрения в судебной коллегии по экономическим спорам. Кассационная жалоба ООО «Ёбидоёби» была подана на решение Арбитражного суда Красноярского края от 07.04.2023, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.07.2023 и постановление Суда по интеллектуальным правам от 09.10.2023 о понуждении указанного общества к изменению фирменного наименования.

Сменить название потребовала Межрайонная ИФНС России N 23 по Красноярскому краю, которая обратилась в арбитражный суд с иском к обществу о возложении обязанности изменить фирменное наименование. Инспекция посчитала, что фирменное наименование сети доставки суши имеет созвучие со словами ненормативной лексики, имеющими непристойное содержание, а также противоречит общественным интересам и принципам морали. Указанное нарушает требования подпункта 5 пункта 4 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В иске ИФНС требовала изменить фирменное наименование юридического лица путем внесения изменений в учредительные документы и представления в регистрирующий орган соответствующих документов.

Доводы сторон: возражения сети доставки суши и основания, по которым они были отклонены

Возражения сети доставки суши на заявленное требование сводились к следующему:

  • у истца отсутствует право на предъявление иска. Межрайонная ИФНС России N 23 по Красноярскому краю не является регистрирующим органом по отношению к обществу, поскольку с 20.12.2022 регистрирующим органом стало УФНС России по Республике Мордовия;
  • пропуск истцом срока исковой давности;
  • истцом не доказан факт ущемления общественных интересов и моральных принципов. Спорное обозначение не является бранным и созвучным мату. Действующее законодательство не содержит норм, запрещающих использовать в фирменном наименовании слова, схожие по звучанию с бранными, но не являющиеся таковыми;
  • в слове «Ёбидоёби» отсутствует буква «е», поэтому необоснованным является вывод об ассоциации со словом на указанную букву;
  • фирменное наименование сети доставки суши не нарушает нормы законодательства, является лексемой японского языка, переводимой как «День недели – суббота», ввиду чего сходство с бранной ненормативной лексикой русского языка отсутствует.

Указанные доводы отклонены по следующим основаниям:

  • регистрирующим органам предоставлено право предъявлять в суд иски о понуждении к изменению фирменного наименования в том случае, если фирменное наименование юридического лица не соответствует установленным требованиям. Иск может быть предъявлен в суд, пока действует исключительное право на фирменное наименование;
  • принятие общим собранием участников общества решения об изменении адреса 10.10.2022 и подача заявления о принятии решения о его изменении не повлекли изменение регистрирующего органа. До принятия решения об изменении адреса, в том числе на дату подачи заявления в суд, регистрирующим органом являлась инспекция в Красноярском крае;
  • право регистрирующего органа на подачу иска о понуждении к изменению фирменного наименования обусловлено тем, что регистрирующий орган действует как орган власти, реализующий установленные законом императивные предписания в публичных интересах. И поскольку данные правоотношения носят публичный характер и направлены на защиту интересов общества и государства, надлежащим заявителем является уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. В фирменное наименование юридического лица не могут включаться обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали;
  • правила русского языка предусматривают употребление в письме буквы «е» вместо буквы «ё». В результате чего возможно образование стойкой ассоциации между словами, в которых используется эти буквы (при наличии иных сходных элементов). Использование ассоциаций с сексуальными действиями и с матерным словом противоречит общественным интересам, принципам гуманности и морали;
  • доказательств того, что заявленное фирменное наименование воспринимается потребителями именно как транслитерация названия дня недели на японском языке, сеть доставки суши не предоставила.

В решении суда также отмечено, что по правилам русского языка в иноязычных словах в начале слов и после гласных вместо буквы «ё» пишется «йо» (йод, йот, район, майор). В данном случае – Йобидойоби. Однако обоснование написания фирменного наименования именно через букву «ё», а не через сочетание «йо», не представлено.

Почему вероятность принятия Конституционным судом жалобы сети доставки суши невелика

По решению арбитражного суда общество обязали изменить фирменное наименование юридического лица путем внесения изменений в учредительные документы и представления в регистрирующий орган документов в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. Поскольку постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, указанное решение вступило в законную силу 26.07.2023 и должно быть исполнено в установленный судом срок.

Руководство сети доставки суши отказалось менять наименование до обращения с жалобой в Конституционный суд.

Разумеется, решение Конституционного суда может повлиять на это дело. Предположим, судьи примут жалобу к рассмотрению и постановят, что конкретная норма Гражданского кодекса, которой руководствовались суды, противоречит Конституции Российской Федерации. Но учитывая обстоятельства дела, вероятность принятия подобного решения крайне невелика.

Очевидно, понимая невозможность такого исхода событий, в сети доставки суши заявили, что решение суда касается только фирменного наименования юридического лица, но не коммерческого обозначения. А это означает, что судебные разбирательства вокруг скандального бренда продолжатся.

11
1 комментарий

Потому что узнаваемость на рынке надо выстраивать за счёт качественных услуг и товаров а не за счёт скандального маркетинга.

1