Маркетплейс и налоги

При запуске маркетплейса возникает достаточно много налоговых вопросов, с которыми имеет смысл разобраться до старта. Неправильный налоговый учет, незнание налоговых последствий приведет к дополнительным издержкам. Например, в ряде случаев придется платить 20% от доходов маркетплейса: высокая цена налоговой ошибки. Основные риски сконцентрированы в отношениях между поставщиками и маркетплейсами, поэтому в статье мы их и будем разбирать.

В закладки

Договоримся о терминологии.

Под маркетплейсом мы понимаем платформу, которая позволяет:
– просмотреть товар;
– заказать товар;
– оплатить товар.
Оплата в данном случае либо проходит через сам маркетплейс (его расчетный или номинальный счет), либо организуется маркетплейсом (к платформе «прикручивается» платежная система, на счет которой поступит оплата, а дальше она расщепляется между
поставщиками, владельцем платформы и другими участниками).

Маркетплейс и поставщик.

Если маркетплейс участвует в расчетах между поставщиком и покупателем, есть несколько вариантов договорных конструкций:

Маркетплейс в налогах может выступать в двух ролях: налогоплательщик и налоговый агент.

Маркетплейс как налогоплательщик.

Налоговые риски договора между маркетплейсом и поставщиками во многом связаны с его условиями. Плохая их проработка или вообще отсутствие могут привести к признанию договор фиктивным (с точки зрения налоговых органов), направленным на уход от налогов.

ФНС считает фиктивными те договоры (в первую очередь – агентские), где:

- маркетплейс перечислил средства поставщику до момента продажи товара;

- в договоре указана дата, после которой маркетплейс должен заплатить поставщику средства за товар;

- маркетплейс не формирует отчеты по продажам либо эти отчеты не соответствуют заключенным договорам;

- у маркетплейса нет реальных возможностей реализовать товар (маркетплейс не ведет хозяйственной деятельности).

Соответственно, маркетплейс должен подробно проработать соответствующие условия, иначе попадает под удар ФНС.

Помимо договорных условий сложности вызывает определение налоговой базы для маркетплейса. Он, как агент, помогает в поиске покупателей, документы по продажам оформляет продавец, который несет все затраты и получает все доходы по сделке. За выполненное поручение маркетплейс получает свое вознаграждение. При этом деньги по сделке могут проходить через агента, что при отсутствии нормально оформленных документов может привести к тому, что доходом агента посчитают всю сумму сделки, а не только агентское вознаграждение.

Налог на прибыль (при общей системе налогообложения) и налоговый платеж на УСН.

От налога на прибыль, в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ, освобождаются поступления:

- товаров от фактического поставщика, которые предназначены для дальнейшей продажи;

- возмещение затрат агента, поступившее от поставщика;

- деньги, поступившие маркетплейсу от продажи товаров и предназначенные поставщику.

Налогом облагается только сумма агентского вознаграждения. Большое значение будет иметь метод учета доходов. При методе начислений (для налога на прибыль) днем получения дохода будет считаться день продажи товара или услуги. При этом, в соответствии с п. 3 ст. 271 НК РФ, не будет иметь значения, когда деньги от продажи поступят агенту. Маркетплейсы совершают ошибки, когда считают днем получения дохода дату предоставления продавцу отчета о продажах.

При налоговом платеже на УСН используется кассовый метод (он может использоваться и на общей системе, но с рядом ограничений). В таком случае учитываются суммы агентского вознаграждения, которые зачислены на счет маркетплейса. Это значительно упрощает налоговый учет.

НДС.

Обязанность по начислению НДС зависит от того, на общей системе налогообложения или на УСН он действует. При ОСН маркетплейс должен исчислять НДС в размере 20% от своего вознаграждения. При УСН – только в случаях, если маркетплейс выступает посредником в сделках по импорту (здесь прибавляется роль налогового агента), действует на основании договора простого товарищества или доверительного управления.

Моментом возникновения обязанности по уплате НДС, в соответствии со ст. 167 НК РФ, является наиболее ранняя из следующих дат:

– день оказания услуг (подписание, удостоверение продавцом отчета маркетплейса или акта выполненных услуг);

– день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящего оказания услуг поставок.

Маркетплейс может удерживать сумму своего вознаграждения из средств покупателя (из оплаты товара или услуги) или из средств поставщика. В таком случае правила учета НДС будут аналогичны правилам при выплате аванса: в течение 5 дней с момента получения денежных средств маркетплейс должен выставить счет-фактуру.

Маркетплейс как налоговый агент.

В соответствии со ст. 24 НК РФ, на налогового агента возлагаются три основные функции:

- исчислить;

- удержать;

- перечислить в бюджет налоги за налогоплательщика.

Обычно такая функция ассоциируется с работодателем, и, казалось бы, маркетплейс должен выступать налоговым агентом только по отношению к сотрудникам. Но это не совсем так.

Если продавцом выступает физическое лицо и оно получает деньги напрямую от покупателя, то, в соответствии с Письмом Минфина от 15 апреля 2016 г. № 03-04-05/21896, статуса налогового агента у маркетплейса не возникает.

В ином случае, когда деньги от покупателя сначала зачисляются маркетплейсу и только потом идут поставщику, возникает вопрос, не будет ли маркетплейс налоговым агентом. Ведь физически денежные средства поступят поставщику – физическому лицу от маркетплейса.

Тут тоже многое зависит от созданных документов. По общему принципу, если указанные в п. 1 ст. 226 НК лица не являются источниками дохода, перечисляемого ими налогоплательщику, они не признаются налоговыми агентами. Налоговые органы несколько раз подтверждали такую позицию в своих письмах.

Поэтому задача маркетплейса – максимально прозрачно и однозначно отразить в документах свою роль именно как «источника выплаты».

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "ООО "ЮК "Зарцын и партнеры"", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 2, "favorites": 23, "is_advertisement": false, "subsite_label": "legal", "id": 109118, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 26 Feb 2020 11:24:35 +0300", "is_special": false }
Создать объявление на vc.ru
Сервисы
Семь сервисов, которые помогут техподдержке решать проблемы, а не создавать их
Пока коронавирус медленно и верно загоняет бизнес в кризис, самое время начать уменьшать издержки. Сегодня я расскажу…
0
Комментариев нет
Популярные
По порядку

Прямой эфир