Студия Ro-jo: как потерять страх и обрести статус

Студия Ro-jo: как потерять страх и обрести статус

Интервью про опыт работы с юристами-фрилансерами, верстку договора и отсутствие совести, а также killer feature абонентской юридической поддержки.

Юрист Рунетлекса Ани Ароян беседует с основателем и арт-директором дизайн-студии Ro-jo Илоной Кравченко и проджект менеджером Лейлой Закарьяевой.

Ани: Мы сотрудничаем с вами с конца прошлого года. Как вы решали юридические задачи до этого?

Илона: Решали – это громко сказано. Был плохой шаблон договора из интернета, который мы дорабатывали. Каждый раз, когда дело доходило до согласования с юристами клиента, возникали сложности. Тебе отвечают, ты гуглишь десяток терминов, переживаешь, что подпишешь что-то, а потом тебя засудят – в общем, нервы и страх. А когда нужен новый документ – снова идешь в Гугл. И так по кругу.

Получается, договоры были формальностью? Или они должны были выполнять определенную задачу, регулировать риски?

Илона: Нужен был договор по Time & Materials, но его практически невозможно было найти. Нужен был NDA – тоже долго не находили. Был ужасный шаблон договора на фикс, а понимания его обязательных составляющих не было. И как отразить условия, нас защищающие, тоже.

Плюс в договорах из интернета были очень сложные формулировки – мы даже ChatGPT использовали, чтобы их расшифровать и хоть что-то понять.

И все равно это были максимально общие формулировки, которые мы старались локально править, но лучше не становилось.

А кто в компании всем этим занимался?

Илона: Все вместе. Да, у всех взрывался мозг.

Это сколько раз в месяц происходило?

Илона: Один-два договора в месяц под новые проекты. И каждый раз приходилось все немного адаптировать. Мы это делали долго, плохо и ненавидели процесс.

Лейла: Второй проблемой были правки от юристов со стороны клиента. Мы читали и не понимали, что они от нас хотят. Что вообще делать? Сколько денег у тебя отберут в случае чего? Или эти приколы с NDA и миллиардные штрафы. Читаешь и думаешь – окей, я до конца жизни никому не буду об этом рассказывать.

И не с кем посоветоваться – вот еще в чем была большая проблема.

Проблема правок отчасти актуальна и для юристов. Мы иногда тоже читаем, что пишут коллеги, и ничего непонятно. А спорные ситуации возникали?

Илона: Да, и в них мы возвращались к договору – а там про это не указано и не прописано. И вот сейчас придется прогибаться под клиента, хотя нужно было все предусмотреть и отразить в договоре. А этого нет, и никаких правил игры нет. Потому что договор служил формальностью, чтобы быстрее начать работу с клиентом.

Была ли в этих мучениях последняя капля?

Илона: К нам пришли клиенты, которым нужно было продавать спринты и T&M. А у нас договор вообще не про это – проблему нужно решать. Мы поняли, что если сейчас начнем это делать сами, то будет опять плохо, долго, и перед клиентом опозоримся, и репутацию потеряем.

В тот момент мы менторились с Cedro (работают с Рунетлекс – прим.), и они посоветовали идти к вам. Тут все сложилось: внешние обстоятельства плюс рекомендация от партнеров.

То есть, и накипело, и было желание экономить время, ресурсы, не потерять клиентов и спать спокойно.

Илона: Да, плюс договор – это важная деталь, которая влияет на восприятие компании, особенно, если она занимается дизайном. Если у тебя договор, в котором сложносочиненные предложения на сложном юридическом языке – это не мэтчится с ценностями, которые ты транслируешь клиенту. А еще текст криво-косо сверстан и в нем ничего непонятно – получается тотальное расхождение в восприятии тебя как бренда.

Лейла: Меня долгое время мучил вопрос, почему люди этим не заморачиваются?

Тебе клиент платит несколько миллионов, а ты присылаешь ему уродский договор – у тебя совесть есть вообще?

Или слово меняешь в этом вордовском документе – верстка летит в космос, таблицы съезжают, шрифты разные: то без очков не прочтешь, то талмуд. Почему многие компании этим пренебрегают? Юридический дизайн – это же база, гигиена.

Да, документы определенно отражают то, как компания относится к работе том числе.Вы сказали, что вам нас посоветовали. А до этого пробовали работать с юристами?

Илона: Да, искали на Профи.ру, но ничем хорошим это не закончилось.

Во-первых, они не вникали в проблему, не понимали специфики нашей работы.

Во-вторых, никогда не было обоснования цены, из чего она формируется, как дальше будут оцениваться задачи. Был случай: мы общались с юристом и хотели уточнить, как строится работа. Пришел ответ – приходите на консультацию, стоит столько-то.

В-третьих, фрилансер – это человек, который в самый нужный момент заболеет или умрет. Или, окей, просто может кинуть. Словом, доверия не вызывает.

Нужны были хорошие айтишный юристы. Мы несколько раз общались с нашим окружением из диджитала, и все единогласно советовали вас.

Получается, нужна была постоянная поддержка именно юристов по IP, IT?

Илона: Да, понимание, что нужны юристы с бэкграундом в IT было изначально. Обычный юрист не знает, например, что такое «спринт». И ты потратишь уйму времени, чтобы объяснить, хотя проще прийти к ребятам, которые и понимают специфику, и сами скажут тебе, как лучше сделать. Экспертность очень важна.

Еще я знаю Павла Мищенко достаточно давно – с 2016 года мы друг друга читали в Фейсбуке и даже общались. Поэтому доверие к Рунетлексу было сформировано. Но мне казалось, что вы очень дорогие. А потом начинаешь ресерчить рынок и цена оказывается нормальной для такого вида услуг и, главное, их качества. И, да, мы готовы чуть доплатить за свое спокойствие.

Давайте тогда немного про совместную работу поговорим. Как вам с нами работается?

Илона: У вас есть юридический дресс-код. Мы знаем, что всегда будет корректное общение, что нас всегда поймут, есть эмпатия. Что мы можем в любой формулировке задать вопрос. Что в Рунетлексе нет случайных людей, с недостаточным количеством опыта, что не нужно никого проверять, искать отзывы.

Лейла: Тут нечего добавить, разве что все вышесказанное – это репутация. Она у вас есть.

И еще важное: сколько бы глупых вопросов мы не задали, на них всегда придет ответ. И тупыми мы себя при этом не чувствуем.

Глупых вопросов не бывает, и их нужно задавать, потому что от этого зависит конечный результат.Какой результат вы получаете от нашей абонентской поддержки? Есть ли изменения в компании?

Илона: если говорить про ощущения, то определенно появились стабильность, уверенность и спокойствие. Может звучать банально, но это важно в работе с юридическими вопросами.

Наш договор сейчас – это инструмент, который защищает наши права и границы.

Мы понимаем каждый пункт, понимаем, как с ним работать. Договор легко редактируется, как и должен редактироваться, он визуально выглядит так, что тебе комфортно его читать. Мы буквально гордимся им и показываем его на этапе пресейла клиентам: вот, посмотрите, какой у нас понятный, классный договор. И это также повышает наш статус.

Лейла: Еще мы можем дать вам контакт клиента, и вы сами с ним все решите, договоритесь, поможете кастомизировать договор под его нужды. Для нас это “киллер фича”.

Мы разгружены от юридических задач, а те, что возникают – не кладутся в долгий ящик и решаются легко. Вот, сидим, кайфуем.

Здорово, что у нас совпадает видение нашего взаимодействия. Значит, к нам приходят люди с похожими ценностями, для нас это многое значит. Спасибо вам за интервью, спасибо, что вы с нами.

Илона: Спасибо! Еще раз скажу, что нам очень приятно и мы очень рады с вами работать.

88
Начать дискуссию