Определение рыночной стоимости исключительного права на многократное использование многосерийных художественных фильмов

Определение рыночной стоимости исключительного права на многократное использование многосерийных художественных фильмов

Запрос Заказчика

В ABN Group (далее – Консультант) обратилась кинокомпания, производящая телесериалы в России, с целью оценки стоимости исключительных прав на сериалы.

Проделанная работа

Консультантом проведен анализ бизнес-модели деятельности Заказчика, в ходе которой выявлены ключевые ценообразующие факторы, влияющие на рыночную стоимость телесериалов. В частности, выявлены следующие факторы:

• Количество серий.

Все сериалы можно условно разбить на длинные и короткие. «Короткие» – до 20 серий включительно, «длинные» – свыше 21 серии. Длинные сериалы требуют гораздо большего лицензионного периода, чем короткие, соответственно возможность повторно продать длинный сериал гораздо ниже, чем короткий. Также, помимо вероятности наступления повторной продажи, существует тенденция к увеличению дисконта на вторичную продажу для длинных сериалов по отношению к коротким.

• Лицензионный период.

По длине лицензионного периода, на который каналы приобретают лицензии на показ фильма, сериалы можно разделить на три подгруппы:

1. сериалы с лицензионным периодом до 5 лет;

2. сериалы с лицензионным периодом свыше 5 лет;

3. сериалы с бессрочным лицензионным периодом.

• Количество заключенных договоров с каналами и ожидаемые поступления от продажи лицензий каналам.

• Наличие фактов первичных, вторичных и третьих продаж лицензионных прав каналам.

Факты продажи эфирных прав на лицензионные территории можно разделить на три типа:

Первая продажа лицензии на показ фильма (телесериала) – это первичная продажа эфирных прав на территорию России для показа по бесплатному телевиденью (далее по тексту – Первая продажа).

2. Вторая продажа лицензии на показ фильма (телесериала) – это продажа прав пользования сериалом на 2-й лицензионный срок на территорию России, а также на 1-й лицензионный срок на территорию прочих стран (далее по тексту – Вторая продажа).

3. Третья продажа лицензии на показ фильма (телесериала) – это продажа прав пользования сериалом на 3-й лицензионный срок на территорию России и 2-й лицензионный срок на территорию прочих стран (далее по тексту – Третья продажа).

В ходе работ выявлено, что средняя длительность лицензионного периода от первой, второй и третьей продажи варьируются в среднем от 1 до 3 лет.

• Рейтинговый показатель сериала.

Консультантом помимо ценообразующих факторов также выполнен анализ формирования стоимости фильмов – затрат на создание сериала, которые складываются из расходов на формат, сценарные расходы и расходы на производство сериала.

• Под форматом понимается идея сериала, который прошел в других странах и имел успех у зрителей. Сценарий сериала переделывается под российского зрителя. При этом, первоначальный основной сюжет сериала остается неизменным. Если действие сериала происходит в России, сценарий переписывается с учетом российской действительности и способов решения семейно-бытовых проблем, с которыми может столкнуться среднестатистическая русская семья.

• В состав сценарных расходов входят затраты на сценарий, синопсис, а также расходы на переработку сценария.

✓ Общий синопсис – литературное произведение, содержащее краткое изложение фильма, в котором должна быть отражена основная сюжетная линия, персонажи и ключевые события.

✓ Сценарий – литературно-драматическое произведение, созданное творческим трудом автора, являющееся основой для создания фильма, включающееся в себя сценарий в диалогах и поэпизодный план фильма. •

• Производство фильма возможно как силами самой кинокомпании, так и компанией, которая занимается исключительно производством фильмов (студия). Производство фильма по заказу продюсера является выполнение студией всех необходимых работ в целях создания фильма на основе предоставляемых продюсером литературных материалов и осуществление контроля за ходом съемок студией.

В себестоимость производства входят такие статьи, как актерские гонорары, музыкальный бюджет (покупка прав на музыку), аренда места съемок и / или строительство объектов в павильонах, визуальные эффекты (спецэффекты), расходы на съемочную группу, транспорт, проживание, охрану…

Результаты

Итогом проделанной Консультантом по проекту работы – определение рыночной стоимости исключительных прав на телесериалы, принадлежащие Заказчику, для формирования залога с целью привлечения финансирования на развитие бизнеса.

Начать дискуссию