Расставить все «точки» над Qiwi: как компенсировать потери, если Точка Банк и АСВ не помогут?

История с отзывом лицензии у Киви Банка (АО) набирает обороты – 11.04.2024 было опубликовано решение Арбитражного суда г. Москвы о его ликвидации. Сегодня я расскажу о том, как можно поступить, если у вас не получается вытащить деньги из Лалиры (оператор платежей из ОАЭ, входящий в одну группу с Киви Банком и на 100% принадлежащий Qiwi PLC – холдинговой компании группы), а Агентство по страхованию вкладов и Точка Банк вам не помогают.

Группа "Киви" устроена так, что одни матрешки отвечают за получение ваших денег, а другие - за их возврат. Как думаете, какая часть схемы работает лучше?
Группа "Киви" устроена так, что одни матрешки отвечают за получение ваших денег, а другие - за их возврат. Как думаете, какая часть схемы работает лучше?

Отзыв лицензии и ликвидация Киви Банка

Приказом от 21.02.2024 № ОД-266 Банк России отозвал лицензию на проведение банковских операций у Киви Банка, мотивировав это (i) нарушением Киви Банком закона о банковской деятельности (ранее регулятор неоднократно принимал меры воздействия в отношении Киви Банка), и (ii) нарушением требований «антиотмывочного» законодательства.

10.04.2024 появилась информация о принятии судебного акта о ликвидации Киви Банка по иску Банка России, днем позже был выложен полный текст решения суда о ликвидации Киви Банка.

Из него в том числе следует, что на счетах и в резервах у Киви Банка остался 1,6 млрд рублей.

Точка Банк вступает в игру

Кроме компенсаций от Агентства по страхованию вкладов деньги клиентов Киви Банка возвращает и частный "волшебник на голубом вертолете" с достаточной ликвидностью.

Точка Банк, клиенты которого открывали счета в Киви Банка, объявил о готовности «выплатить 8 млрд рублей своим клиентам, чьи деньги оказались заморожены в Киви Банке», мотивировав это тем, что клиент дороже денег.

Уже 05.03.2024 официальное сообщество Точка Банка в ВК объявило о первой выплате клиенту Киви Банка. Счастливчиком стала московская компания по продаже фармацевтических товаров.

Киви Банк ликвидирован, клиенты получили деньги назад (ведь так)?

Казалось бы, клиенты Киви Банка так или иначе получат деньги назад – нужно закрыть эту страницу истории и двигаться дальше, радуясь, что не остался без штанов.

Но, как обычно, у семи нянек дитя без глаза. Дело в том, что в одну группу с Киви Банком входит LALIRA DMCC («Лалира»), обе компании на 100% принадлежат холдинговой компании Qiwi PLC (именно ее акции можно купить на Мосбирже и на NASDAQ). Лалира зарегистрирована в Дубае (DMCC Free Zone) и проводит платежи группы за границей.

Несмотря на отзыв лицензии и ликвидацию Киви Банка компания продолжает работать, но возвращает и переводит деньги по требованиям клиентов с относительно небольшими суммами на счетах.

Для крупных клиентов Лалира работает как «великий слепой»: деньги вы, конечно, можете принести, но для вас мы работаем только на вход – ничего вернуть или перевести у вас не выйдет.

Фактически Лалира совершает сделки с предпочтением (когда вы платите одним кредиторам вперед других, но не можете удовлетворить все требования), и такие сделки могут быть признаны недействительными по праву всех юрисдикций с приличным законом о банкротстве.

Как Лалира присвоила деньги моего клиента, и что мы с этим делаем?

Эпизод I. Менеджмент группы Киви наживается на клиентах Лалиры

В неприятную историю с Лалирой попал один из моих клиентов – по условиям NDA не могу раскрывать название компании, но уверен, что многие из вас пользуются его сервисом.

Клиент заключил с Лалирой договор, согласно которому Лалира обязалась принимать и проводить платежи по его запросу. После отзыва лицензии у Киви Банка Лалира заморозила значительные денежные суммы своих клиентов. Никаких оснований для этого в договоре, конечно, не было.

Мы направили в адрес Лалиры требование о возврате средств на счет клиента, но в ответ получили лишь отписку – приходите завтра, наша касса обязательно будет открыта для вас (завтра длится уже больше месяца). Что забавно – отвечает «Лалира» с домена «qiwi.com», ясно, откуда ноги растут (дубайского Центрального банка на них нет!).

Эпизод II. Расторжение договора и повторное требование

Письменное требование о возврате денег на счете не производит на менеджмент Лалиры должного впечатления и решили расторгнуть договор, потребовав вернуть деньги со счетов.

Для расторжения договора требуется основание. К счастью, договор подчиняется английскому праву, которое в качестве одного из оснований для его расторжения предусматривает существенное нарушение («repudiatory breach»).

Что может быть более существенным чем отказ вернуть деньги, размещенные на счете в платежном сервисе? Вот и мы так подумали, поэтому Лалира получила уведомление о расторжении договора с требованием вернуть все неосновательно удержанное.

Эпизод III. Дальнейшая стратегия

Надеемся, что Лалира перестанет цепляться за хрупкую надежду вытащить бизнес за волосы аки Мюнхгаузен и вернет деньги клиентам. Но готовиться надо к худшему – если гора не идет к Магомеду, то Магомед реализует все доступные средства правовой защиты.

Одним из вариантов защиты интересов клиента, который я сейчас рассматриваю, является подача заявления о банкротстве Лалиры (напомню, компания зарегистрирована в Дубае) в российский суд.

Вы спросите – а что, так можно было? И я отвечу – да, но есть нюанс. За последние два года множество иностранных компаний покинули Россию, оставив активы на волю кредиторов и Росимущества.

Из-за этого в российские суды начали поступать дела о банкротстве иностранных компаний – всем известно, что руки российского правосудия могут дотянуться и до Кипра, и уж тем более до Эмиратов. На самом деле, конечно, нет – банкротство в этом случае работает только в отношении российских активов иностранной компании.

И вот совсем недавно Верховный Суд РФ подробно высказался о банкротстве иностранной компании в России – представляю вашему вниманию дело Westwalk Projects Ltd.

В этом деле Верховный Суд разрешил российским судам банкротить иностранную компанию, если ее деятельность была направлена на российских лиц, ее кредиторы – российские лица и др.

Применив эти критерии к Лалире, мы обнаруживаем «бинго», ведь:

  • Лалира обслуживала интересы группы Киви, если бы не клиенты, связанные с Россией, то бизнес бы точно не взлетел.

  • Лалира входит в одну группу с Киви Банком – обе компании на 100% принадлежат «кипрской» Qiwi PLC, акции которой оборачиваются на Мосбирже.
  • Лалира прекратила исполнять обязательства перед клиентами сразу после отзыва лицензии у Киви Банка.

Банкротство Лалиры позволит поискать ее российские активы через конкурсного управляющего, покрутить варианты с субсидиарной ответственностью участников группы, в том числе материнской компании Qiwi PLC.

Также мы рассматриваем варианты работы в ОАЭ, Англии (оговорка из договора с Лалирой ведет нас туда) и даже на Кипре (по месту регистрации материнской компании), благо публичной информации о компаниях сколько угодно – боже, благослови SEC.

To be continued…

Если вы пострадали от действий Лалиры, пишите, будем думать над стратегией вместе, пишите в комментах или в мою Телегу: @NikitaIvkin

66
3 комментария

Под другим углом посмотрел на дело в ТГ: https://t.me/nikita_ivkin/329

3
Ответить

Жаль конечно этого добряка, хороший кошелёк был

2
Ответить

Да, но в ЦБ нормальные стандарты работы, видимо, комплаенс не был налажен в достаточной степени.

Ответить