Бизнес и самозанятые: как приказ Минтруда повлияет на работу с фрилансерами

Бизнес и самозанятые: как приказ Минтруда повлияет на работу с фрилансерами

По состоянию на декабрь 2023 г. в России насчитывалось 9 млн самозанятых, которые заработали 2,9 трлн рублей. И заплатили от 4 до 6 % налога – гораздо меньше, чем те, кто оформлен по ТК. Для компаний, их нанимающих, это существенная экономия по сравнению с штатными работниками, ведь за самозанятых не нужно платить НДФЛ (13%) и страховые взносы (30%). Да и основной налог они взносят за себя сами.

Компаниям выгодно нанимать самозанятых, а потому они нередко предлагают этот режим тем, кого ранее были бы вынуждены нанять в штат. Однако власти это не устраивает. И ранее за нарушение «режима» работодателю мог грозить штраф с дочислением НДФЛ и взносов, а теперь все стало еще строже. О том, что поменялось этой весной, расскажем ниже.

Что изменилось?

В 2024г. власти активно взялись за нелегальных работников и работодателей. 1 января начал действовать ФЗ от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в РФ», а вместе с ним – и региональные комиссии по борьбе с нелегальной занятостью. Признаки такой деятельности были определены приказом Минтруда от 2 февраля. Если комиссия найдет в ходе проверки хоть один из нижеперечисленных фактов, информация передается в Роструд и комиссию по противодействию нелегальной занятости:

- Компания работает более чем с 10 самозанятыми за период 12 месяцев;

- Оплата самозанятым составляет более 20 000 рублей в месяц (в среднем);

- Самозанятые работают в компании более 3 месяцев (в среднем);

- В компаниях у 10 сотрудников зарплата меньше МРОТ и этих сотрудников – 10% от общего количества сотрудников;

- Зарплата в компаниях на 35% меньше, чем среднеотраслевая;

- В компании применяют ККТ.

Необходимо исключить подобные признаки не только из договоров, заключаемых компанией с самозанятыми, но и в целом из деятельности компании.

Позиция налоговой

Налоговая в своих письмах (№ ЕА-4-15/4674@ от 15.04.2022 г., № АБ-4-20/13183@ от 16.09.2021 г.) разъяснила, какие признаки будут считаться доказательством подмены трудовых отношений:

- регистрация физлица в качестве самозанятого является требованием заказчика;

- работник выполняет не разовые задания заказчика, а работы определенного рода на длительной (постоянной) основе;

- в договоре отсутствует четкий объем работ, для сторон имеет значение сам процесс труда, а не его результат;

- самозанятому ежемесячно выплачивается вознаграждение в установленном размере;

- размер вознаграждения не меняется в течение года;

- самозанятый обязан подчиняться внутреннему трудовому распорядку компании, а за несоблюдение предусмотрена дисциплинарная ответственность;

- договоры заключаются на длительный срок и носят систематический характер;

- в договоре присутствует условие о материальной ответственности на исполнителя работ;

- по условиям договора исполнение контролирует работодатель;

- после прекращения оплаты индивидуальные предприниматели прекращают деятельность и снимаются с учета;

- ИП или самозанятый выполняют работу на территории работодателя, его инструментами и оборудованием.

Важно!

В качестве доказательств может быть использована также переписка сторон, в том числе по электронной почте; свидетельские показания, аудио- и видеозаписи.

Именно поэтому важно не просто составлять договоры с самозанятыми, но также разъяснять порядок взаимодействия и потенциальные риски.

Как складывается судебная практика?

В спорах налоговых органов с компаниями, привлекающими самозанятых, суды обращают внимание на доказательства наличия трудовых отношений и документально подтвержденные факты. Ниже два свежих кейса:

Кейс 1

Решение АС Курской области от 15.04.2024 по делу №А35-7474/2022

Компании отказали в удовлетворении заявления о признании недействительным решения ИФНС России по г. Курску по следующим основаниям:

- предметом договора с самозанятым является оказание услуг по выполнению подсобных и вспомогательных работ в МКД, находящихся в управлении Заказчика, включая проведение технического обслуживания электроснабжения многоквартирных домов, находящихся в управлении Заказчика, снятие показаний общедомовых приборов учета многоквартирных домов в период с 20 по 25 число календарного месяца;

- в договоре установлен срок оказания услуг с условием, что в случае, если ни одна из сторон не заявила о расторжении договора, то он продляется на тех же условиях на 12 месяцев каждый год;

- для физлиц выплаты, производимые компанией, являлись единственным источником дохода.

Кейс №2

Постановление 18-й ААС от 04.04.2024 по делу №А76-18712/2023 [18АП-1587/2024]

Суды первой и апелляционной инстанций отказали ФНС в заявлении. Доводы налоговой о наличии фактических трудовых отношений между компанией и самозанятыми были отклонены судом по следующим основаниям:

- самозанятые были привлечены потому, что компании для выполнении разового заказа не хватало штатных сотрудников;

- услуги по договору оказываются на основании заявок заказчика, а не правила внутреннего трудового распорядка компании;

- оплата производится не в виде фиксированной суммы, а определяется исключительно количеством выполненных заявок (часов). Следовательно, оплате подлежит не процесс труда, а конечный результат;

- выплата вознаграждений происходит после окончания оказания услуг и подписания сторонами актов сдачи-приемки услуг;

- большинство опрошенных физлиц подтвердили факт самостоятельной деятельности в качестве самозанятых, а также факт регистрации в качестве самозанятых по своей инициативе;

- самозанятые граждане оплатили самостоятельно в полном объеме НПД с полученных доходов от общества, при этом часть физлиц имела также иные источники дохода;

- в договорах отсутствуют указания на должность, специальность или профессию самозанятого, его квалификацию, а, наоборот, содержатся поручения заказчика, направленные на получение конкретного результата, в котором заинтересован заказчик;

- договоры не определяют конкретное место работы самозанятых, отсутствуют должностные инструкции, указываются лишь требования к оказываемыми услугам (соблюдение ПДД, предоставление транспорта в чистом виде, оформление документов);

- тот факт, что компания является единственным (основным) источником дохода для большинства физлиц, не означает наличие между сторонами трудовых правоотношений, поскольку количество контрагентов определяется самозанятым самостоятельно исходя из желаемого к получению дохода.

Как теперь работать с самозанятыми?

Наличие одного из указанных ФНС признаков не говорит о нарушении и риске быть привлеченным к ответственности. Факт нарушения может подтвердить проверка всех обстоятельств.

Для исключения риска переквалификации отношений в трудовые компаниям нужно:

- не работать с более, чем с 10 самозанятыми за период 12 месяцев;

- не работать с одним и тем же самозанятым на протяжении более 3 месяцев за период 12 месяцев;

- производить оплату самозанятым не более чем 20 000 рублей в месяц;

Кроме этого, необходимо учитывать требования налоговой и признаки, по которым ФНС определяет подмену трудовых отношений, включая подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка компании, наличии четкого подчинения, определения места и режима работы и т.д.

Соблюдение указанных правил поможет исключить попадание компании в списки проверяемых работодателей со стороны ФНС и комиссий по борьбе с нелегальной занятостью.

ВАЖНО!

Кроме рисков привлечения к административной ответственности, доначисления налогов, назначения штрафов, с 2025 г. появится также риск попадания в реестр недобросовестных работодателей.

Рекомендации

Учитывая нормы закона, позицию профильных ведомств и сложившуюся судебную практику, компаниям, привлекающим самозанятых необходимо:

- провести анализ бизнес-процессов компании и выяснить целесообразность привлечения самозанятых вместо оформления штатных сотрудников;

- проанализировать условия договоров, оформленных с самозанятыми: проверить наличие условий-маркеров, которые могут стать причиной проверки ФНС;

- обучить сотрудников компании, которые отвечают за привлечение самозанятых и оформление отношений с ними, а также взаимодействуют с ними на этапе исполнения гражданско-правовых договоров.

Начать дискуссию