Уроки решения суда в споре SEC против Telegram

24 марта 2020 года Федеральный окружной суд США Южного округа Нью-Йорка удовлетворил ходатайство SEC о предварительном запрете на продажу и распространение криптовалюты Gram до вынесения судом окончательного решения по разбирательству (полный разбор дела с обновленным таймлайном здесь).

Несмотря на то, что суд не вынес решения по ходатайствам сторон об упрощенном судопроизводстве, он согласился со всеми аргументами SEC, включая основной: Gram является ценной бумагой.

Суть и значение решения суда

Чтобы добиться предварительного запрета, SEC должна была продемонстрировать, что вероятно сможет доказать нарушение Telegram Закона о ценных бумагах и существование риска нанесения ущерба в будущем в отсутствие запрета.

По мнению суда, SEC это удалось, потому что общая схема выпуска Gram является ценной бумагой, которую Telegram должен был зарегистрировать в SEC, но не сделал этого. Потенциальный ущерб же заключается в том, что незарегистрированные ценные бумаги будут приобретены розничными инвесторами, неспособными оценить риски подобной инвестиции.

Суд отверг аргументы Telegram, что план запуска блокчейна TON следует разделять на две стадии — заключение инвестиционных контрактов, являющихся ценными бумагами, и выпуск Gram, таковыми не являющихся. Вместо этого суд постановил, что действия Telegram были частью единой «схемы», являющейся ценной бумагой в понятии закона и подлежащей регистрации в SEC.

Суд пришел к этому выводу, основываясь на экономической реальности сделок Telegram с инвесторами: они вкладывали деньги в проект в расчете на усилия Telegram по развитию платформы и на последующую прибыль от роста цены Gram. «Целью Конгресса в принятии законов о ценных бумагах было регулирование инвестиций, в какой бы они ни представали форме и какое бы ни носили название», — указал суд, цитируя прецедент Верховного суда США.

Решение суда формально не является окончательным, и Telegram незамедлительно подал апелляцию в Апелляционный суд США Второго округа. Но шансы на то, что апелляционный суд отменит запрет, крайне малы, потому что суд первой инстанции имеет широкую дискрецию в установлении запрета, и это решение может быть пересмотрено только в случае злоупотребления этой дискрецией.

В данном случае оснований для пересмотра нет, а значит, нынешнее решение суда можно считать окончательным. Telegram сможет обжаловать и его, но до этого момента пройдут месяцы, а судьба такого обжалования непредсказуема.

Широта охвата запрета на продажу Gram

Текущий расклад закреплен в определении суда от 11 октября 2019 года: Telegram, а также его должностным лицам, сотрудникам, агентам и аффилированным лицам, включая TON Foundation, запрещено «доставлять Gram любым физическим и юридическим лицам или предпринимать любые другие меры для осуществления незарегистрированного предложения или продажи Gram». Этот текст стоит понимать буквально, а именно, что Telegram не может выпускать Gram никому — даже иностранным гражданам.

Telegram, как ни странно, такой расклад не устраивает, поэтому компания 27 марта попросила суд «пояснить» охват запрета, а именно, подтвердить, что он не будет применяться к иностранным инвесторам. Telegram мотивирует такую просьбу отсутствием экстерриториального применения американского законодательства о ценных бумагах, а также дает гарантию, что запретит зарубежным владельцам Gram перепродавать их американцам.

В ответном письме SEC сразу упрекнула Telegram в попытке безосновательно пересмотреть охват запрета, который не нуждается ни в каком «пояснении». Это правда, что юрисдикция американского суда не распространяется на сделки с ценными бумагами, совершаемыми полностью в других странах. Но к случаю Telegram этот принцип не относится, потому что суд уже согласился с доказательствами SEC о том, что инвесторы Telegram подразумевались не как конечные пользователи Gram, а как каналы для распространения токенов широкой публике по всему миру, включая США.

По мнению SEC, гарантии Telegram о наложении ограничений на перепродажу Gram не заслуживают доверия ввиду того, что Telegram закрывал глаза на нарушение аналогичных ограничений на стадии предпродажи Gram и не будет иметь технической возможности предотвратить приобретение Gram американцами на криптовалютных биржах.

А стопроцентная перспектива попадания Gram в руки американцев дает суду полное право использовать географически неограниченную формулировку запрета. Поэтому сомнений в том, что суд в очередной раз отвергнет позицию Telegram, практически нет.

Последствия решения для криптоиндустрии

О возможных вариантах дальнейшей судьбы проекта TON вы можете прочитать здесь, а сейчас остановимся на уроках решения суда для криптоиндустрии в целом.

Своим решением суд внес долгожданную ясность в статус токенов, выпускаемых в рамках блокчейн-проектов. Аргумент Telegram и различных некоммерческих организаций по развитию криптоиндустрии о том, что договоры с инвесторами могут быть ценными бумагами, а сами токены — потребительскими товарами, теперь фактически мертв.

Во-первых, заблуждение этой позиции продемонстрировала Комиссия по срочной биржевой торговле в своем письме, представленному по просьбе суда в данном разбирательстве, где пояснила, что актив может быть одновременно и товаром, и ценной бумагой.

Во-вторых, представители криптоиндустрии должны усвоить простую вещь: пока они используют чужие деньги для реализации своих проектов, всегда будет угроза применения мер от регулятора, мандатом которого является защита инвесторов от рискованных вложений.

Чтобы оценить серьезность этой угрозы, эмитентам следует трезво анализировать всю схему выпуска токенов по тесту Хауи, основываясь на экономической реальности предполагаемых сделок, а не на принятии желаемых формалистских разделений в понятиях «договор о приобретении» и «сам токен» за действительные. Если покупатели токенов будут мотивированы в первую очередь потенциальной прибылью, зависящей от усилий эмитента, интерес к проекту от SEC практически гарантирован.

Избежать карающей руки правосудия удастся лишь по-настоящему децентрализованным проектам, не обещающим и даже не намекающим на будущую прибыль своим пользователям. Всем остальным придется либо полностью отсекать юрисдикцию США в реализации проекта (что будет нести риски, если проект станет успешным и разрастется), либо регистрировать свои ценные бумаги по всем правилам, как это делают, например, платформы для кредитования между физическими лицами LendingClub и Prosper. Время «Дикого Запада» ICO ушло навсегда, и чем быстрее эмитенты токенов это поймут, тем лучше для всего рынка.

Автор статьи — Евгений Краснов, лицензированный юрист по праву штата Нью-Йорк и руководитель практики международных споров в юридической фирме Buzko Legal.

#icotelegram #gram #telegram #ton #аналитика

1818
8 комментариев

Комментарий недоступен

1
Ответить

Почему для грамма является проблемой, если он будет ценной бумагой, а не товаром?

Ответить

Скорей всего к нему быстренько применят кучу запретов и ограничений как для классических валют.

Ответить

ну а если они его просто переименуют?

Ответить

Спасибо за статью! Почему-то не открывается гугл док с полным разбором.

Ответить

Спасибо, обновил ссылку

Ответить