Кто успел, тот и съел: нужно ли защищать интеллектуальную собственность от пандемии

В условиях карантина, закрытия целых отраслей малого и среднего предпринимательства (МСП), каждый выживает, как может: кто-то обращается лично к Президенту с просьбой спасти тонущий корабль, кто-то организовывает доставку чего только может, а кто-то пытается воспользоваться кредитными каникулами.

Пандемия коронавируса COVID-19 изменит мир до неузнаваемости: спрос на онлайн-услуги возрастет, появятся разнообразные виртуальные помощники и после кризиса 2020 года в России смогут восстановиться очень немногие представители МСП.

Но антикризисный маркетинг сделал свое дело: параллельно с этим появилось немало решений и инструментов, которые интересны потребителям и спрос на которые, очевидно, продолжится и после снятия карантина.

Проект «Чувство собственности» совместно с деканом юридического факультета РГАИС Ольгой Терещенко разбирался, нужно ли регистрировать товарные знаки с привязкой к «короне», стоит ли бизнесу патентовать антикризисные решения и можно ли заработать на коронавирусе.

Можно ли зарегистрировать «коронавирус»?

В Роспатент поступило несколько заявок, так или иначе имеющих отношение к COVID. Например, заявка от московского ИП Боайко Андрей Витальевич «Коронавирус» на разные группы товаров - от 3D-очков до бронежилетов и церковного облачения. Похожую заявку подали и предприниматели из ООО «Первый городской ритуал» - на слова «коронавирус», «coronavirus», «COVID-19».

Товарные знаки на темы, вызывающие широкий общественный резонанс, подаются постоянно. В Роспатент в свое время были поданы заявки «Pussy Riot», «Ждун», «На донышке». Весной 2018 года на регистрацию было подано 12 заявок «Новичок» – спустя два года это наименование уже никому ни о чем не говорит. Причем Роспатент тогда выдал эти регистрации, эксперты не увидели в них крамольного – просто слово. Но регистрация на такие слова, как «Руссиано», «Денег нет, но вы держитесь» – не были выданы по разным причинам.

Такие «хайповые» заявки, прежде всего, имеют исключительно рекламный характер, не правовой. Никакого финансового эффекта иметь не будут, создаются и подаются, зачастую, исключительно для создания инфоповода.

Советы по регистрации товарных знаков в Роспатенте

Хорошо, а если начал доставлять «коронаПИЦЦУ»?

Само по себе слово «коронавирус» происходит от известного «корона», поэтому зарегистрировать товарный знак с подобной производной можно – потому, что слово значимое и может пригодиться впоследствии. Но при этом очевидно, что волна интереса быстро спадет.

Кроме того, сейчас такое количество товарных знаков со словом «корона», что с большой вероятностью зарегистрировать конкретно такое наименование в нужном классе уже не получится. Очевидно, что правами на «корону” для пиццы или напитков и прочего уже кто-то обладает, а значит, заполучить права на близкие (сходные) “коронапиццу” и “коронаводу” (или -водку) уже не удастся. Поэтому важно перед запуском кампании по продвижению продукции заказать патентный поиск – напрямую в Роспатенте или через юридическую фирму.

В отношении краткосрочных тем – надеемся, что коронавирус все-таки будет краткосрочной - регистрация товарного знака нецелесообразна. Ведь речь идет о захвате монополии на объекты, которые скоро перестанут быть интересны. Это лишняя трата средств, сил и времени – лучше эти ресурсы потратить на маркетинг. Исключение составляют разве что знаки в отношении медицины и фармацевтики.

А лекарственные препараты?

Наименование лекарственного средства, которое планируется к выводу на рынок, требует регистрации. Вероятно, те лекарственные средства, которые разрабатываются для борьбы с коронавирусом, будут иметь непатентуемые названия, состоящие из совокупности названий действующих веществ - такие обозначения не подлежат регистрации в позиции права интеллектуальной собственности. То же можно сказать о названиях, основанных, явным образом, на названии болезни - то есть производные от “коронавирус”, “coronavirus”, “covid”. Либо к массовому использованию для лечения будет призван препарат, который уже давно присутствует на рынке, просто его начнут использовать в новом качестве, как следствие, название, скорее всего, уже будет зарегистрировано.

Вывод: изобрести панацею сложно, но нужно, а регистрировать товарный знак на эту панацею будет еще сложнее.

Как зарегистрировать права на онлайн-решения?

Даже традиционные офлайн-компании стали искать онлайн-решения – особенно в event-отрасли, в сфере образования. Очевидно, что эти технологии будут востребованы и после окончания пандемии.

Компаниям, которые придумали свои технические решения для перехода в онлайн, в обязательном порядке нужно обеспечивать доказательную базу возникшего авторского права, фиксировать дату создания, или зарегистрировать в Роспатенте созданный объект как программу для ЭВМ.

Подрядчикам, которые разрабатывают сейчас IT-решения в большом количестве, предлагаем не углубляться ни в какие регистрации, подкреплять авторское право датой создания. При этом важно делать ставку на маркетинг и продвигать продукт на рынке. В таких условиях в выигрыше будут те, кто первый успел продать свой продукт клиенту, даже если решение было скопировано у кого-то другого, кто впоследствии не сумеет доказать первенство.

Что делать дизайнеру, который перепрофилировался и начал шить маски?

Правительством РФ уже разрешена упрощенная регистрация и вывод на рынок масок, бахил, перчаток, медицинской одежды. То есть сейчас есть возможность выйти с ними на рынок быстро. Рекомендуем ограничиться авторским правом: ведь, как правило, любой дизайн имеет огромное количество вариаций, запатентовать их если и возможно, то эта процедура будет слишком затратной для каждого дизайна, а кроме того, к моменту получения патента, результат может стать уже неактуальным.

Советы по защите интеллектуальной собственности тем, кто нашел выход во время кризиса и придумал новый продукт.

  • Если вы уверены в продукте и в том, что он будет актуален и интересен потребителям и после пандемии – смело подавайте заявку в Роспатент. Тем более что большинство юридических фирм, несмотря на «нерабочие дни», продолжают свою работу, а в самом ведомстве призывают предпринимателей пользоваться электронными сервисами (более того – предоставляются скидки на пошлины при онлайн-подаче заявок).
  • Если собрались использовать в продвижении приставку «корона» – проверьте для начала, есть ли у кого-то уже права на такое наименование.
  • В условиях пандемии важно работать на опережение: выживут только те, кто первым не только придумал, но и воплотил в жизнь. Поэтому действуйте: реализуйте, продвигайте, продавайте.

Удачи! Об основных аспектах сферы интеллектуальной собственности, удачных и не очень кейсах мы говорим в телеграм-канале «Бесчувственный», авторам которого можно задать вопросы по особенностям патентования.

2 комментария

А что же вы нашим дорогим ИТ-шникам одним авторским правом советуете ограничиться? А как же ТЗ на словесное обозначение онлайн решения?

Да-да! Вы абсолютно правы)