Агентский договор на практике. Кейс из практики taxCOACH®

Агентский договор на практике. Кейс из практики taxCOACH®

Пять правил построения бизнеса без дробления в действии.

Не устаем указывать на необходимость обдуманного подхода к применению всякого инструмента. Агентский договор не исключение. Как показывает практика, применение агентского договора из побуждений лишь налоговой экономии упоминается в каждом десятом деле с контекстом «искусственное дробление бизнеса». Совершенно другое дело, когда особенности ведения бизнеса и отрасль деятельности не оставляют шансов агентского договора избежать. Вот один из таких примеров.Исходная ситуация. Группа компаний осуществляет деятельность по проектированию ландшафтного дизайна для частных клиентов и организаций.

Чаще всего после проектирования компания также ведет полное сопровождение реализации проекта, включая комплектацию и проведение строительных работ. При этом стоимость таких работ и материалов составляет весомую долю в выручке бизнеса.

Договоры на сопровождение комплектации заключались в виде договоров поставки, что искусственно увеличивало выручку на своих субъектах. Хотя фактически компании искали поставщиков/подрядчиков и заказывали индивидуальное изготовление/подбор определенных товаров, согласно проекту. Налицо посредническая функция услуги сопровождения. Между тем, заключить агентский договор на соотвествующие услуги с клиентом бизнес не может.

В этом случае всю свою наценку на услугах придется показывать в виде агентского вознаграждения, размер которого в сравнении с себестоимостью заказываемых товаров нужно объяснить клиенту. С другой стороны, в отношениях с поставщиками/подрядчиками есть нюанс получения бонусов и скидок для дизайнеров, о которых клиент вообще ничего не знает. В ситуации агентского договора в интересах клиента оформить такой бонус официально не получится.

Решение. Опираясь на 5 правил построения группы компаний без признаков искусственного дробления юридическая структура была выстроена следующим образом:

  • Теперь в группе компаний 3 субъекта — Проектирование, Сопровождение и Проектирование для организаций. Третья компания занимается исключительно договорами с организациями, замыкая на себе весь комплекс работ (проектирование, дизайн, консультирование в части сопровождения комплектации), учитывая специфику клиентов сектора B2B.
  • При этом функционирование субъектов должно быть строго с соблюдением Правила 1: «Структура группы компаний, ее субъектный состав и взаимоотношения между субъектами должны соответствовать реальным бизнес-процессам» и Правила 4: «Обеспеченность ресурсами. Обособляя те или иные функции в отдельный субъект группы, следует также наделить его ресурсами для их выполнения. Трудовыми, финансовыми, материальными, информационными». Каждая компания занимается только своим видом деятельности, заключает только соотвествующие ему виды договоров. У каждой компании есть соответствующий ее виду деятельности штат, офис, другие ресурсы.
  • Отношения между компанией Сопровождение и клиентами сохранены в рамках договора поставки, учитывая описанные выше особенности. Однако учтена роль Сопровождения как посредника между клиентами и подрядчиками. Объективно компания осуществляет только поиск подрядчиков и контроль за соответствием результата их работы проекту. Для реализации данного статуса при невозможности заключить посреднический договор с клиентом, можно заключить агентские договоры с подрядчиками. Таким образом, Сопровождение становится агентом своих подрядчиков. Это решает следующие вопросы:
  • Юридически закрепляется реальный функционал компании как посредника,
  • Выручка подрядчиков не включается в выручку Сопровождения, что уменьшает размер выручки компании до ее агентского вознаграждения. Соотвественно, уменьшается совокупная выручка бизнеса в целом,
  • Бонусом можно проверить на соответствие лимитам по УСН (с объектом «Доходы»).,
  • Сохраняются взаимоотношения подрядчика и Сопровождения по выплате бонусов за клиента (что характерно для отраслей дизайна), бонус официально выплачивается в виде агентского вознаграждения. При этом клиент о его размере и вообще самом факте бонуса не знает, как и ранее при оформлении цепочки отношений подрядчик-Сопровождение-клиент договорами поставки.
  • Для большинства поставщиков/подрядчиков такая модель выстраивания отношений приемлема, поскольку в большинстве своем — это небольшие предприятия, изготавливающие или поставляющие эксклюзивные и редкие вещи на заказ (изготовление уникальных дорогостоящих беседок, доставка эксклюзивных растений и т.д.). Они заинтересованы в каждом клиенте, тем более в том, с которым возможно выстроить работу в долгую. Безусловно, что в пуле подрядчиков и поставщиков есть и небольшая часть крупных, всем известных компаний. С ними, при невозможности перейти на агентские отношения, сохраняется договор поставки.
  • Деловая мотивация следует не только из функционального разделения с учетом особенностей каждого направления бизнеса, но и из корпоративных целей (согласно Правилу 3: «Зоны фактической и юридической ответственности должны совпадать. Как в отношении основателей бизнеса, так и менеджмента компании»). В модели владения кроме основателя бизнеса в состав участников компаний включены младшие партнеры - они же директора - руководители направлений. Произошла диверсификация структуры собственности в увязке с системой мотивации ключевого менеджмента, что само по себе является обоснованной деловой целью оформления бизнеса в группу компаний.
Агентский договор на практике. Кейс из практики taxCOACH®

Таким образом, юридическая структура построена с учетом 5 правил построения бизнеса без признаков дробления, что сводит риски обвинений к минимуму.

Смотрите видео на нашем ютуб канале про агентский договор:

11
Начать дискуссию