Договоры оферты из Интернета: в чем их самый большой недостаток

Всем привет! Меня зовут Мария Пожарова, я юридический директор компании Legal UP.

Все есть в Интернете. Да, и иногда это расстраивает. И не потому, что на продажу остается меньше материалов: дело вообще не в выгоде. Грустно, что молодые предприниматели бездумно скачивают из Сети чьи-то документы, например, договоры оферты, заменяют название указанной организации на наименование своей, с радостью размещают на сайт, а потом сетуют на «несправедливое законодательство», которое «не слушает бизнес в суде».

Когда скачивали, думали: «А какая разница? Ведь у всех все одинаковое! Главное, бумага есть!» А теперь, значит, законодательство несправедливое!

А разве все не одинаковое?

Ну, как вам сказать... Не у всех и не все одинаковое.

Бумага не просто должна быть: она должна быть про вас и для вас – отражать важные детали сотрудничества клиента именно с вашей компанией, а не с какой-то случайной. Кстати, радость от сэкономленных нескольких тысяч рублей (которые желательно было бы заплатить грамотному юристу, чтобы он составил договор оферты специально для вас) быстро сменяется досадой и разочарованием из-за непростительных ошибок в этой самой оферте: они довольно скоро начинают разорять бизнес. Обычно происходит эдакая рублевая магия: несколько сэкономленных тысяч рублей превращаются в десятки потерянных тысяч рублей.

Вот примеры:

  1. На сайте и в социальных сетях одна информация о сроках, формате или качестве выполнения услуги, а в оферте другая, потому что так решил кто-то, с чьего сайта скачана оферта. Здесь же скажем о недостаточности сведений о товаре и услуге: нередко в общей оферте общими словами написано о некой общей услуге (товаре). Если конкретики в документах нет, клиент вправе потребовать товар или услугу с характеристиками на свой вкус. Отказ предпринимателя выполнить пожелания станет поводом для направления досудебной претензии, а позже, возможно, и для обращения в суд. С общим договором и неумелыми попытками объяснить в суде, что имелось в виду другое, к выигрышу не прийти.
  2. В договоре оферты ничего не сказано об условиях отмены или возврата: «В их документе такого не было, да и мне зачем? Если кому-то что-то не понравится, буду решать в индивидуальном порядке, ведь всегда можно договориться!» Договориться можно не всегда: иногда клиент требует каких-то заоблачных компенсаций, а в случае отказа просто копирует договор и прикладывает к иску. Подробно описать порядок действий при отмене и возврате – забота того, кто предоставляет услуги. Получается, договор опять не помог защититься: оказался просто бесполезной формальностью.
  3. Ни слова об акцепте. Принял ли клиент условия оферты? Что это подтверждает: перевод полной стоимости услуги? Просто подпись в договоре? Неизвестно. «В оригинале об этом не говорилось. Или говорилось, но мне не подходило, поэтому я удалил, а вместо ничего не поставил, теперь еще и на одну страницу все вмещается – вообще хорошо». Не будем снова писать, что в случае разбирательства все, что сможет сделать такая оферта – подставить вас. Уже написали.

Оферта – вещь индивидуальная. Даже если вы скачали хороший, как вам кажется, документ компании, занимающейся той же деятельностью, что и вы, радоваться не стоит. Нюансов может быть множество. Пропустить пару важных деталей неспециалисту проще простого: потом будет мучительно больно за свой выбор поверхностно адаптировать чужой документ. Не забывайте согласовывать оферту с «Законом о защите прав потребителей», иначе это будет просто красивая, но не функциональная бумага.

Если бы нас попросили дать оценку такому явлению, как бездумное скачивание оферт из открытых источников, то мы оценили бы его в 0 из 5 – совсем не рекомендуем.

Засомневались в своем договоре оферты? Можете записаться на экспресс-анализ сайта: команда LegalUP проверит все размещенные документы и даст комментарий по каждому.

Подпишитесь на Телеграм-канал Юристы о бизнесе, где мы с командой помогаем внедрять право в бизнес-процессы безболезненно и делать бизнес безопасным.

11
Начать дискуссию