Как правильно ответить на сообщение ученика о возврате денежных средств за онлайн-курс, чтобы потом не проиграть суд?

Это реальный кейс, в котором мы чуть не проиграли дело из-за одного сообщения в личной переписке в Telegram.

Не секрет, что сейчас рынок образовательных услуг процветает. Вместе с ним растет и количество недовольных обучением учеников. Иногда претензии предъявляются обоснованно, иногда нет. В нашем случае был откровенный потребительский экстремизм.

Итак, почему всегда стоит смотреть на то, что вы пишете своему ученику?

Потому что скриншоты переписки могут служить доказательством для суда. Особенно если они касаются невыполненных обещаний, несоответствия курса заявленному содержанию, денежных сумм.

При рассмотрении дел о защите нарушенных интеллектуальных прав судам следует учитывать, что законом не установлен перечень допустимых доказательств, на основании которых устанавливается факт нарушения (статья 55 ГПК РФ, статья 64 АПК РФ). Поэтому при разрешении вопроса о том, имел ли место такой факт, суд в силу статей 55 и 60 ГПК РФ, статей 64 и 68 АПК РФ вправе принять любые средства доказывания, предусмотренные процессуальным законодательством, в том числе полученные с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в частности сети "Интернет".

Допустимыми доказательствами являются в том числе сделанные и заверенные лицами, участвующими в деле, распечатки материалов, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети (скриншот), с указанием адреса интернет-страницы, с которой сделана распечатка, а также точного времени ее получения. Такие распечатки подлежат оценке судом при рассмотрении дела наравне с прочими доказательствами (статья 67 ГПК РФ, статья 71 АПК РФ).

п. 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. N 10

Особенно аккуратными следует быть, если вы предлагаете частичный возврат денежных средств в качестве компенсации и жеста доброй воли. Вы хотите пойти навстречу ученику даже если ничего не должны, но это может быть использовано против вас. Суд может посчитать, что вы признали долг.

В нашем деле мы убедили суд первой инстанции и представили доказательства, что все обязательства перед учеником были выполнены. Суд принял решение в нашу пользу и отказал ученику в его требованиях.

<i>К суду мы готовили объемные возражения и собирали большой перечень доказательств, подтверждающих нашу позицию</i>
К суду мы готовили объемные возражения и собирали большой перечень доказательств, подтверждающих нашу позицию

Однако ученик не сдался и направил апелляционную жалобу, в которой указал суду, что ему предлагали компенсацию, что равняется признанию суммы долга.

Вторую инстанцию мы проиграли. Суд вынес решение, сославшись на сообщения личной переписки, не обратив внимание на другие доказательства, которые имелись в деле.

<i>Выдержка из судебного акта суда второй инстанции</i>
Выдержка из судебного акта суда второй инстанции
<i>Результат рассмотрения апелляционной жалобы истца - требования удовлетворены частично из-за скриншота, в котором клиент "выразил готовность вернуть денежные средства"</i>
Результат рассмотрения апелляционной жалобы истца - требования удовлетворены частично из-за скриншота, в котором клиент "выразил готовность вернуть денежные средства"

Мяч снова оказался на стороне клиента и теперь была его очередь подавать жалобу. В суде третьей инстанции суд отменил определение второй инстанции и направил дело на новое рассмотрение. Это значит, что все начинается сначала. Дело длится уже год.

<i>Результат рассмотрения кассационной жалобы </i>
Результат рассмотрения кассационной жалобы 

Чтобы с вами не произошло такой ситуации — вот советы, которые могут вам помочь:

  • Продавайте свои информационные и образовательные продукты только при наличии документов. И не используйте шаблоны из интернета или документы ваших партнеров/конкурентов

Я серьезно.

Оферта – ваш лучший друг. В ней вы можете зафиксировать все важные моменты, которые в большинстве случаев защитят вас в суде.

Шаблоны же скорее вам навредят, чем помогут.

  • Привлекайте юриста в случае возвратов

Большинство споров можно и нужно разрешать на досудебной стадии. Суды – это всегда дорого, долго и больно.

Поэтому обратиться к юристу – лучшее решение.

  • Будьте сдержанными в личной коммуникации

Помните, что ученики часто идут на манипуляции и могут осознанно выводить вас на эмоции для получения нужной реакции. Затем все это может быть зафиксировано и использовано в суде.

Игнорировать сообщения тоже не нужно, так как по Закону о защите прав потребителей досудебный порядок не обязателен и на требование ученика (даже в личном сообщении) вы обязаны ответить в течение 10 календарных дней.

Если вам нужна помощь в юридических вопросах, связанных с инфобизнесом – пишите. Контакты для связи указаны в моем Телеграм-канале.

11
10 комментариев

"Оферта – ваш лучший друг." а вы точно юрист?))

Ответить

Алекс, что именно вас смутило?))

Ответить