Масштабные изменения налоговой системы для бизнеса: обзор от ЦПО групп

Масштабные изменения налоговой системы для бизнеса: обзор от ЦПО групп
Коняева Анна
Управляющий партнер

В рамках запланированной налоговой реформы в Государственную Думу РФ направлен законопроект № 639663-8, который предусматривает ряд изменений в части форматирования налоговой системы с 2025 года. В этой статье расскажем о том, что касается бизнеса.

Необходимость изменений в основном объясняется с точки зрения социальной справедливости, которая выражена в том, чтобы повысить налоговую нагрузку тем налогоплательщикам, которые имеют более высокие доходы.

Однако, повышение налоговой нагрузки связано не только с введением прогрессивных ставок НДФЛ для физических лиц, но и с отменой части льгот. А также с введением новых обязанностей и повышением ставок налогов для лиц юридических

Юристы ЦПО групп подготовили подробный обзор изменений. Для простоты восприятия мы разделили обзор изменений на две части: для бизнеса и для граждан.

В этой статье расскажем об изменениях для бизнеса.

НДС

Самые жесткие и масштабные изменения вводятся по НДС. И касаются они появления новых налогоплательщиков и новых налоговых ставок: 5% и 7%. Использовать их будут компании, применяющие УСН, которые теперь становятся плательщиками НДС по следующей системе:

  • НДС 5% при сумме выручки от 0 руб. до 250 млн рублей, в том числе за прошлый налоговый период;

  • НДС 7% при сумме выручки от 0 млн рублей до 250 млн рублей для компаний, перешедших на УСН в текущем календарном году. Если они воспользовались освобождением от НДС и утратили право на применение ставки 5% в текущем периоде. Если их выручка за предыдущий налоговый период не превысила 450 млн рублей. При этом лимит по остаточной стоимости основных средств поднимут со 150 млн до 200 млн руб.

Если упрощенец вообще не хочет платить НДС, то это возможно при выручке до 60 млн. руб. В таком случае упрощенец может воспользоваться правом на освобождение от уплаты НДС. Так как для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, вносятся соответствующие изменения в статью 145 НК РФ.

Желающие воспользоваться правом на освобождение от НДС должны соответствовать следующим критериям:

  • сумма выручки за предыдущий налоговый период не превысила 60 миллионов рублей;
  • в текущем календарном году налогоплательщик, перешедший на УСН, также не превысил лимит выручки 60 млн рублей.

Для превысивших лимит выручки, или лиц, не воспользовавшихся правом на освобождение, в статью 164 НК РФ вносится новый пункт 8.

Если налогоплательщик превысил лимит выручки 250 миллионов рублей, то право на ставку 5% он утрачивает.

Для применения налоговых ставок 5% или 7% налогоплательщики должны представлять в налоговые органы письменные заявления в течение 20 дней после завершения квартала, в котором применяются эти налоговые ставки (фактически перед сдачей декларации по НДС за квартал).

При этом, Минфин хочет внести изменения в п. 8 ст. 145 НК РФ, согласно которым налогоплательщик, превысивший лимит выручки 60 млн рублей в текущем году, и утративший право на освобождение по НДС, не может воспользоваться правом на налоговый вычет.

Также, согласно изменениям, в п. 5 ст. 170 НК РФ, дополнительно компания, перешедшая на УСН в текущем календарном году, обязана восстановить НДС, ранее принятый к вычету по основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам. Также, из редакции статьи 170 НК РФ следует, что вычет не будет положен упрощенцам, применяющим ставки 5% и 7%, если НДС уплачен при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также, этот таможенный НДС не может быть включен в стоимость этих товаров при применении УСН «доходы минус расходы».

Как оценивать эти изменения?

Фактически, государство хочет, чтобы налогоплательщики взвесили все за и против. И решили сразу, что им выгоднее: платить НДС без применения освобождения, принимая «входящий» НДС к вычету; или получать освобождение от НДС, но утратить право фактически на все способы вычетов НДС при превышении лимита.

Это достаточно опасные нормы. Поскольку, если вдруг случится выездная проверка и налоговый орган установит «дробление бизнеса», и признает, что право на применение освобождения у упрощенцев не было, то на законных основаниях налоговый орган не позволит вам применить право на вычет, как в добровольном порядке (уточненками), так и по результатам проверки.

Дробление бизнеса и налоговая амнистия

Законопроект также впервые вводит официальное понятие «дробление бизнеса», которое выражено в искусственном разделении единого бизнеса на формально самостоятельные единицы.

А также обещает некую частичную амнистию для тех, кто добровольно в 2025-2026 годах без напоминания принял решение отказаться от схемы дробления, если она применялась в периоде 2022-2024 годов.

Для этого вводится право на истребование у налогоплательщиков документов, подтверждающих добровольный отказ от дробления в случае, если налогоплательщиком были поданы уточненные декларации.

Для выездных проверок период 2022-2024 годов — это классический трехлетний период, который может быть охвачен выездной проверкой в 2025 году.

И, если налоговики выйдут на проверку в 2025 году и установят признаки схемы дробления, то доначислят и налоги, и пени и штрафы.

А если владельцы такого бизнеса сделают это сами, на добровольной основе, то налоговые органы, согласно законопроекту, имеют право (но не обязанность) прекратить начисление штрафов и пеней, возникших в результате такого уточнения налоговых обязательств.

Возможность освободиться от штрафов и пеней будет и у тех, кто получил решение о привлечении к ответственности за период 2022-2024 год. Однако, это будет касаться тех налогоплательщиков, чьи решения о привлечении еще не вступили в законную силу на дату начала действия новой редакции НК РФ. То есть такие решения были получены, но месячный срок их обжалования еще не истек, или УФНС еще не приняло решение по поданной апелляционной жалобе.

По таким решениям, срок вступления в силу может быть приостановлен для выяснения, применял ли налогоплательщик аналогичную схему дробления в 2025-2026 годах. Если по результатам новой проверки будет установлено, что налогоплательщик применение схемы прекратил, право на отмену пеней и штрафов может быть сохранено. В случае приостановления вступления в законную силу решения по проверке за 2022-2024 год, оно вступает в силу одновременно с решением по выездной проверке за 2025-2026 год.

Фактически налоговые органы таким способом расширяют себе полномочия на взыскание налогов и вмешательства в хозяйственную деятельность налогоплательщика в течение более чем 8 лет (6 лет на два периода проверки + сроки на их проведение до вступления решений в законную силу).

Каким образом налоговые органы захотят прекращать начисление штрафов и пеней – в законопроекте не сказано.

Такой способ в настоящее время действует в отношении подачи уточненных деклараций по НДФЛ, и описан в Постановлении Конституционного суда РФ от 6 февраля 2018 г. N 6-П.

Способ реализуется подачей возражений на акты налоговых проверок и жалоб на решения налоговых органов. Однако, обязанности налоговых органов принимать такие действия налогоплательщиков во внимание, ни в Налоговом Кодексе РФ, ни в законопроекте Минфина – на настоящий момент нет.

Если налогоплательщик, имеющий решение о привлечении к ответственности по дроблению бизнеса, ликвидировался, реорганизовался или прекратил деятельность после банкротства, передав своих клиентов другой группе лиц (перевел бизнес), то иная группа лиц будет платить налоги за ликвидированное лицо в рамках возложения на них субсидиарной ответственности.

Налог на прибыль

В части налога на прибыль основные изменения касаются повышения ставок:

  • налогоплательщиков без льгот с 20% до 25%;
  • IT компаний с 0% до 5%.

Последствия для бизнеса

Для юридических лиц и ИП налоговые изменения скажутся и на увеличении финансовых и временных затрат:

  1. Прибавится количество документов, отчетов и справок.
  2. Подлежит изменению программное обеспечение, поскольку вводятся новые налоговые ставки по НДФЛ и НДС.
  3. Появятся новые принципы расчета.
  4. Потребуется массовое переобучение не только бухгалтеров, но и менеджеров, и других работников финансового сектора. Ведь компании и ИП на упрощенке никогда не вели НДС. Никогда не принимали его к вычету. И не знают, что такое камеральная налоговая проверка по НДС. И никогда не составляли документы по поставкам с выделением правильной суммы налога, зависящей от размера выручки и права на освобождение.

До введения изменений в НК РФ, руководителям и ИП лучше выяснить у поставщиков-упрощенцев их точку зрения на изменения и их намерение использовать освобождение по НДС. Потому что это повлияет на возможность применения налоговых вычетов у покупателя на УСН.

Если остались вопросы – ответим на них в комментариях.

Также в ЦПО групп можно обращаться за консультацией по любым иным вопросам налогового права. Многолетний опыт работы наших юристов позволяет находить выход даже из самых сложных ситуаций.

Контакты для связи:

+7 (812) 603-45-25 (доб. 100); +7 903 508-08-63

E-mail: boss@pravorf.ru

Много интересного контента по правовым вопросам в сфере налогов мы публикуем на сайте:

55
Начать дискуссию