Возврат технически сложного товара – как вернуть деньги за технику по закону?

Привет, это DestraLegal, ваш проводник в мир юридической грамотности.Знали ли вы, что для возврата электроники, бытовой техники или компьютерного оборудования существуют свои правила возврата, отличные от общих? Как показывает практика, 8 из 10 покупателей даже не знают об этом. И когда возникает необходимость в возврате денег за технически сложный товар, то появляется ряд проблем и вопросов. В данной статье разберемся с тем, что считается технически сложным товаром, и как же вернуть за него деньги в полном объеме?

Товары, не подлежащие возврату в 2024 году

По общему правилу технически сложные товары надлежащего качества обмену и возврату в течение 14 дней после покупки не подлежат!

Теперь нужно разобраться что же под технически сложным товаром понимает законодатель.

В своем информационном письме Роспотребнадзор дает следующее определение: технически сложные товары - это потребительские товары длительного пользования, имеющие сложное внутреннее устройство и выполняющие пользовательские функции на высоко технологическом уровне с использованием различных энергоресурсов.

Проще говоря, это электроника, бытовая техника, компьютеры или другие устройства, которые имеют много функций или работают на основе сложной технологии. Эти товары могут быть трудны в понимании их эксплуатации или настройке, и иногда требуют особого обучения или опыта для правильного использования.

Существует целый перечень технически сложных товаров, который утвержден Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 924.

Ознакомившись со списком можно заметить, что это: а) товары с электродвигателем; б)различная цифровая и компьютерная техника; в)предметы бытовой техники

Периодически список обновляется и актуализируется.

Вывод: товары перечисленные в данном перечне и, являющиеся надлежащего качества, не подлежат возврату.

При возникновении в магазине спора о том, является ли товар технически сложным, советуем обращаться к указанному выше перечню. Если товар прямо не указан в данном перечне, стоит перепроверить в Общероссийском классификаторе, в котором содержаться пояснения для некоторых категорий.

Возврат технически сложного товара надлежащего качества

Как мы уже выше обсудили, невозможно вернуть деньги за технически сложный товар надлежащего качества. Что значит надлежащего качества? Это означает, что товар работает так как следует, как заявлено в инструкции, без дефектов.

Однако все таки в некоторых случаях даже эту категорию товаров можно вернуть. Если уже после покупки станет ясно, что в магазине вам предоставили недостоверную информацию (например, о стране производителе или о функциях товара), то вы вправе обратиться в магазин с требованием об обмене (или возврате) технически сложного товара надлежащего качества и возврате денег.

Согласно статье 10 ЗоЗПП продавец обязан предоставлять покупателю полную и достоверную информацию о товаре: о технических свойствах, цене товара, гарантийном сроке, правилах эффективного и безопасного использования и т.д.

Кроме того, если вследствие непредоставления полной и достоверной информации о товаре покупателю был нанесен вред жизни и здоровью, то он вправе требовать от магазина не только обмена или возврата стоимости товара, но и возмещения такого вреда в полном объеме.

Возврат технически сложного товара ненадлежащего качества

Когда вы приобретаете товар и он имеет явный или даже скрытый дефект, то несмотря на то, что он является технически сложным товаром, вы имеете право на его возврат. Часто продавцы в этом случае отказывают в возврате именно потому, что ошибочно считают, что технически сложные товары никогда не подлежат возврату.

В соответствии со статьей 18 ЗоПП в случае обнаружения недостатков в технически сложном товаре потребитель вправе:

  • вернуть товар и потребовать возврата уплаченной суммы;
  • потребовать обмена товара на аналогичный;
  • потребовать заменить на товар другой марки (с перерасчётом покупной цены);

Любое из этих требований можно предъявить в течение 15 дней после передачи товара покупателю. В данном случае характер недостатка (например, даже если недостаток устраним) не имеет значение (об этом говорится в пункте 38 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2912 № 17).

Например, Иван обратился в суд с иском к автосалону с требованиями о расторжении договора купли-продажи автомобиля. Автосалоном в расторжении договора купли-продажи и замене автомобиля было отказано. Суд первой инстанции назначил судебную автотехническую экспертизу, которая выявила, что ряд недостатков, на которые указывал покупатель, во внешнем проявлении не были выявлены, а некоторые из них признаны следствием производственного дефекта при сборке автомобиля. Суд встал на сторону Ивана, ссылаясь на то, что недостатки приобретенного истцом автомобиля выявлены в течение 15 дней со дня передачи автомобиля. Однако апелляционный суд отменил это решение, ссылаясь на выводы экспертов об отсутствии ряда недостатков во внешнем проявлении и устранение ответчиком всех незначительных дефектов. А кроме того, указал на то, что выявленные недостатки не являются существенными недостатками и не создают препятствий для эксплуатации автомобиля. С таким решением в корне не согласилась судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации. Ссылаясь на п. 38 уже упомянутого нами выше постановления, она напомнила нижестоящим судам, о том что требования заявлены истцом в течение 15 дней после приобретения авто, а кроме того совершенно не важно насколько существенные или нет выявленные недостатки. У истца есть полное право на возврат.Судебная коллегия отменила апелляционное определение и оставила в силе решение суда первой инстанции (см. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2017 г. N 4-КГ17-53)

Что делать есть прошло 15 дней и вы обнаружили недостаток? Деньги все еще можно вернуть! Но только при определенных условиях:

  • Обнаружен существенный недостаток

Это недостаток, который не может быть устранен или его устранение требует значительных затрат или времени. Например, поломка ключевых компонентов или нарушение основных функций.

  • Затягиваются сроки проведения ремонта товара

Срок ремонта не может превышать 45 дней.

  • Невозможность пользоваться товаром

Из-за постоянных поломок и ремонта покупатель не может пользоваться товаром в совокупности более чем 30 дней (сохраняйте квитанции ремонтных центров, чтобы потом приложить их к заявлению).

Поменять или вернуть технически сложный товар с недостатком и взыскать с продавца его стоимость можно в течение всего гарантийного срока, а если срок не установлен, то в пределах двух лет после покупки.

Важно: если у вас отсутствует оригинальная упаковка или товарный чек, удостоверяющий факт оплаты, то вы все равно вправе обменять или сдать технически сложный товар назад. Магазин обязан принять его и без чека.

Возврат технически сложного товара, купленного в интернете:

В соответствии со статьей 26.1 ЗоЗПП покупатель вправе отказаться от товара (бытовой техники, гаджета), купленного онлайн, в любое время до его доставки.

После передачи вам технически сложного товара вы вправе отказаться от него в течение 7 дней без объяснения причин. Интернет-магазин обязан принять товар и вернуть деньги.

В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

То есть вернуть товар вы можете по любой причине в течение 7 дней, а в некоторых случаях в течение 3-х месяцев вне зависимости от того является ли этот товар качественным/некачественным, подпадает ли в список «невозвратных» товаров.

В законе нет какого-либо перечня товаров, которые нельзя вернуть, в случае их покупки дистанционным способом.

Все вышенаписанное является лишь небольшой “дорожной картой” для потребителя,когда он столкнулся с вопросом возврата товара. Получается,что законодатель предусмотрел различные пути возврата товара для потребителя. Нужно лишь знать, как правильно этими возможностями воспользоваться.

Понимание своих прав и обязанностей, а также знание нюансов законодательства поможет вам избежать неприятных ситуаций и защитить свои интересы.

1111
Начать дискуссию