Тем самым Верховный Суд поставил точку в вопросе о том, как необходимо толковать не вполне определенную норму статьи 19 Федерального закона № 98-ФЗ. Согласно ей, арендатор недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы в связи с невозможностью использования имущества в результате принятия органами государственной власти решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. В то же время, Закон не давал точного ответа на вопрос – обязан ли арендодатель при получении такого требования снизить величину арендной платы. Данный пробел позволил многим арендодателям – собственникам помещений в торговых и бизнес-центрах – отказывать арендаторам в снижении платежей, даже при том, что площади не могли использоваться по назначению.
а государство то налоги снизит на помещение и коммуналку? а то очередное "всем пива за счет заведения"
Постановлением Правительства РФ № 439 регионам было рекомендовано предоставить арендодателям, предоставившим отсрочку по внесению арендных платежей, "меры поддержки", в частности, касающиеся уплаты налога на имущество организаций. Законами некоторых субъектов уже предусмотрено снижение налоговых ставок. Но, к сожалению, такие меры приняты не во всех регионах. Там, где они есть - они часто не распространяются на случаи уменьшения арендной платы (применяются только в случае предоставления отсрочки, а отсрочка - это уже другая история, и предоставляется она по другим основаниям). Да и сами "меры поддержки", мягко говоря, нельзя назвать значимыми или эффективными. Поэтому - соглашусь, во многом риски и потери были возложены на арендодателей.
Многое зависит и от активности самих владельцев помещений в каждом конкретном регионе. На прошлой неделе мы в FPGS Consulting разработали по заказу владельцев нескольких объектов коммерческой недвижимости из одного областного центра проект регионального закона о внесении изменений в закон о налоге на имущество организаций. В законопроекте предусмотрели существенное снижение налоговой ставки в отношении собственников недвижимости - арендодателей, предоставивших отсрочку или уменьшение арендной платы в соответствии с Федеральным законом № 98-ФЗ. При поддержке региональной ТПП и уполномоченного по защите прав предпринимателей законопроект был внесен группой депутатов в региональный парламент, и уже назначен к рассмотрению в первом чтении. Мы надеемся, что закон будет принят в предложенной нами редакции, а собственники коммерческой недвижимости, которые пошли навстречу арендаторам, получат существенное снижение налоговой нагрузки по налогу на имущество. Аналогичным образом, во многих муниципалитетах сейчас прорабатывается снижение ставок земельного налога.
Одного только не понимаю. Почему принуждают снижать аренду для непострадавших отраслей? Почему продуктовым магазинам, пивным, сервисам доставки и прочим государство решило помочь за счёт владельцев помещений?
на самом деле, аренду "принуждают" снижать только в случае невозможности использования арендованного помещения, а у продуктовых магазинов как раз этого элемента нет, поэтому им ни отсрочки, ни снижения.
Алексей, данным вопросом задаются сейчас многие собственники помещений, и их можно понять: у них тоже есть свои обязательства, они должны платить своим работникам зарплату, налоги (в т.ч. на сдаваемое в аренду имущество) и т. д. Логика законодателя здесь следующая: если использование имущества оказалось невозможно, то и платить не за что.
Что может сделать арендодатель?
Во-первых, пользуясь тем, что Закон не устанавливает конкретный размер, на который должна быть уменьшена стоимость аренды, можно попытаться обосновать расчетами, что значительная часть арендной платы в действительности представляет собой плату за содержание имущества, поскольку расходуется на оплату уборки, охраны, дезинфекции помещений, коммунальные платежи и т. д., охрану имущества самого арендатора, находящегося внутри помещения. Тем самым какую-то часть платежей вполне допустимо сохранить.
Во-вторых, можно указать арендатору на то, что фактически он продолжал пользоваться помещением - по крайней мере для хранения своего имущества, которое осталось в арендованном помещении (а значит, размер арендной платы уже вряд ли может быть снижен до нуля). Можно проявить фантазию и поразмышлять в данном направлении дальше.
В-третьих, обратите внимание на поведение самого арендатора. Не пытался ли он в обход установленных запретов проникать в помещение в период действия ограничений? Если да, то это также можно использовать в качестве аргумента против уменьшения арендной платы. Все индивидуально, и в каждом случае речь идет не о принуждении арендодателя, а скорее, о необходимости поиска компромисса и некоторого баланса интересов.
В-четвертых, постановлением Правительства РФ № 439 регионам было рекомендовано принять меры поддержки арендодателям, предоставившим уменьшение или отсрочку арендной платы. Одной из таких мер предложено снижение ставок налога на имущество. Проверьте - возможно, в Вашем регионе такие меры поддержки уже приняты.
Интересно конечно у нас защищаются права в стране. Исключительно у арендаторов проблемы. А то, что арендодатель перестает получать плату за предоставления помещения, несмотря на собственные издержки - это ничего? Не говорю уже о ситуации, где у собственника несколько помещений на аренде, и с каждым арендатором договариваться - причем соглашаешься снизить аренду на адекватную сумму, а арендатор просит еще и идет в суд. И арендатор еще и в бесполезные процессы судебные втягивается.
Сдача площадей - это бизнес со своими рисками, а не беззаботный депозит с гарантированным процентом