Суды из-за отзывов клиентов

У каждой компании, как и у любого человека есть своя репутация, которая играет важную при продвижении продукта, решении контрагента о сотрудничестве в той или иной сфере.

Однако иногда юридические лица сталкиваются со случаями распространения ложной информации о себе, подрывающей имидж компании, вызывающей сомнения в качестве предлагаемых товаров и услуг.

Бороться с такими проявлениями можно и в судебном порядке.

Так, в одном из дел, компания заметила негативный отзыв о себе на портале 2ГИС. Поданная администрации портала претензия с требованием удалить отзыв, осталась без удовлетворения. Компания не смирилась с такой реакцией и обратилась за судебной защитой. В итоге дело дошло до Верховного Суда, который встал на сторону компании и признал информацию, изложенную в отзыве, несоответствующей действительности, взыскал с 2ГИС понесенные компанией судебные издержки (ссылка на дело).

Приведенный пример не единичен. Пластический хирург одной из московских клиник обратился в суд с требованием признать несоответствующими действительности отзывы о себе на профильном сайте. Суды трех инстанций отказали хирургу, однако Верховный Суд, посчитав выводы нижестоящих судей недостаточно мотивированными, направил дело на новое рассмотрение, по результатам которого требования были полностью удовлетворены (судебный акт).

Для признания информации порочащей в судебном порядке необходимо установить:

  • Факт распространения сведений.

Подтверждением могут стать публикации в печати, запись эфира телевещания и выступлений, посты в социальных сетях, а также любые другие объективные выражения информации.

Для целей последующей публикации опровержения желательно установить лицо, которое распространило сведения, однако отсутствие сведений о нем не препятствует обращению в суд с целью признания информации, порочащей деловую репутацию.

  • Несоответствие сведений действительности.

В данном случае пострадавшему лицу достаточно лишь заявить о ложности сведений, обязанность доказывать соответствие распространенных сведений действительности лежит на ответчике.

  • Порочащий характер сведений.

Согласно позиции Верховного Суда, порочащими являются сведения о том, что компания нарушает закон, ведет себя неэтично в личной, общественной и политической жизни, недобросовестно осуществляет предпринимательскую деятельность, нарушает деловую этику и обычаи делового оборота.

Необходимо выделить конкретные фрагменты опубликованного текста, содержащие такую информацию.

Важно помнить, что высказывания должны быть в форме утверждений. Оценочные суждения, предположения не смогут попасть под эту категорию. Для определения формы выражения часто приходится назначать отдельную экспертизу.

Несмотря на большую практику по этой категории дел, при подготовке к защите следует внимательно подходить к сбору доказательств и обоснованию правовой позиции.

1 комментарий

Я когда услышала, что люди из-за интернет-отзывов судятся, подумала сначала, что кому-то некуда время и деньги девать))) А потом почитала статью эту https://budgetrf.ru/21970-mozhno-li-privlech-k-otvetstvennosti-za-negativnyj-otzyv.html и удивилась, что сейчас оказывается реально и судиться, и дело выиграть! До чего юриспруденция дошла!

Ответить