Как зарегистрировать товарный знак?
Что такое товарный знак?
Человеческим языком - это логотип.
Юридическим - обозначение, служащее для индивидуализации товара.
В последнее время много говорят о регистрации товарных знаков (ТЗ). Ажиотаж не случайный - плюсов у зарегистрированного ТЗ полно:
- Это ваш бренд, ваше лицо и ваша узнаваемость, которые никто не сможет у вас забрать;
- ТЗ предоставляется на 10 лет;
- Аналогичный ТЗ никто не сможет зарегистрировать, и вы будете единственным, кто им пользуется;
- Следовательно, вам не смогут запретить им пользоваться;
- Если вы захотите, то сможете предоставить право пользования своим ТЗ другим лицам;
- За товарный знак вы платите только при его регистрации (госпошлина). Этот плюс выделила неожиданным образом, недавно услышала вопрос, нужно ли платить за ТЗ постоянно. Нет, не нужно, только госпошлина.
Более подробно поговорим о процедуре регистрации ТЗ.
Для подачи заявки нужно определиться, какой логотип регистрировать и в отношении каких классов МКТУ регистрировать.
МКТУ – это международная классификация товаров и услуг, именно она распределяет все возможные направления товаров и услуг на группы для того, чтобы сходные товарные знаки на идентичную продукцию не были зарегистрированы и не вводили в заблуждение потребителей.
На этом этапе нужно максимально широко рассмотреть предполагаемый перечень товаров и услуг, так как расширить это перечень после регистрации не будет возможности.
Процедура регистрации ТЗ длительная. В совокупности она может занять до 18 месяцев.
Изначально вы подаете заявку на регистрацию ТЗ. Подать ее вы можете самостоятельно или при помощи патентного поверенного/иного представителя.
Заявка оформляется по требованиям министерства экономического развития. После подачи заявки оплачивается первая часть госпошлины.
Экспертиза проходит в 2 этапа:
1. формальная экспертиза;
2. экспертиза обозначения, заявленного в качестве товарного знака (заявленного обозначения).
Формальная экспертиза заявки проверяет наличие необходимых документов заявки и их соответствие установленным требованиям.
При успешном прохождении этого этапа экспертизы заявка переходит к экспертизе заявленного обозначения. На этом этапе принимается решение о том, может ли быть зарегистрирован данный ТЗ. Основания для отказа в регистрации ТЗ описаны в ст. 1483 ГК РФ.
На этапе экспертизы регистрирующий орган может направлять запросы для получения уточнений по заявке. Также регистрирующий орган может отказать в регистрации ТЗ по части указанных в заявке классов МКТУ, об этом решении он заранее сообщит заявителю.
Результатом экспертизы является решение о государственной регистрации ТЗ или об отказе в его регистрации.
Если принято решение о регистрации ТЗ, оплачивается вторая часть госпошлины. После этого ТЗ регистрируется в реестре товарных знаков, а заявителю выдают свидетельство в электронном или бумажном виде.
В регистрации ТЗ могут отказать, но отказ не всегда является конечной точкой в вопросе регистрации. Он может быть оспорен путем подачи возражения в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. На этом этапе существует ряд доказательств, которыми можно воспользоваться для того, чтобы добиться регистрации своего ТЗ.
Процедура проходит несколько длительных этапов, поэтому затягивать с подачей заявки на регистрацию ТЗ точно не стоит. Тем более, в случае подачи нескольких заявок на регистрацию сходных товарных знаков приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи первой заявки.
О размерах госпошлины будет отдельная публикация, так как здесь грядут изменения.