Как отказать в приеме неуравновешенному или пьяному пациенту?

Приветствую, друзья! Меня зовут Виталий Осадчий, я руководитель практики сопровождения медицинских организаций компании Legal UP.

Пациенты, с которыми хотелось бы попрощаться раз и навсегда есть, и вы, как руководители медучреждений, прекрасно об этом знаете. Возникает закономерный вопрос: как на законных основаниях отказать им в услугах? Как обезопасить себя на случай, если своеобразный пациент будет все свое свободное время посвящать написанию и рассылке жалоб в разные надзорные инстанции? Да, принципиальных людей хватает. К сожалению, не все через полчаса после конфликта остывают и забывают о произошедшем: некоторые выбирают делом своей жизни откровенно портить жизнь другим.

Итак, давайте разбираться по порядку.

Напомним, что договор на оказание платных медицинских услуг является публичным договором. Это значит, что организация должна оказать медицинскую услугу всем, кто обратился, следовательно, отказать пациенту просто потому, что у него выявился «сложный характер», нельзя. Причинами отказа в приеме могут быть только медицинские основания – прямые противопоказания к выполнению конкретных манипуляций.

Как быть с пациентами, которые приходят в состоянии алкогольного опьянения? Как медицинской организации определить, что человек находится в состоянии алкогольного опьянения?

Есть два варианта:

  1. Провести тестирование на наличие алкоголя в крови. Для этого в клинике необходимо иметь специальные тестеры, позволяющие определять степень опьянения человека. Заставить потенциального пациента пройти такое тестирование сможет не каждое медучреждение: человек может попросту ответить отказом.
  2. Провести медосвидетельствование. Право выполнять его есть не у каждой клиники, а вот право отказаться от него есть у каждого человека.

Многие медицинские клиники указывают в своих внутренних правилах предоставления платных медицинских услуг (тех, что устанавливают они сами), что пациенту, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения, медицинские услуги не предоставляются. Это хороший, законный вариант решения проблемы, но в этом случае возникает еще один закономерный вопрос: как медучреждению подтвердить, что человек находится в состоянии алкогольного опьянения, если он отказывается от тестирования или освидетельствования?

Здесь мы также можем предложить два варианта:

  1. Составить акт, где указать, что человек находится в состоянии алкогольного опьянения, а затем собрать в нем подписи нескольких сотрудников медицинской организации.
  2. При заполнении врачом анкеты здоровья (в рамках заключенного договора) сделать в ней отметку о том, что пациент находится в состоянии алкогольного опьянения.

И при первом, и при втором варианте, клиника сможет на законных основаниях отказать пациенту в предоставлении медицинских услуг.

Почему не стоит идти на компромисс, соглашаясь принять пациента, находящегося в состоянии алкогольного опьянения?

Предоставление услуг пациенту, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения, может являться небезопасным для самого же пациента, поскольку:

  • ответ организма пациента на проведение медицинских манипуляций и введение препаратов может быть непредсказуемым;
  • пациент может не осознавать свои действия в полной мере;
  • пациент может не в полном объеме понять рекомендации, осознать, какие методы медицинского обследования будут применены.

Закрывать глаза на возможные неприятные последствия оказания медицинской услуги пациенту, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения, искренне не рекомендуем. Риски того, что что-то пойдет не так, действительно есть, они высоки. Нести ответственность, участвовать в разбирательствах, проходить проверки и защищать свою позицию впоследствии придется руководству и сотрудникам медучреждения. Если есть возможность избежать такого развития событий, то ею нужно воспользоваться.

Подумать над тем, как обезопасить вашу клинику от неподходящих вам пациентов мы можем вместе. Специалисты команды Legal Up изучат внутренние правила предоставления платных медицинских услуг, типовой договор вашей медицинской организации и, при необходимости, внесут правки, которые сделают вашу работу проще и безопаснее.

Подпишитесь на Телеграм-канал Медицина и право, где мы с командой помогаем внедрять право в бизнес-процессы безболезненно и делать бизнес безопасным.

11
Начать дискуссию