Как мы через суд забирали у клиента оплату за сделанный дизайн сайта

И несколько советов, что надо делать, чтобы выиграть дело. Опыт группы компаний «Снег».

Как мы через суд забирали у клиента оплату за сделанный дизайн сайта

Предыстория

Мы занимаемся веб-разработкой, маркетингом и внедрением «Битрикс24». Компания располагается в трех городах: Москва, Санкт-Петербург и Уфа. И однажды, весной 2018 года, к нам в уфимский офис пришли наши соседи — компания снимала офис на одном этаже с нами — и попросили помочь им с дизайном их сайтов.

Александр, наш руководитель уфимского офиса, подключил менеджера проекта, и пошла совершенно обычная работа, в ходе которой мы должны были сделать два небольших проекта: дизайн посадочных страниц для тестирования новых направлений.

Были согласованы суммы на дизайн каждой страницы, отправлен (но не получен с подписями клиента) договор с двумя заявками на работы по электронной почте, и мы, поскольку это наши соседи и установился неплохой личный контакт, начали работы без получения оригиналов документов. Но, конечно, после получения авансовых платежей по обоим заявкам.

Совет #1: не начинайте работы без предоплаты или получения оригиналов документов!

Начало проблем

Важно понимать, что этот клиент — небольшая региональная компания. Поэтому нашим контактным лицом был директор, который и подписывал документы, ставил и описывал задачу, принимал решения и общался с нашей командой.

Летом 2018 проблемы стали проявляться в виде сильных задержек по получению обратной связи. К этому времени мы уже успели сдать один из дизайнов и даже передать его на разработку внутренним специалистам клиента: получился, кстати, хороший кейс.

Дизайн лэндинга, который мы сдали клиенту ГК «Снег»
Дизайн лэндинга, который мы сдали клиенту ГК «Снег»

Кто когда-либо делал сайты, знает, что на стадии проектирования и дизайна без коммуникации с клиентом невозможно завершить процесс, поэтому мы старались выйти на связь всеми возможными способами, но безуспешно — клиент пропал.

Конфликт

Через некоторое время выяснилось, что в компании произошел конфликт интересов: директор, который был нашим контактным лицом, продал свою долю партнеру и вышел из бизнеса. И теперь у компании появился новый руководитель, Иван (имя изменено), который взял все коммуникации на себя.

На первой же встрече стало понятно — сложностей не избежать. Иван не стал спорить, что по первому из проектов работы завершены, да и закрывающий платеж там был совершенно смешным (сумма чуть более 25 тысяч рублей).

Однако подписывать закрывающие акты на проект не спешил, постоянно ссылаясь на недобросовестного партнера, который сильно подорвал экономику компании. По второму проекту, где закрывающий платеж был значительно больше (около 100 тысяч рублей), Иван твердо сказал, что он не понимает, зачем мы делали эти работы, и на данный момент его компании они не нужны, поэтому и принимать, и оплачивать их отказался.

Таким образом мы, неожиданно для себя, стали решать три проблемы:

  • Получение оригиналов договора и закрывающего акта по работам, которые Иван не оспаривал.
  • Получение закрывающего платежа по принятым работам.
  • Получение платежа по фактически выполненным работам, которые клиент отказался принимать.

В течение нескольких месяцев постоянных звонков и уговоров нам удалось решить первую задачу — в какой-то момент Иван подписал бумаги, и мы смогли получить их. Таким образом, к концу осени 2018 года на руках у нас оказались оригинал договора с приложениями на оба дизайна и оригинал акта на весь дизайн первого лэндинга.

В это время уже стало понятно, что мы готовы защищать свои интересы в суде, и для старта процесса нам как раз не хватало этих документов. Мы нашли юридическую компанию «Достигация», которая специализируется на ведении дел в сфере digital, и стали готовиться к разбирательствам — для нас это был первый опыт защиты своих интересов в судебном порядке.

Подаем в суд

В декабре 2018 года мы составили досудебную претензию, отправили ее, как и положено, «Почтой России» с уведомлением, которую Иван проигнорировал. Вместе с досудебной претензией мы отправили закрывающие акты на вторую заявку, так как в нашем договоре есть пункт о том, что клиент либо должен прислать нам мотивированный отказ от приемки работ, либо работы считаются принятыми, а акт подписанным.

Параллельно снова попробовали связаться с Иваном по телефону, но он был очень занят и не стал с нами разговаривать.

Совет #2: обязательно добавляйте в договор пункт о том, что происходит, если клиент отказывается подписывать акт о принятии работ!

Еще одной попыткой решить вопрос стало то, что мы распечатали досудебную претензию и просто отнесли ее в офис клиента (они все еще снимали офис на одном этаже с нами), но реакции снова не последовало.

Письмо, которое мы отправили почтой, через время вернулось к нам обратно, поскольку его никто не забрал. На мой взгляд, это максимум того, что нам следовало сделать, чтобы постараться решить вопрос мирным путем.

К концу января 2019 года у нас уже было все, что необходимо для подачи искового заявления. И 13 февраля наш юрист Артем через систему «Электронное Правосудие» подал исковое заявление в суд города Уфы, так как в договоре было прописано, что разбирательство происходит в городском суде по месту ответчика.

Совет #3: обязательно проверяйте, в суд какого города вам надо будет обращаться в случае споров!

В итоге мы подали исковое заявление на взыскание остатка по первой заявке (это те самые 25 тысяч рублей), где у нас уже даже подписанный акт на руках, и по второй заявке (там около 100 тысяч рублей), где актов не было и работы, де-факто, приняты не были.

Ивану мы звонить перестали и стали ждать развития событий.

Встать, суд идет!

Вообще, в российских судах есть упрощенный порядок рассмотрения дел. Это когда документы составлены таким образом, что все очень понятно, поэтому судья, на основании предоставленных документов, сама принимает решение кто прав, а кто нет.

В этом варианте отсутствуют классические судебные заседания, и, конечно, такие дела проходят намного быстрее. Мы, конечно, хотели, чтобы наше дело рассматривали именно таким образом. Но либо судье не понравились наши аргументы, либо дело слишком нестандартное (где суды, а где дизайны, отчеты о потраченных часах и прочая веб-разработка) — но нам отказали в упрощенном порядке и направили дело на рассмотрение на общих основаниях.

Это означало, что впереди нас ждали минимум одно, а то и несколько судебных заседаний, подтверждение и разъяснение нашей позиции и возможные споры с Иваном, которому секретарь судьи направила вызов на заседание.

На первое заседания Иван не явился, хотя времени подготовиться было достаточно. Зато пришел наш руководитель уфимского офиса Александр, который на судебном процессе выступал от имени компании, и начал погружать суд во все нюансы ситуации и тонкости веб-разработки.

К чести судьи надо отметить, что она старалась досконально разобраться, что же случилось и как вообще строился процесс.

И тут очень сильно пригодились все те процессы, которые мы внутри считаем уже привычными: прямо с ноутбука, который был принесен в зал суда Александр демонстрировал, как мы ведем учет времени сотрудников по проекту (у нас внедрен и адаптирован под нас «Битрикс24»), каким образом велась коммуникация (пригодилась функция прикрепления писем из почты к CRM), а также продемонстрировал судье результаты работ, то есть макеты.

Кроме этого, суд запросил всю документацию по нашим взаимоотношениям, а также банковские выписки, чтобы проверить, какие реально суммы нам переводила компания клиента. Таких заседаний в итоге оказалось несколько: Александр ездил на заседания трижды, а Иван не явился ни на одно из них.

Совет #4: всегда фиксируйте все, что происходит на проекте. В почте, в CRM, в блокнотах — как угодно!

Хочется, правды ради, сказать, что через некоторое время после подачи заявления в суд (но уже после того, как мы предоставили все выписки из банка) Иван сам оплатил нам сумму по уже подписанному акту и первой заявке. Но по совету нашего юриста Артема мы ничего не стали с этим делать, так как дело уже находилось на рассмотрении у суда.

В итоге 9 августа 2019 года мы получили решение суда о том, что мы правы и с нашего ответчика суд постановил взыскать обе суммы (и 25 и 100) в полном объеме.

Получается, что клиент заплатит сумму в 25 тысяч дважды, спросите вы? Верно — так и вышло. Мы у себя в компании назвали это «налогом на лень»: если бы Иван пришел хотя бы на одно заседание суда и сказал, что он часть суммы уже оплатил, и предоставил бы платежное поручение, то суд взыскал бы с него только вторую часть суммы. Но дальше выяснится, что это помогло справедливости восторжествовать)

Выиграли, что дальше?

После того, как мы получили новость о нашей победе, нам оставалось ждать, пока пройдет срок подачи апелляции. Этот срок нужен для того, чтобы проигравшая сторона смогла предпринять какие-то действия, чтобы исправить свое положение.

Однако Иван и тут ничего не предпринял. После того, как суд выдал нам письменно резолютивную часть своего решения, мы решили заодно взыскать и судебные издержки. Юристы у нас не штатные, и их услуги нам обошлись в 30 тысяч рублей. Именно эту сумму мы и подали на возмещение.

Суд принял наше заявление к рассмотрению, и по прошествию еще нескольких месяцев, уже в декабре 2019 года, вынес вердикт о том, что Ответчик (то есть компания Ивана) должна возместить нам судебные издержки только частично, в размере 5000 рублей. Вот тут как раз и пригодилась переплата, которую Иван сделал ранее — получается, что все судебные издержки он нам оплатил. Какая удача!

Мы подождали еще немного, и в конце февраля 2020 (прошел год) года мы получили на руки исполнительный лист на всю сумму. Это такая бумага, согласно которой решение суда уже вступило в законную силу и по ней мы можем получить свои деньги. Однако и тут есть нюансы.

Календарь заседаний и событий по нашему делу, скриншот из системы «Электронное Правосудие» ГК «Снег»
Календарь заседаний и событий по нашему делу, скриншот из системы «Электронное Правосудие» ГК «Снег»

Сначала надо было решить, кто будет заниматься взысканием, и тут есть два варианта: отдать лист судебным приставам, чтобы они занимались исполнением решения суда, либо пытаться делать это самостоятельно, через банки.

Посоветовавшись с юристами и через знакомых поговорив с несколькими приставами, мы решили, что самостоятельно будет намного быстрее и эффективнее, так как сумма для приставов небольшая, сами они постоянно перегружены и не очень замотивированы решать наши проблемы.

Для самостоятельного решения вопроса нам надо было узнать, в каких банках у Ответчика есть активные счета и в идеале, сколько на них лежит средств. Забегая вперед скажу, что выяснить наличие и размер средств нам не удалось — законных способов сделать это нет, а серые методы использовать не очень хотелось.

А вот получить информацию о самих счетах можно и легко, для этого Александр поехал в налоговую инспекцию и написал там заявление, приложив к нему копию решения суда. В заявлении мы просили раскрыть нам список открытых банковских счетов и банков, где они открыты.

Налоговой понадобилось на это около 7 рабочих дней, и у нас оказался на руках такой список — в нем оказалось три банка, в каждом по одному расчетному счету. Наугад мы выбрали банк, куда отнесли исполнительный лист, написали заявление и стали ждать ответа.

В качестве ответа уже через пару дней к нам на счет пришла часть суммы, примерно три четверти всей суммы долга:

Платежное поручение о частичном взыскании в нашу пользу ГК «Снег»
Платежное поручение о частичном взыскании в нашу пользу ГК «Снег»

Остальные части суммы банк перечислял нам еще в течение месяца, небольшими платежами. Очевидно, что сначала в нашу пользу списали все средства, что были на момент подачи заявления. А потом, по мере поступления сумм на счет, переводили остатки.

Я ничего не знал, верните деньги!

Практически одновременно с уведомлением от «Битрикс24» о первой оплате счета (у нас автоматизирована эта функция, я писал про это подробный кейс) Иван связался с Александром и попросил мои контакты:

Скриншот переписки с Иваном, где оказывается, что он ничего не знал ГК «Снег»
Скриншот переписки с Иваном, где оказывается, что он ничего не знал ГК «Снег»

Я в целом был уже готов к этому звонку, так как юристы на всякий случай заранее сообщили, что и как стоит говорить. И у нас с Иваном произошел довольно странный диалог, в котором я почти все время молчал. По его итогу выяснилось, что Иван не привык ходить на почту, телефонные звонки из суда он принимал за шутку, а по нашей досудебной претензии решил, что мы точно не сможем выиграть дело.

В конце разговора он попросил перечислить все взысканные средства обратно, потому что «это уголовное дело, и вы можете получить реальный срок за мошенничество» (с). Не найдя, однако, во мне понимания, пригрозил нанять юриста для восстановления и пересмотра дела, попрощался и больше мы не созванивались.

Стоит отметить, что юриста он действительно нанял, и даже попытался возобновить дело в суде первой инстанции. Однако получил отказ.

Итоги

На момент написания этой статьи мы получили всю сумму в полном объеме. Иван получил отказ о пересмотре дела, но, возможно, он будет подавать прошение о пересмотре в суд другой инстанции. Пока нам неизвестно о таких его действиях.

Советы

1. Не начинайте работы без денег и без подписанных документов. Неизвестно, как бы обернулась история, если бы мы не смогли получить подписанные оригиналы или Иван отказался бы их подписывать вовсе. Юристы говорят, что шансы в суде все равно были бы, но было бы сложнее.

2. Изучите свой договор. Представьте, что у вас есть только он, и посмотрите — защищает ли он вас в случае проблем. Если договор составлен так, что он вас не защищает, то лучше нанять юристов и переделать его. Без договора и части пунктов в нем мы бы точно не справились.

3. Все, что вы делаете, должно быть зафиксировано и учтено. Если бы не «Битрикс24», не переписка в почте и тотальный учет времени на работы, мы бы не смогли в ходе процесса доказать, что работы выполнены и стоят ровно столько, сколько мы требовали взыскать с клиента.

4. Если вы понимаете, что с вами поступают несправедливо — не бойтесь обращаться в суд и отстаивать свою позицию. Это долго, но часто вопросы решаются на этапе досудебной претензии, когда клиент понимает, что ваша позиция сильная и он все равно заплатит. Обращаться в суд это цивилизованно и нормально, ИМХО.

Большое спасибо вам за внимание — буду рад ответить на ваши вопросы в комментариях!

173173
реклама
разместить
180 комментариев

Красавцы

51

Тут сложно что-то сказать, ведь мы услышали только одну сторону конфликта. А по факту может оказаться все что угодно. Не первый раз ведь уже такое было.

30

Все конечно понятно типовой странный заказчик и грамотно выигранное дело. Но странно что вы ищите справедливости и для вас норм что человек вам заплатил 25000 до решения суда вы с этим осознанно ничего не стали делать так как идёт суд и решили получить ещё эти же 25 000 по первому акту по решению суда. Странные у вас принципы ) второй вопрос что он не ходил на суды но вы без зазрения совести присвоили себе лишние 25 000 ) огонь годнота честнота. Что заказчик мутный что исполнители чудно справедливые ...

40

В момент, когда документы УЖЕ поданы и суд УЖЕ начал рассмотрение дела подавать изменения в требованиях, конечно, можно. Но это будет означать для нас "заход на новый круг". То есть еще примерно полгода. Не очень понятно, почему мы должны "стрелять себе в ногу", если заказчик не участвует в процессе - это его интерес, а не наш. Ведь на момент подачи иска долг еще был. Если бы он в целом сразу вел себя нормально, то и суд бы не потребовался.

47

С учетом количества заседаний и потраченного времени на всю эту канитель, они вполне эти 25 тысяч заработали. Алягер ком алягер.

7

Вы о чем вообще? Все нормально. Клиент затупил и был наказан.

4

Ещё и про подписанный второй акт соврали, получается.

1