Чем могут обернуться скандалы в общих чатах?

— И знаешь, Шурик, как-то даже вот тянет устроить скандал.
— И знаешь, Шурик, как-то даже вот тянет устроить скандал.

Думаю, многие помнят эту фразу жены Шурика, Зиночки, из фильма Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Говорят, авторство принадлежит жене Гайдая, Нине Гребешковой, которую он так удачно вставил в свой фильм.

Недавно 1 кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) поставил точку в одном таком устроенном скандале.

Фабула дела до банальности проста. Представьте многоквартирный дом, в котором собственники создали общий чат в одном из мессенджеров, где обсуждают общие вопросы. Как это часто бывает, небольшая группа жильцов проявляет инициативу и берет управление делами дома в свои руки, а остальные располагаются поудобней на диванах и с наслаждением критикуют первых.

Чем могут обернуться скандалы в общих чатах?

Узнали ситуацию?

Вот так и в этом деле есть многоквартирный дом, есть ТСЖ (товарищество собственников жилья), созданное собственниками квартир, в котором работают двое из собственников (муж и жена), есть общий чат. И вот при обсуждении в чате какого-то очередного организационного вопроса, на голову этой семейной пары со стороны одного из очень активных “диванных критиков” полились обвинения чуть ли не в присвоении общих денег и воровства с примесью народного трёхэтажного фольклора.

Семейная пара обиделась и подала в суд.

Суд признал это оскорбительным нарушением чести и достоинства истцов и присудил с самого активного критика компенсацию с обязательством опровергнуть свои обвинения в том же общем чате.

С точки зрения исков о защите чести, достоинства и деловой репутации – это дело не произвело какого-то революционного фурора. Все банально и прозаично.

В судебной практике уже давно сформировались подходы к разрешению подобных исков. Есть специально посвященное этим делам Постановление Пленума Верховного Суда РФ и его же довольно объемный Обзор судебной практики по ним.

Но вот на что хотелось бы обратить внимание простых обывателей, не посвященных в юридические тонкости теории таких исков.

Ведь получается, что в таком случае опасно высказать человеку в глаза все, что о нем думаешь, можно нарваться на взыскание компенсации.

Прежде всего каждый вправе высказывать свое собственное мнение. Это гарантированная Конституцией России свобода слова.

Но чтобы Вам не вчинили иск за правду и не присудили с Вас компенсацию, нужно помнить, что у Вашего оппонента будет право на иск только при соблюдении трех обязательных условий:

Во-первых, сведения, которые Вы сообщили о человеке, были Вами распространены среди неограниченного круга лиц, как, например, в описанном деле в общем чате, т.е. стали доступны третьим лицам, хотя бы одному.

Если Вы что-то высказываете лично тет-а-тет, то оснований для иска о защите чести и деловой репутации не будет.

Ибо честь и репутация – это общественное суждение о человеке, сформированное о нем им самим или иными лицами.

Но личное сообщение может стать поводом для иска о защите достоинства, если сообщение носило оскорбительный характер.

Ибо достоинство – это внутреннее суждение человека о его способности или неспособности совершить определенный поступок.

Во-вторых, сообщенные Вами сведения должны носить порочащий характер., т.е. нести в себе негативную оценку человека и его поступков.

Например, обвинить в совершении чего-то явно нехорошего, порицаемого всеми, скажем, в совершении аморального и нечестного поступка, а еще хуже - в совершении преступления.

И, наконец, в-третьих, сообщенные Вами сведения должны не соответствовать действительности. т.е. быть неправдой.

Если сообщенные Вами сведения сообщены всем вокруг и носят порочащий характер, но при этом являются правдой – иск к Вам будет проигран. Другое дело, что обязанность доказывать действительность сведений будет возложена именно на Вас. А тут и возникают проблемы.

Возможно о том, что Вы сказали, все знают, но доказать ни Вы, ни кто-то другой этого не можете. Поэтому при высказывании чего-то кому-то лучше придерживаться правила, которым руководствуются все высокопрофессиональные юристы в судах:

Не могу доказать – молчу.

Иной раз хочется публично обвинить кого-то во взяточничестве, но, если на руках нет доказательств, лучше даже не заикаться об этом.

И еще, никогда не будьте категоричны в своих суждениях и высказываниях. Например, «Петров украл у меня машину, потому что Петров вор – все об этом знают».

Может быть, Петров и вор, может быть, все действительно об этом знают, но «Какие Ваши доказательства?», что именно он у Вас украл машину (последнюю фразу надо говорить с жутким английским акцентом из фильма «Красная жара»).

Фрагмент из фильма "Красная жара", 1988г.

И тут мало того, что Вы распространили не соответствующие действительности сведения, так еще и опорочили человека, может быть, даже незаслуженно.

Категоричность суждений – это всегда бескомпромиссное утверждение о фактах от имени неопределенного круга лиц.

А факты – вещь упрямая, их всегда можно проверить и подтвердить или опровергнуть. И в большинстве случаев подтвердить факт Вам не удастся. Помните, категоричность – признак ограниченности, да еще и претендующей не ложную объективность.

Судебная практика исходит из того, что именно утверждение о фактах подвергается судебной оценке, поскольку может быть проверено на действительность. И, наоборот, оценочные личные суждения, мнения, убеждения не являются предметом судебной защиты чести, достоинства и деловой репутации, если только они не носят оскорбительный характер. Ибо высказывание своего личного мнения и суждения - это и есть проявление права на свободу слова.

Поэтому будьте осторожнее и умнее в своих высказываниях, выражайте сведения не в категоричной абстрактной форме, а в виде своего личного мнения или суждения.

Например, «Я не могу это доказать, но мне кажется (или на мой личный субъективный взгляд) машину мог украсть Петров».

И потом, если хочется в лицо человеку сказать, что он идиот, подлец, негодяй, лжец, не стоит это делать так прямолинейно. Обойдите прямоту, например, так: «Я считаю, что ты, Петров, поступил подло», «На мой взгляд ты, Петров, рассуждаешь, как идиот», «Петров, по-моему, ты лжешь».

Да простит нас Петров.

Связаться со мной: +7 (961) 330-97-77

2 комментария

нужно понимать, что высказывания в публичных чатах могут иметь юридические последствия, если они носят порочащий и неправдивый характер

Ох, Ося, и не говори. Желательно это не только понимать, но и помнить каждый раз. А еще, что даже если они не носят такой характер, они тоже могут иметь юридические последствия.