Риски при размещении отзывов

Отзывы являются частью UGC (User Generated Content - контента (отзывы, рекомендации, фото, видео, обзоры и т.п.), который создают пользователи), причем очень важной частью, и активно используются в маркетинге для продвижения.

Однако, любое использование отзывов должно быть правомерным!

© Тулинова Ю.А., 2024

Правовой минимум, который нужно учитывать:

  • правила пользования платформ/сервисов, с помощью которых первоначально размещены отзывы, ответственность за нарушение которых определяется указанными правилами, гражданским и иным применимым законодательством;
  • авторские права, при нарушении которых возможно взыскание компенсации до 5 млн. руб.;
  • правила обработки персональных данных, за нарушение которых можно получить штраф до 18 млн. руб.

Во многих случаях использования отзывов маркетологи ссылаются на ст. 1274 ГК РФ, в которой предусмотрена возможность без согласия автора и без выплаты вознаграждения цитировать произведения. Однако, для цитирования необходимо соблюдать ВСЕ его условия, и именно в данном случае «все дело в деталях».

Итак, условия правомерного цитирования:

  1. использование произведения в информационных, научных, полемических, критических, учебных или культурных целях;
  2. обязательное указание автора;
  3. указание источника заимствования;
  4. обнародование произведения в объеме, оправданном целью цитирования.

Причем цитирование допустимо только в том случае, если произведение изначально на законных основаниях стало общественно доступным.

И поскольку соблюдение авторских прав (правил цитирования) вторично по сравнению с первоначальным обнародованием, то становится важным источник размещения отзыва. А если мы с вами говорим об Интернете и средствах связи как об источниках получения отзывов, то на передний план выходят правила пользования платформ в Интернете и сервисов передачи сообщений.

Личное сообщение от контакта – это не обнародование.

Комментарий в соцсети – возможности использования надо смотреть в правилах такой соцсети. Более простым выходом может стать указание ссылок на отзывы, размещенные в Интернете, но этот вариант подходит не для всех случаев.

Отзыв на вашем сайте – обеспечьте разработку юридически грамотных правил пользования вашим сайтом в части оставления и использования отзывов.

И, наконец, при размещении отзывов не забывайте о правилах обработки персональных данных. Поскольку законом прямо предусмотрено при цитировании указание только имени автора (ФИО), произведение которого используется, то для указания всех остальных персональных данных автора необходимо его согласие на обработку персональных данных.

Хотите правильно использовать отзывы в своей деятельности? Напишите мне. Всего одна консультация позволит вам правильно организовать свою деятельность в данной области и обезопасить себя.

Юрист по защите онлайн-проектов | Юлия Тулинова

11
Начать дискуссию