Как уменьшить налог на имущество организаций путем исключения объекта из Перечня 700-ПП

Согласно последним отчетным данным, в г. Москве свыше 19 млн организаций, которые уплачивают налог на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости. Ежегодный доход города от таких налоговых отчислений составляет более 123 млрд. руб.

Большая часть налоговых платежей исчислены организациями ввиду нахождения в их собственности объектов, которые включены городом в так называемый Перечень 700-ПП и которые предназначены и (или) фактически используются под размещение офисов, административных объектов, а также объектов торговли, общепита, бытового обслуживания.

Автор рисунка Вяхирева В.А., аккаунт в VK: https://vk.com/vasileek.vjahireva
Автор рисунка Вяхирева В.А., аккаунт в VK: https://vk.com/vasileek.vjahireva

Поскольку включение объекта в Перечень 700-ПП кратно увеличивает налоговую нагрузку на бизнес, организациям рекомендуется предпринимать меры по оптимизации налоговых платежей, в том числе, посредством оспаривания включения объекта в Перечень 700-ПП.

Как объект попадает в Перечень 700-ПП?

Существует несколько способов попасть в Перечень:

  • по результатам фактического обследования объекта, если Госинспекцией по недвижимости установлено, что не менее 20 % общей площади объекта используется для размещения офисов, административных объектов, а также объектов торговли, общепита и (или) бытового обслуживания;
  • по данным технических документов на объект (технический паспорт, экспликация, выписка из ЕГРН и др.), если его функциональное назначение предполагает использование для вышеуказанных целей;

  • по виду разрешенного использования участка, если он позволяет размещать офисы, административные объекты, а также объекты торговли, общепита и (или) бытового обслуживания.


Где проверить, включен ли объект в Перечень 700-ПП и на каком основании?

Для того, чтобы проверить, включен ли Ваш объект в Перечень и на каком основании, необходимо зайти на сервис «Результаты инспекционных мероприятий», размещенный на официальном сайте Госинспекции по недвижимости г. Москвы.

Скриншот сервиса "Результаты инспекционных мероприятий" Госинспекции по недвижимости г. Москвы
Скриншот сервиса "Результаты инспекционных мероприятий" Госинспекции по недвижимости г. Москвы

Можно ли во внесудебном порядке оспорить включение объекта в Перечень?

Есть несколько способов пересмотреть результаты включения объекта в Перечень 700-ПП.

Первый способ - в течение первых 90 дней года, следующего за годом, в котором была проведена проверка, обратиться в ДЭПиР г. Москвы с заявлением о проведении повторной проверки. Если по результатам данной проверки будет установлено отсутствие оснований для отнесения Вашего объекта в Перечень 700-ПП и результаты проверки поступят в Департамент до 01 июля, объект будет исключен из Перечня на текущий налоговый период.

Второй способ – обратиться в ГиН с заявлением о проведении первичной проверки, если фактическое обследование объекта не проводилось более года. Информация по результатам первичного обследования будет приниматься во внимание на текущий налоговый период.

Третий способ – обратиться в ДЭПиР г. Москвы с заявлением о проведении проверки, если после обследования Вами был изменен осуществляемый вид деятельности. Решение о проведении проверки принимается на заседании Комиссии. Если информация поступит в Департамент в период со 2 ноября по 31 декабря, объект будет исключен из Перечня на будущий календарный год

Порядок и условия обращения в суд

Оспаривание включение объекта в Перечень 700-ПП осуществляется путем предъявления в Московский городской суд административного искового заявления о признании недействующим соответствующего пункта Постановления Правительства г. Москвы от 28.11.2014 № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Досудебный порядок для данной категории дел не установлен.

Что необходимо доказать?

По общему правилу законность нормативного акта должен доказать орган, принявший такой акт, т.е. Правительство г. Москвы. Вместе с тем, судебная практика показывает, что только активная позиция бизнеса в указанном судебном деле может привести к результату.

Доказательствами в обоснование требований иска могут выступать:

  • акты фактического обследования объекта, составленные в более поздние даты, в которых городом подтверждено, что объект не используется либо используется в площади менее 20 % для размещения офисов, административных объектов, объектов торговли, общепита и(или) бытового обслуживания;

  • технические и иные документы на здание (технический паспорт, экспликации, кадастровые паспорта, разрешительные документы на строительство, выписка из ЕГРН, договоры купли-продажи и т.д.);

  • штатное расписание и устав компании-собственника;

  • договоры аренды и субаренды помещений в здании;

  • выписки из ЕГРЮЛ и иные документы на арендаторов, которые размещаются в здании;

  • собственный расчет площадей объекта с указанием на то, какие из них и для каких целей используются;

  • данные из системы профессионального анализа рынков и компаний (СПАРК), а также данные из «Яндекс.Карты», «2ГИС»;

  • документы, связанные с присвоением участку ВРИ, на котором расположен объект.

Особенности, которые необходимо учитывать

1) Размещение собственных служб компании – офисная деятельность?

Указанная деятельность не относится, по общему правилу, к офисной деятельности, так как размещение таких служб обусловлено необходимостью компании выполнять уставную деятельность. Вместе с тем, возражения в указанной части тщательно судами проверяются, и если Ваши утверждения не будут соответствовать штатному расписанию (кол-во штатных единиц, должности), то доводы в указанной части будут отклонены.

2) Размещение административных зданий, столовых при производстве – административная деятельность / общепит?

Размещение подобного рода объектов на территории производства или в составе имущественного комплекса, осуществляющего производственную деятельность, не имеют самостоятельного функционального значения, а выполняют обслуживающую производство функцию, в связи с чем, не могут быть включены в Перечень 700-ПП.

3) Всегда ли сдача помещений в аренду основание для включения в Перечень 700-ПП?

Критерием включения объекта в перечень 700-ПП будет являться вид деятельности арендатора, которую он осуществляет в указанном помещении. Она устанавливается посредством анализа договора аренды (цель аренды), выписки из ЕГРЮЛ на арендатора, иных сведений, в т.ч. размещенных в открытом доступе (сайт арендатора, например).

Начать дискуссию