Досудебное взыскание дебиторской задолженности

Досудебное взыскание дебиторской задолженности

В вопросе взыскания задолженности всегда есть “две стороны одной медали”:

  • экономическая сторона - желание сохранить хорошие отношения с контрагентом, немного задержавшим оплату, руководство понятием “клиентоориентированность”.
  • юридическая сторона - с взысканием долга лучше не затягивать, так как в противном случае взыскание долга будет невозможно по формальным основаниям (истечение срока исковой давности) или фактически (в связи с выводом активов, ликвидацией организации, банкротством и т.д.).

С моей точки зрения, если первоначальные переговоры не увенчались успехом, лучше всего направить претензию должнику, чтобы начал течь претензионный срок, а затем уже принимать решение о подаче иска в суд при неисполнении требований претензии.

Претензия, как правило, не влечет разрыва отношений с поставщиком, тем более, всегда можно объяснить должнику, что данный процесс в компании регламентирован, автоматизирован, претензии направляет юротдел автоматически при определенном сроке просрочки.

При этом быстрая отправка претензии экономит время, если вы в дальнейшем решите взыскивать долг в суде (арбитражном суде). Рекомендую направлять претензию, когда срок просрочки достигает 1 месяц.

Закрепите в регламенте срок просрочки, при котором начинается работа по взысканию долга в судебном порядке, порядок взыскания долга в судебном порядке или порядок взаимодействия с юристами, которым передан данный фронт работы, лицо (отдел), ответственный за данную работу.

Здесь также нужно учесть экономическую и юридическую сторону взыскания задолженности с клиентом, предусмотреть компромиссный срок, при котором обязательно обращение в суд.

Рекомендую приступать к взысканию в течение 3-6 месяцев с начала просрочки.

Также, проводите проверку контрагента на предмет его финансовой стабильности. Если отсутствует опасение, что у контрагента ухудшилось финансовое состояние, то можно немного подождать, провести еще раз переговоры по мирному урегулированию вопроса, но если есть риски того, что контрагент испытывает серьезные трудности, рекомендуем ускорить процесс подачи иска в суд. Можно также включить дополнительные условия, при которых срок обращения в суд сокращается, например сократить срок ответа на претензию с 30 дней до 10. От себя хочу добавить, что ничто так не стимулирует должника к переговорам и оплате задолженности как определение суда о принятии искового заявления кредитора к рассмотрению!

Претензия о взыскании дебиторской задолженности

Досудебное урегулирование по спорам о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения является обязательным до обращения в суд. Досудебное взыскание задолженности инициируется путем подготовки и направления претензии. В некоторых случаях направление претензии бывает достаточно для того, чтобы долг был погашен. Для правильного составления претензии необходимо изучить условия договора, а также действующее гражданское законодательство в области исполнения договорных обязательств.

Включите в претензию следующую информацию:

  • данные заявителя, данные должника
  • данные об основании возникновения задолженности (данные договора, платежных поручений, накладных и т.д.)
  • сумму задолженности
  • срок погашения задолженности, период просрочки рассчитайте и укажите штрафные санкции за нарушение срока исполнения обязательства по оплате
  • срок для ответа на претензию (исполнения требований претензии) с указанием о возможных последствий неисполнения обязательств в добровольном порядке (обращение с иском в суд и т.д.)
  • подпись уполномоченного лица, дату (если претензия подписывается представителем по доверенности, то приложите к претензии копию доверенности)

Важным моментом является способ направления претензии!

Нередко претензии направляются должнику по электронной почте или курьером. Однако в дальнейшем суд может посчитать такой порядок доставки претензии ненадлежащим и возвратить исковое заявление в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора. В связи с этим рекомендую отправлять претензию заказным письмом с описью вложения Почтой России по “юридическому” адресу юридического лица (уточните актуальный адрес контрагента на сайте ФНС России в выписке из ЕГРЮЛ).

Начать дискуссию