Новый обзор судебной практики по дроблению бизнеса: что нужно знать предпринимателям?

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Налоговая служба опубликовала обзор судебной практики по вопросам установления в действиях налогоплательщиков признаков дробления бизнеса.

Федеральная налоговая служба опубликовала обзор судебной практики по вопросам установления в действиях налогоплательщиков признаков дробления бизнеса. Письмом ФНС России от 16.07.2024 N БВ-4-7/8051 информация о сформированных правовых позициях по данному вопросу доведена до нижестоящих налоговых органов.

В письме указывается, что под дроблением бизнеса понимается искусственное распределение доходов от реализации товаров (работ, услуг) между несколькими лицами (в т. ч. взаимозависимыми), которыми прикрывается фактическая деятельность одного хозяйствующего субъекта в целях получения необоснованной налоговой выгоды.

Следует напомнить, что с 12.07.2024 применяется легальное определение дробления бизнеса, под которым признается разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими формально самостоятельными лицами (организациями, индивидуальными предпринимателями), в отношении которых осуществляется контроль одними и теми же лицами, направленное исключительно или преимущественно на занижение сумм налогов путем применения специальных налоговых режимов с превышением пределов осуществления прав по исчислению налоговой базы или суммы налогов.

Схемы дробления бизнеса в целях получения необоснованной налоговой выгоды

Письмо налоговой службы содержит примеры схем дробления бизнеса между несколькими формально самостоятельными лицами в целях получения необоснованной налоговой выгоды:

  • ведение единой хозяйственной деятельности через организации, применяющие специальные налоговые режимы, создание новых юридических лиц при расширении бизнеса с единственной целью получения налоговых преимуществ от применения спецрежима недопустимо;
  • искусственное выделение из единого бизнеса части с последующей ее передачей подконтрольному лицу, применяющему спецрежим, не может быть признано обоснованным;
  • дроблением бизнеса признается предпринимательская деятельность с участием лиц, взаимозависимость которых оказала влияние на результаты их деятельности;
  • действия налогоплательщика, применяющего общую систему налогообложения, по занижению размера своих доходов путем их перераспределения на взаимозависимых лиц, находящихся на спецрежимах, свидетельствуют о применении схемы дробления бизнеса;
  • налоговая выгода от единого производственного процесса, направленного на достижение общего экономического результата, искусственно разделенного, признается необоснованной;
  • формальное вовлечение членов семьи в хозяйственную деятельность с целью получения налоговой экономии без осуществления ими реальных предпринимательских функций неправомерно;
  • при консолидации доходов членов семьи, полученных от предпринимательской деятельности, значение имеет реальное участие каждого из лиц в такой предпринимательской деятельности, принятие самостоятельных управленческих решений, распоряжение своими трудовыми, административными и финансовыми ресурсами;
  • ведение обществом деятельности совместно со своим учредителем или руководителем, имеющим статус индивидуального предпринимателя, направленные исключительно на минимизацию налоговых обязательств общества, свидетельствуют о дроблении бизнеса;
  • налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели.

Правовые позиции, применяемые при разрешении споров, связанных с дроблением бизнеса

В письме ФНС указывается, что актуальные правовые позиции, применяемые при разрешении арбитражными судами споров, связанных с дроблением бизнеса, отражены:

  • в обзоре практики применения арбитражными судами положений законодательства о налогах и сборах, связанных с оценкой обоснованности налоговой выгоды, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 13.12.2023;
  • в пункте 4 обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 04.07.2018.

Для квалификации дробления бизнеса налоговый орган должен представить доказательства, подтверждающие, что имело место деление единого хозяйствующего субъекта, направленное исключительно на достижение налоговой выгоды. Налогоплательщик, в свою очередь, вправе представить доказательства ведения самостоятельной деятельности и наличия разумных экономических причин выбора структуры бизнеса.

Деятельность налогоплательщика может быть квалифицирована налоговым органом как дробление бизнеса только в результате исследования всех фактических обстоятельств ведения такой деятельности на основании доказательств, свидетельствующих о намерении получить необоснованную налоговую экономию.

11
реклама
разместить
Начать дискуссию