{"id":13654,"url":"\/distributions\/13654\/click?bit=1&hash=7a7aa21667aefd656b6233efba962ecbef616dfd5ac100a493b4b5899b23ff1f","title":"\u041c\u044b \u043f\u043e\u043f\u0440\u043e\u0441\u0438\u043b\u0438 \u0440\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439 \u043e\u0431\u044a\u044f\u0441\u043d\u0438\u0442\u044c, \u043a\u0442\u043e \u0442\u0430\u043a\u0438\u0435 \u00ab\u043a\u0440\u0435\u0430\u0442\u043e\u0440\u00bb \u0438 \u00ab\u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u043a\u0442\u00bb","buttonText":"\u0421\u043c\u043e\u0442\u0440\u0435\u0442\u044c","imageUuid":"32086418-934b-5de5-a4ef-6425a84c490a","isPaidAndBannersEnabled":false}

Какие операции компаний и физических лиц контролируют банки

В России есть Федеральный закон от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". По этому закону банки должны информировать Росфинмониторинг о некоторых операциях своих клиентов.

Ниже я, налоговый юрист Артур Дулкарнаев, расскажу какие именно операции контролируются банками и как они реагируют на их совершение.

1. Операции, подлежащие обязательному контролю

Операция контролируется, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 тысяч рублей и по своему характеру относится к одному из следующих четырех видов операций:

1.1. Операции с наличными деньгами

  • Снятие со счета или зачисление на счет компании наличных, если это не обусловлено характером хозяйственной деятельности.
  • Покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом.
  • Приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличные.
  • Получение физическим лицом денег по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом.
  • Обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства.
  • Внесение физическим лицом в уставный капитал компании наличных.

1.2. Операции с деньгами и ценными бумагами, если клиент или банк имеют регистрацию в Иране или КНДР

В соответствии с приказом Росфинмониторинга от 10 ноября 2011 года № 361, Исламская Республика Иран и Корейская Народно-Демократическая Республика являются единственными государствами, которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Поэтому операции с деньгами и ценными бумагами, если клиент или банк имеют регистрацию (место жительства, место нахождения) в Иране или КНДР, подлежат обязательному контролю.

1.3. Операции по банковским счетам

  • Открытие вклада в пользу третьих лиц с размещением в него денег в наличной форме.
  • Перевод денег на иностранный счет, открытый на анонимного владельца, и поступление денег с иностранного счета, открытого на анонимного владельца.
  • Зачисление денег на счет или списание денег со счета юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации.
  • Зачисление денег на счет или списание денег со счета юридического лица, если с момента открытия счета операций по нему не было.

1.4. Иные сделки с имуществом

  • Предоставление компаниями беспроцентных займов физическим лицам или другим компаниям, а также получение такого займа.

  • Получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга).

  • Выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения.

  • Переводы денег, осуществляемые компаниями по поручению клиента.
  • Помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард.
  • Скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
  • Получение денег в виде платы за участие в азартных играх, в том числе в электронной форме, и выплата денег в виде выигрыша, полученного от участия в азартных играх, лотерее.
  • Сделка с недвижимостью, после которой переходит право собственности на эту недвижимость, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 млн рублей.

2. Подозрительные (сомнительные) и транзитные операции, подлежащие обязательному контролю

Перечисленные выше операции банкам приходится контролировать, потому что так прямо написано в законе. Но Росфинмониторинг видит не только их.

2.1. Подозрительные (сомнительные) операции

На самом деле перечень контролируемых операций не ограничен. Банки обязаны иметь правила внутреннего контроля, следуя которым они выявляют иные подозрительные операции.

Подозрительные (сомнительные) операции - это операции, осуществляемые клиентами банков, обладающие одним или совокупностью следующих признаков: необычный характер сделок; отсутствие явного экономического смысла и очевидных законных целей, которые могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования "серого" импорта, перевода денег из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей.

Некоторые отрасли традиционно привлекают больше внимания. Это розничная торговля, строительство, операции с драгоценными металлами.

Ниже приведены распространенные операции, после которых клиенту придется дать пояснения банку:

  • Клиенты систематически снимают со своих счетов крупные суммы наличных. Под особый контроль попадут клиенты, снимающие 80 и более процентов от оборота по счету.
  • Регулярно зачисляются крупные суммы от третьих лиц на счета физических лиц с последующим снятием наличных или переводом на счета других лиц в течение нескольких дней при условии, что налоговая нагрузка клиента является минимальной (около 0,9 процента от дебетового оборота по счету) или клиент вообще не уплачивает с этого счета налоги.
  • Основания платежей не имеют отношения к затратам, которые присущи клиентам, занимающимся теми же видами деятельности.
  • Клиент не выплачивает со счета зарплату или суммы выплат не соответствуют прожиточному минимуму.
  • На расчетных счетах аккумулируются деньги, поступающие от значительного числа юридических лиц, и переводятся суммы на счета филиалов Почты России для выдачи наличных физическим лицам.
  • В течение небольшого периода на имя компании открывается нескольких срочных депозитных счетов с внесением на них сумм менее 600 тысяч рублей при условии, что сумма всех размещенных денег превышает средний остаток по текущему (расчетному) счету клиента, с которого вносились деньги, с последующим переводом денег по истечении срока депозитов в другую кредитную организацию.
  • В течение небольшого периода зачисляются крупные суммы на счет клиента, операций по которому не было более трех последних месяцев или были незначительными в этот период по сравнению с обычной деятельностью такого клиента, с последующим снятием наличных либо их переводом на счет в другой банк в течение нескольких дней.
  • От Федерального казначейства поступают деньги в счет возмещения НДС компанией, которая до их получения не вела реальной хозяйственной деятельности, или возмещенный НДС существенно больше НДС, уплаченного клиентом со счетов, открытых в банке.

Сомнительные операции - это также крупные переводы иностранцам:

  • По договорам об импорте работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, по которым расчеты осуществляются без одновременной уплаты НДС. Особое внимание привлекают консультационные, маркетинговые, компьютерные, рекламные услуги, а также договоры перестрахования.
  • По сделкам купли-продажи ценных бумаг (особенно векселей российских компаний и акций российских компаний). Особое внимание вызывают клиенты, у которых операции с ценными бумагами носят односторонний характер (покупка у нерезидентов).
  • По договорам о поставке товаров, приобретаемых у нерезидентов на территории РФ, а также о поставке товаров, приобретаемых резидентами за пределами РФ и не пересекающих таможенную границу.

Сомнительность увеличивается, если место нахождения нерезидента не совпадает с местом нахождения банка, в котором у нерезидента открыт счет. Например, компания зарегистрирована на Кипре, а ее счет открыт в эстонском банке.

Поводом для особого контроля может быть:

  • Многократное увеличение оборотов по счету компании, если: (1) размер уставного капитала равен или незначительно превышает 10 тысяч рублей; (2) в качестве адреса указан адрес массовой регистрации; (3) до начала активного использования счета операции по нему были нерегулярными, обороты не превышали 3 млн рублей в месяц, а впоследствии счет используется для операций, не имеющих очевидного экономического смысла или очевидной законной цели.
  • Перечисление контрагенту ранее полученной от него суммы, если выполняются два условия: (1) деньги получены с одного счета контрагента, а возвращаются на другой его счет; (2) обе операции совершены в течение непродолжительного периода времени.

2.2. Транзитные операции

Кроме подозрительных (сомнительных) операций, банки обращают внимание на транзитные операции. Транзитные операции - это операции, у которых есть следующие признаки:

  • Деньги зачисляются от большого количества других резидентов со счетов, открытых в российских банках, и затем списываются.
  • Деньги списываются в течение двух дней со дня их зачисления.
  • Операции проводятся ежедневно.
  • Операции проводятся в течение трех месяцев.
  • Деятельность, в рамках которой зачисляются и списываются деньги, не создает у владельца налоговых обязательств или налоговая нагрузка минимальна.
  • Со счета не уплачиваются налоги или уплачиваются в размерах, которые не сопоставимы с масштабом деятельности.

3. Сведения и документы, которые требуют банки

Выше названы только самые распространенные обстоятельства, при выявлении которых может потребоваться представить пояснения и документы.

При этом сами банки должны представлять в Росфинмониторинг:

  • Информацию о виде и сумме операции, основаниях и дате ее совершения.
  • Сведения, необходимые для идентификации лица, совершающего операцию.
  • Сведения, необходимые для идентификации получателя.

Чтобы не потерять лицензию, банк заинтересован в том, чтобы снять все подозрения на своем уровне. Поэтому в отношении подконтрольных операций банк формирует запрос клиенту и надеется на то, что в результате анализа представленных клиентом документов и изучения "более детального портрета клиента" подозрения будут сняты.

Например, банк может требовать от клиента информацию о характере финансово-хозяйственной деятельности, о финансовом положении, об источниках происхождения денег. Соответственно, клиенты обязаны представлять эту информацию.

Банк может запросить у клиента любые документы. Обычно банки требуют:

  • Пояснения схемы ведения бизнеса.

  • Информацию о применяемой системе налогообложения.
  • Сведения о расчетных счетах, открытых в других банках, и расходовании денег по ним.

  • Договоры и первичные документы к ним.
  • Штатное расписание, трудовые и гражданско-правовые договоры.

  • Информацию о наличии в собственности объектов основных средств (помещений, транспорта) или информацию об их аренде.
  • Бухгалтерскую и налоговую отчетность.

Кроме этого, банк может:

  • Установить срок для представления запрашиваемых документов.
  • Пригласить клиента для беседы и представления пояснений.
  • Выехать по месту ведения бизнеса клиента.
  • Дать рекомендации по проведению операции.

После рассмотрения полученных документов, банк может:

  • Принять решение об отказе от проведения операции и направить в Росфинмониторинг сообщение. При этом у банка нет обязанности направлять клиенту информацию об отказе от проведения операции. Поэтому клиенту нужно самому выяснить причины отказа.
  • Принять решение о квалификации операции в качестве подозрительной или операции, подлежащей обязательному контролю и направить сообщение в Росфинмониторинг, но провести операцию.
  • Принять решение о пересмотре степени (уровня) риска клиента.

Степень (уровень) риска клиента - результат классификации банком своих клиентов с учетом критериев риска, по которым осуществляется оценка степени (уровня) риска совершения ими операций для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

В отношении клиента с повышенным уровнем риска, банк может ограничить дистанционное банковское обслуживание (интернет-банк) и ограничить использование банковских карт. Кроме этого, банк может проводить усиленный финансовый мониторинг в отношении такого клиента, в том числе запрашивать документы по каждой операции.

Дистанционное банковское обслуживание - это технологии предоставления услуг на основании распоряжений клиента, передаваемых через компьютерные или телефонные сети, то есть без личного присутствия клиента в банке (например, интернет-банк, онлайн-банк и др.). Отключение дистанционного банковского обслуживания - это не отказ от проведения операций, а ограничение способа совершения операций.

Когда выявляются транзитные операции, банки запрашивают документы, подтверждающие уплату налогов за последний квартал. Плюс всем операциям клиента обеспечено повышенное внимание.

Если клиент не представит эти документы в течение одного месяца после окончания квартала, в котором такие документы были запрошены, банк может отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции. Но это не распространяется на операции по зачислению на счет входящих денег.

Артур Дулкарнаев, налоговый юрист, [email protected]

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null