Заложник собственного бренда. Как не стать им?

Иногда смена бренда необходима. И это совсем не приговор!

В этой статье я расскажу о смене бренда:

  • почему она бывает необходима;
  • с какими трудностями сталкиваются владельцы бизнеса;
  • и почему всё не так страшно, как кажется на первый взгляд.

Статья содержит данные открытых источников и примеры из практики.

Почему приходится менять бренд

Представим ситуацию.

Бизнесмен Петр уже 5 лет производит обувь под брендом “Эволюция” и продает по всей России. Спрос отличный, клиенты узнают — пора расширяться. Петр решает разместить свои товары на “Lamoda”, “Wildberries” и “Ozon”.

Маркетплейсы не работают с поставщиками без товарного знака, поэтому Петр обращается в патентное бюро.

Название Петра проверяют по базам зарегистрированных товарных знаков и присылают отчет: “Знак уже принадлежит ИП Знакокрадову”.

Давайте угадаю, что при этом переживает Петр.

Заложник собственного бренда. Как не стать им?

Петр встает перед выбором: оставить все как есть и продолжать работать под чужим брендом, либо менять название и регистрировать его — то есть, создавать свой, юридический защищённый бренд — товарный знак.

Что если и дальше работать под чужим брендом?

Спрятать голову в песок не получится. Наказание за использование чужого товарного знака — штраф от 10 тыс. до 5 млн. рублей либо компенсация в размере 2-кратной стоимости реализованного под чужим брендом товара.

Вот пример.

ООО "Кубанская коровка" выплатила «Ренна-Холдинг» 114 миллионов рублей за имитацию логотипа (Решение суда):

Заложник собственного бренда. Как не стать им?

Если ничего не менять, штрафов не избежать. Когда на вас обратит внимание законный владелец товарного знака — вопрос времени.

Ну и вдобавок, если товарный знак вам не принадлежит, вы, по сути, работаете на конкурента. Все усилия и средства, потраченные на продвижение, делятся пополам. Часть ваших клиентов постоянно будет уходить к конкуренту.

Основные сложности, связанные со сменой бренда

Взвесив все за и против, Петр выбирает ребрендинг. Давайте посмотрим, с какими основными сложностями он столкнется на этом пути и как они решаются.

1. Придумать новое название, сохранив узнаваемость

На самом деле это проще всего. Чтобы сохранить узнаваемость, за основу обычно берется первоначальное название. В нашем случае это слово “Эволюция”.

Есть 2 основных варианта доработки названия:

  • Добавить слово до связного по смыслу словосочетания:
Заложник собственного бренда. Как не стать им?
  • Составить фантазийное слово, добавив приставку или окончание.
Заложник собственного бренда. Как не стать им?

С минимальными правками можно создать новый запоминающийся бренд. Все сложности при изменении торговой марки решаемы.

2. Изменить логотип, сохранив узнаваемость

Тут тоже возможны 2 варианта. Изменения могут быть частичными либо кардинальными.

  • Частичные изменения

Пример — компания Mazda.

Ее деятельность началась с 1920 года, а непосредственно производство автомобилей — с 1960 года. К началу 1990-х это была уже хорошо известная компания.

В 1991 году эмблема Mazda отдаленно напоминала логотип Renault:

Заложник собственного бренда. Как не стать им?

В 1994 году Mazda поменяла свой логотип. К этому времени компания уже 34 года продавала автомобили, была узнаваема, но не побоялась изменений.

Сначала перемены были незначительными:

Заложник собственного бренда. Как не стать им?

А в 1997 году компания поменяла логотип в целом:

Заложник собственного бренда. Как не стать им?

Такой вариант перемен назван частичным, потому что изменения коснулись только логотипа, а не названия.

  • Кардинальные изменения

В 2005 году российская авиакомпания “Сибирь” завершила удачный ребрендинг. Спокойные бело-синие тона сменились ярко-зелеными, а название “Сибирь” превратилось короткое и узнаваемое “S7”.

Заложник собственного бренда. Как не стать им?

И это после 13-ти лет деятельности в качестве авиакомпании. (1992-2005)

Не стоит бояться изменений старого логотипа и даже полной замены его на новый. Сохранить клиентов поможет продуманная рекламная кампания.

3. Изменить домен сайта, не потеряв трафик

По закону домен беззащитен перед товарным знаком. Если название сайта повторяет или имитирует чужой товарный знак, то правообладатель может аннулировать ваш домен.

Примеры:

Как поменять домен:

  1. Находим уникальное наименование.
  2. Проверяем, не занято ли оно. Если у такого домена уже есть хозяин — ищем новый (п.1) .
  3. Регистрируем домен.
  4. Переносим сайт на новый домен.

Для пунктов 2 и 4 есть инструменты в помощь:

  • Свободно ли наименование, можно проверить на сайте reg.ru
  • Для переноса сайта можно воспользоваться инструментом от Яндекс

При грамотном переносе значительных потерь позиций в поисковых системах не будет.

Важно помнить, что рядовой потребитель запоминает не конкретный адрес сайта, а сам бренд.

В 2011 году крупнейшая социальная сеть ВКонтакте сменила домен с vkontakte.ru на vk.com. Потерялась ли при этом основная аудитория? Конечно, нет.

А выгодно ли так вкладываться в смену бренда?

Изменение названия, логотипа, новый домен. Кажется, что это огромные вложения. Когда они окупятся? Стоит ли вообще так тратиться?

Для понимания сравните затраты на ребрендинг и возможные штрафы.

Вот реальные примеры:

  • В 2016 году ООО «РИКО» ввез на территорию РФ товары, маркированные товарным знаком "VOLVO". Правообладатель знака (№163873) Вольво Трейдмарк Холдинг АБ добился уничтожения без компенсации всех товаров и выплаты 150 000 руб. (Решение суда)
Заложник собственного бренда. Как не стать им?
  • ООО «Логистик-софт» в 2016 году выплатила OutFit 7 Limited 400 000 рублей за воспроизведение товарных знаков «TALKING TOM» (№1111353 и №1111352) Контрафактный товар в количестве 4800 шт. был изъят. (Решение суда)
Заложник собственного бренда. Как не стать им?
  • В 2016 году ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" взыскал с ООО «ТТК «Роснефть» 5 000 000 рублей за использование товарных знаков № 391296, 335189, 340215. (Решение суда)

Заложник собственного бренда. Как не стать им?
  • В 2013 году компания ООО "РЛ-Трейд" выплатила РОМВЕЙЛ ХОЛДИНГЗ ЛИМИТЕД 141 926 400 рублей за использование бренда “Русское лото” (товарные знаки №174541 и 122498) (Решение суда)

Заложник собственного бренда. Как не стать им?

При этом аннулирование домена, удаление из документов на оказание услуг, с вывесок, уничтожение рекламных буклетов и самого товара.

По статистике последних 5 лет, ежегодно рассматривается в среднем 38 000 судебных решений в сфере товарных знаков. Но в последнее время таких случаев становится всё больше.

Не надо быть математиком, чтобы понять: выгоднее изменить бренд и получать прибыль, чем рисковать миллионами и потерей бизнеса.

Тем более, что далеко не всегда нужно менять и домен, и логотип, и фирменный стиль. Достаточно просто скорректировать название, что, безусловно, дешевле полноценного ребрендинга.

Примечание:

Чтобы быть до конца откровенными, отметим: смена названия — не единственный выход в такой ситуации.

  • Можно частично выкупить права на товарный знак у владельца. Например, для не нужной ему части товаров и услуг.
  • Можно заключить с обладателем знака лицензионный договор.
  • Или, когда знаки идентичны не полностью, а лишь сходны, можно заручиться согласием владельца мешающего знака с вашей регистрацией.

Эта тема для вас интересна? Напишите в комментариях, и в следующей статье я подробнее расскажу про эти способы.

Самостоятельно проверить свой товарный знак можно в открытых базах TMview и Madrid Monitor. Если возникнут вопросы, обращайтесь к нам в “Патентное бюро “Железно”.
Мы проверим ваш знак бесплатно :)

1414
7 комментариев

Примерно так в этой конторе вас и будут прибалтывать на ребрендинг.

Вы правы) Эта статья как раз и писалась для наших клиентов, которые оказались в сложной ситуации. Решили ее немного переработать и выложить в открытый доступ.