Бизнес-конфликт на примере кейса суда частного детектива с бывшим клиентом: суд vs медиация

Конфликты нередки в мире бизнеса. Это неудивительно – компании распадаются, возрождаются, а собственники всегда могут изменить свою точку зрения на то, кто какой вклад внес в бизнес.

Бизнес-конфликт на примере кейса суда частного детектива с бывшим клиентом: суд vs медиация

Я постоянно работаю с теми компаниями, которые вступили в конфликт уже с регулирующей организацией – налоговой инспекцией. И во всех этих случаях есть два пути – начать судебный процесс или договориться. Судя по нагрузке арбитражных и судов общей юрисдикции по экономическим делам, большинство конфликтующих в сфере бизнеса выбирают первый путь.

По иронии судьбы, я, Ананичева Лилия Ильдаровна, будучи профессиональным медиатором, имея в портфолио десятки успешных дел, которые разрешились мировыми соглашениями, оказалась в центре судебного конфликта с бывшим клиентом. Привожу здесь свою историю для того, чтобы поговорить о пользе медиации: хотя в данном конфликте мне удалось доказать свою правоту в суде, конфликт можно было бы погасить с помощью медиации.

Cпор с налоговой инспекцией

Претензию мне предъявила компания, которая заключила со мной договор на услуги частного детектива – ООО «НПО «ЭСП»». В судебном иске они обвинили меня в неосновательном обогащении и потребовали вернуть им 4 млн рублей, которые сами перечислили в качестве предоплаты. На эту сумму уже была проведена работа, отчет о которой мы предоставили заказчику.

В 2022 году ООО «НПО «ЭСП»» столкнулось с налоговыми доначислениями и пенями на общую сумму более 100 млн рублей по результатам налоговой проверки. Именно такими делами я и занимаюсь со своей командой в детективном агентстве «Шерлок». Мы заключили договор и получили предоплату в размере 4 млн рублей – часть стоимости услуг.

Начали работу, которая проводится по определенной методике. Мы тщательно проверяем бухгалтерию и финансы предприятия, находим ошибки и помогаем их исправить. Кроме того, ведем переговоры с налоговой, составляем ответы на претензии. Собираем документы и недостающую информацию о контрагентах, в том числе проводим для этого сыскные действия, если нужно. В результате мы находим такие доказательства, на которые налоговая не может не обращать внимания. Поэтому она отзывает претензии, либо существенно снижает их суммы.

Весь этот сложный комплекс мероприятий мы начали осуществлять для нового заказчика: провели анализ, выявили ошибки в документации и бухгалтерии, провели ряд консультаций, собрали данные о контрагентах и составили возражения в налоговую.

Никогда не начинайте работу, пока договор не подписан

Работу мы начали в декабре, а под самый Новый год, после месяца работы, получили от клиента претензию и требование вернуть перечисленные деньги. Хочу особо отметить момент, на который стоит обратить внимание любому предпринимателю, который оказывает услуги. Заказчик не вернул мне подписанный экземпляр договора, который они удерживали у себя под предлогом того, что его увезли в другой офис, чтобы поставить печать. При этом в судебном иске руководство компании утверждало, что договор подписан не был.

Это вполне нормальная повседневная рабочая ситуация: сроки поджимают, подписание документов затягивается по тем или иным причинам, обе стороны заинтересованы в том, чтобы начать работу как можно быстрее. И мы начинаем работу, не получив свой экземпляр договора. Но вот из такой мелочи может вырасти целое дело, которое будет тянуться годами в суде, повлечет за собой существенные затраты денег и нервов и будет оттягивать ресурсы от основных задач предпринимателя и/или специалиста.

Итог судов

По данному делу уже вынесено несколько судебных решений, и все они были в мою пользу: № А40-28794/23-134-170 от 26 июня 2023 года, а также № А40-203001/23-31-1679 от 4 июня 2024 года. Суд принял во внимание представленные доказательства того, что услуги были оказаны в надлежащем объеме и качестве, а договор посчитал заключенным. Более того, по встречному иску также суд обязал ООО «НПО «ЭСП»» выплатить мне остаток суммы, на которую была проведена работа.

В дополнение ко всему этому я еще и столкнулась с черной PR-кампанией, причем вбросы лживой информации, очерняющей меня, очень точно совпали с датами заседаний. Кому это было выгодно, мы все понимаем. Подробно о принципах черной PR-кампании, изученных на собственном опыте, написала здесь.

А как по-другому?

Бизнес-конфликт на примере кейса суда частного детектива с бывшим клиентом: суд vs медиация

Анализируя это дело как профессионал, не могу не думать о том, что всех этих перипетий можно было избежать. Будучи профессиональным медиатором, я не раз помогала клиентам разрулить подобные дела и прекратить судебные разбирательства. При этом решение устраивает обе стороны. Как такое возможно? Благодаря соблюдению принципов медиации.

Принципы медиации

- строгое соблюдение конфиденциальности всеми участниками процесса;

- добровольное обращение к услугам медиатора с обеих сторон: согласие уже говорит о том, что стороны стремятся к конструктивному разрешению, а не просто хотят отсудить деньги за уже оказанные, качественные услуги;

- равноправие сторон конфликта при принятии решений;

- нейтральность посредника от любой из сторон.

Последний принцип крайне важен: оказавшись на одной из сторон «баррикад», я не могла оставаться спокойной в гуще спора. Именно поэтому разрешение подобных ситуаций нужно доверить стороннему человеку, который сможет выслушать обе стороны. Иногда одно это настолько снижает накал эмоций, что непримиримые оппоненты через какое-то время уже готовы сесть за стол переговоров.

В заключение

Если вы, также как и я, столкнулись с недобросовестным партнером, клиентом или по любым причинам оказались вовлечены в бизнес-конфликт, рассмотрите вариант привлечь стороннего медиатора. Это помогает начать мыслить более конструктивно и всегда находятся варианты, о которых раньше люди не думали из-за того, что оценивали ситуацию слишком эмоционально. На своем личном опыте могу сказать, что, будучи стороной конфликта, действительно невозможно посмотреть на дело объективно. Поэтому нужно, чтобы количество конфликтов, разрешаемых с помощью медиации, увеличивалось. Надеюсь, российская бизнес-практика к этому еще придет.

Полезный материал по теме: Медиация в бизнес- и налоговых спорах.

22
Начать дискуссию