Интеллектуальная собственность в фильме "Субстанция"
Посмотрела фильм «The substance», который получил награду за лучший сценарий в Каннах. Это боди-хоррор, исследующий страхи старения и самовосприятия
Фильм - это сложный объект авторского права, в котором составные части охраняются отдельно. Я люблю сравнивать кино с большим тортом. Если вы начинаете готовить, забыв хотя бы один из ингредиентов, то результат непредсказуем. Так и с фильмом: если хотя бы на один объект интеллектуальной собственности в его составе у вас нет прав, это может сделать невозможным коммерциализировать картину в принципе.
Разбираем фильм "The substance" на молекулы интеллектуальной собственности
1. Название фильма
Заявка на одноименный товарный знак не подавалась ни в ЕС, ни в США, ни тем более в России. Несмотря на то, что наименование произведения в соответствии с п. 7 ст. 1263 Гражданского Кодекса охраняется авторским правом, я выступаю категорически "за" регистрацию названий фильмов в качестве товарных знаков, как это делается для больших коммерческих проектов.
Например, регистрация товарного знака есть у: шпионского боевика Джейм Бонд, сериала Отчаянные домохозяйки, медиафраншизы Джон Уик, культового Sex and the city, экранизации одноимённого романа Дюна и многих других фильмов.
Главная цель киностудии при регистрации товарного знака для фильма: контролировать производство похожих проектов и, конечно, появление в продаже маркированного названием фильма мерча на маркетплейсах от предприимчивых предпринимателей.
2. Сценарий.
База всего фильма. Сценарий был написан французской режиссеркой Корали Фаржа. Авторские права на текст возникли с момента создания и не требовали специальной регистрации.
Для защиты сценариев я рекомендую использовать процедуру депонирования. Депонирование - это передача на хранение исходного текста литературного произведения в специальные сервисы. По факту регистрации они выдают Сертификат, который подтверждает, что на указанную в нем дату текст уже существовал и именно заявитель обладал им.
Также текст сценария может быть заверен у нотариуса, что в целом является с точки зрения права одинаковой процедурой подтверждения уже возникших авторских права, как и депонирование.
Чтобы использовать чей-то сценарий для съемок фильма, необходимо приобрести лицензию от автора или заключить договор об отчуждении исключительных прав. Так как Корали Фаржа и автор сценария, и директор, и продюсер фильма, то покупать права на сценарий у самой себя ей не потребовалось.
Очень важный тейк! Идея фильма само по себе не защищается. Ни в одной стране мира. И, да, все верно - вы можете снять свой фильм с такой же задумкой.
Самое главное - необходимо полностью изменить визуальное исполнение: непохожие актеры, отличная от оригинала последовательность повествования, иная расстановка предметов в кадре, предметов, выбрать другую эпоху, написать другие диалоги и сцены, использовать другую стилистику декораций. Чем больше будет отличий от первоначальной картины, тем меньше рисков нарушения прав.
3. Видеоряд
Фильм снят оператором Бенджамином Кракуном. Возможно вы заметили как много широкоугольного формата было в фильме и особого галлюциногенного флера? Это и есть тот самый авторский взгляд и талант, который оператор вкладывает в картину, благодаря которому привносит творческий характер в общую картину и становится автором. Чтобы Корали Фаржа могла использовать снятые и отредактированные кадры, ей было необходимо приобрести права у Бенджамина Кракуна.
4. Музыкальные произведения
На треки британского композитора Raffertie (он же Бенджамин Стефански) и остальную музыку вроде культового «Pump it up» была приобретена лицензия
5. Актерское исполнение
Деми Мур и Маргарет Куэлли и иные актеры обладают правом на получение вознаграждения за использование их образов. Согласно общепринятой практике выкуп прав зашивается прямо в трудовой контракт.
6. Декорации
Художники-оформители обладают авторскими правами, например, на созданный образ квартиры в стиле 80-х и используемую комбинацию реквизита
7. Персонажи и их визуал
Созданные образы, например, истеричного исполнительного директора Харви, сшитые костюмы от французской дизайнерки Маделин Фонтейн, в том числе синее новогоднее платье Сью и грим финального чудовища защищены авторским правом.
И это только основные части фильма. Авторским правом ещё охраняется свет, компьютерная графика, анимация, работа визажистов, фоновое звуковое сопровождение (звуки толпы, аплодисменты), процесс операторской работы и монтаж и многое другое.
В заключение пара интересных фактов о фильме:
1. В картине есть продакт плейсмент. Например, Сью пьет диетическую Кока-колу.
2. Помните момент «рождения» Сью? Чтобы нам всем было не так грустно: даже у «идеальной» версии Деми Мур была ненастоящая грудь. Это посаженный на клей протез.
3. Вдохновение на создание фильма к Корали Фаржа пришло от произведения Оскара Уальда «Портрет Дориана Грея», в котором главный герой также избегал старения и скрывал его в картине, которая превратилась в монстра, отражая все самые черные уголки души его владельца.
Если вы хотите защитить права на свой фильм или видео, например, в социальных сетях (да-да, к ним применяются все те же правила), пишите патентному поверенному @ritatarasova