Интеллектуальная собственность в фильме "Субстанция"

<i>The Substance, 2024</i>
The Substance, 2024

Посмотрела фильм «The substance», который получил награду за лучший сценарий в Каннах. Это боди-хоррор, исследующий страхи старения и самовосприятия

Фильм - это сложный объект авторского права, в котором составные части охраняются отдельно. Я люблю сравнивать кино с большим тортом. Если вы начинаете готовить, забыв хотя бы один из ингредиентов, то результат непредсказуем. Так и с фильмом: если хотя бы на один объект интеллектуальной собственности в его составе у вас нет прав, это может сделать невозможным коммерциализировать картину в принципе.

Разбираем фильм "The substance" на молекулы интеллектуальной собственности

<i>The Substance, 2024</i>
The Substance, 2024

1. Название фильма

Заявка на одноименный товарный знак не подавалась ни в ЕС, ни в США, ни тем более в России. Несмотря на то, что наименование произведения в соответствии с п. 7 ст. 1263 Гражданского Кодекса охраняется авторским правом, я выступаю категорически "за" регистрацию названий фильмов в качестве товарных знаков, как это делается для больших коммерческих проектов.

Например, регистрация товарного знака есть у: шпионского боевика Джейм Бонд, сериала Отчаянные домохозяйки, медиафраншизы Джон Уик, культового Sex and the city, экранизации одноимённого романа Дюна и многих других фильмов.

Главная цель киностудии при регистрации товарного знака для фильма: контролировать производство похожих проектов и, конечно, появление в продаже маркированного названием фильма мерча на маркетплейсах от предприимчивых предпринимателей.

<i>The Substance, 2024</i>
The Substance, 2024

2. Сценарий.

База всего фильма. Сценарий был написан французской режиссеркой Корали Фаржа. Авторские права на текст возникли с момента создания и не требовали специальной регистрации.

Для защиты сценариев я рекомендую использовать процедуру депонирования. Депонирование - это передача на хранение исходного текста литературного произведения в специальные сервисы. По факту регистрации они выдают Сертификат, который подтверждает, что на указанную в нем дату текст уже существовал и именно заявитель обладал им.

Также текст сценария может быть заверен у нотариуса, что в целом является с точки зрения права одинаковой процедурой подтверждения уже возникших авторских права, как и депонирование.

Чтобы использовать чей-то сценарий для съемок фильма, необходимо приобрести лицензию от автора или заключить договор об отчуждении исключительных прав. Так как Корали Фаржа и автор сценария, и директор, и продюсер фильма, то покупать права на сценарий у самой себя ей не потребовалось.

Очень важный тейк! Идея фильма само по себе не защищается. Ни в одной стране мира. И, да, все верно - вы можете снять свой фильм с такой же задумкой.

Самое главное - необходимо полностью изменить визуальное исполнение: непохожие актеры, отличная от оригинала последовательность повествования, иная расстановка предметов в кадре, предметов, выбрать другую эпоху, написать другие диалоги и сцены, использовать другую стилистику декораций. Чем больше будет отличий от первоначальной картины, тем меньше рисков нарушения прав.

<i>The Substance, 2024</i>
The Substance, 2024

3. Видеоряд

Фильм снят оператором Бенджамином Кракуном. Возможно вы заметили как много широкоугольного формата было в фильме и особого галлюциногенного флера? Это и есть тот самый авторский взгляд и талант, который оператор вкладывает в картину, благодаря которому привносит творческий характер в общую картину и становится автором. Чтобы Корали Фаржа могла использовать снятые и отредактированные кадры, ей было необходимо приобрести права у Бенджамина Кракуна.

4. Музыкальные произведения

На треки британского композитора Raffertie (он же Бенджамин Стефански) и остальную музыку вроде культового «Pump it up» была приобретена лицензия

<i>The Substance, 2024</i>
The Substance, 2024

5. Актерское исполнение

Деми Мур и Маргарет Куэлли и иные актеры обладают правом на получение вознаграждения за использование их образов. Согласно общепринятой практике выкуп прав зашивается прямо в трудовой контракт.

<i>The Substance, 2024</i>
The Substance, 2024

6. Декорации

Художники-оформители обладают авторскими правами, например, на созданный образ квартиры в стиле 80-х и используемую комбинацию реквизита

<i>The Substance, 2024</i>
The Substance, 2024

7. Персонажи и их визуал

Созданные образы, например, истеричного исполнительного директора Харви, сшитые костюмы от французской дизайнерки Маделин Фонтейн, в том числе синее новогоднее платье Сью и грим финального чудовища защищены авторским правом.

И это только основные части фильма. Авторским правом ещё охраняется свет, компьютерная графика, анимация, работа визажистов, фоновое звуковое сопровождение (звуки толпы, аплодисменты), процесс операторской работы и монтаж и многое другое.

В заключение пара интересных фактов о фильме:

1. В картине есть продакт плейсмент. Например, Сью пьет диетическую Кока-колу.

2. Помните момент «рождения» Сью? Чтобы нам всем было не так грустно: даже у «идеальной» версии Деми Мур была ненастоящая грудь. Это посаженный на клей протез.

3. Вдохновение на создание фильма к Корали Фаржа пришло от произведения Оскара Уальда «Портрет Дориана Грея», в котором главный герой также избегал старения и скрывал его в картине, которая превратилась в монстра, отражая все самые черные уголки души его владельца.

Если вы хотите защитить права на свой фильм или видео, например, в социальных сетях (да-да, к ним применяются все те же правила), пишите патентному поверенному @ritatarasova

Начать дискуссию