Они «запатентовали» на себя обычное слово, а потом потребовали с нас 5 000 000 рублей. Вот что было дальше

Слышали про диваны «Честер»? Эти диваны продает куча мебельных. Только вот одна компания зарегистрировала на себя слово «Честер» как товарный знак в Роспатенте — и начала требовать миллионы со своих конкурентов.
В такую ситуацию рискует попасть каждый предприниматель в любой сфере. Расскажу, как нам удалось с этим справиться.

Меня зовут Алексей Башук, я юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный РФ №2151, автор книги о защите интеллектуальных прав «Своровали? Накажи» и ТГ-канала «Клуб правообладателей». Скорее всего, вы уже подписаны, но если еще нет — заходите, и погнали.

На примере дела «Честер» я покажу, что делать, если вам предъявили претензию за нарушение чужого товарного знака и потребовали миллионную компенсацию.

Получаем претензию и решаем, что с ней делать

Ситуация. Мебельному магазину из Москвы пришла претензия. Какой-то предприниматель обвинял в незаконном использовании товарного знака «CHESTER-DIVAN» и требовал заплатить 5 000 000 рублей за «нарушение».

Орфография и пунктуация автора сохранены
Орфография и пунктуация автора сохранены

Я удивился. Первая мысль — «да как такое вообще можно было зарегистрировать».

Для справки

Товарные знаки — это регистрация не самого по себе названия, а регистрация бренда каких-то конкретных товаров и услуг.

Поэтому, помимо прочего, Роспатент проверяет, может такое название выделить продукт на рынке или нет. Это называют «различительная способность» — п. 1. ст. 1483 ГК РФ.

Грубо говоря, Роспатент не зарегистрирует названия «Сапоги», «Дешевые сапоги» и даже «Шлёпки» на товар «обувь». Такое название не выделит бренд на рынке — это же просто характеристика товара, а не бренд.

Так и здесь: «честер» — это невысокие диваны с подлокотниками, которые продает чуть ли не каждый мебельный. Каретная стяжка и пуговицы — куча разных фабрик много лет выпускает такие диваны.

Было бы странно было бы предположить, что такое расхожее название вида товара может принадлежать кому-то одному.

Но всё-таки «CHESTER-DIVAN» оказался зарегистрирован…

Дальше у нас было три варианта.

1) Проигнорировать претензию и надеяться, что отправитель забудет о ней

Так себе вариант — обычно отправители все прекрасно помнят.

Если не ответить на претензию, суд может оценить это как фактор грубого нарушения. С «молчуна» могут взыскать компенсацию больше, чем если бы ответ был.

2) Сразу отправиться в Роспатент с требованием аннулировать знак

Если мы не согласны с регистрацией знака, ее можно оспорить в Роспатенте.

Только вот идти туда сразу после получения претензии не стоит — вдруг у нас получится разойтись миром и до споров с Роспатентом дело не дойдет.

3) Написать обстоятельный ответ, чтобы отбить желание судиться

Это оптимальный вариант: большинство споров по интеллектуальным правам не доходит до суда. Правда, в случае с «честером» ни о каком встречном предложении с нашей стороны не шло.

В ответе на претензию мы объясняем спорщику, что его товарный знак был зарегистрирован по ошибке — законы, практика, все дела. Грозим обращением в Палату по патентным спорам: если нам это удастся, то спорщик останется и без денег, и без знака.

Обычно когда компания получает большой и подробный ответ с опорой на законы и практику, ее воинственный дух угасает. Спорщикам проще отстать и найти кого-то другого, чем рисковать.

Получаем иск и готовимся к суду

Наш отправитель не угомонился — спустя месяц мы получаем судебный иск. Только аппетиты стали поменьше: вместо 5 000 000 просят 800 000 рублей.

Они «запатентовали» на себя обычное слово, а потом потребовали с нас 5 000 000 рублей. Вот что было дальше

Запускаем план «Б»: обратиться в Палату по патентным спорам, чтобы знак аннулировали.

А теперь важный нюанс, о котором вам точно стоит знать:

Спор по взысканию компенсации за товарный знак и спор по аннулированию этого знака — по нашим законам это два разных спора.

Вот то место, где обжигаются многие предприниматели и их юристы: вместо того, чтобы оспаривать регистрацию в Палате, они просто идут в суд и пытаются там рассуждать о незаконности регистрации знака.

А суду всё равно. Причитать в суде о незаконности регистрации нет смысла. Пока товарный знак зарегистрирован — он действует. Это значит, что суды обязаны его защищать. Так суды и проигрывают.

Если мы считаем, что знак зарегистрирован незаконно, то идем в Палату по патентным спорам — это специальное подразделение Роспатента, которое рассматривает такие возражения.

Именно поэтому в спорах по товарным знакам часто идут два дела параллельно — одно в суде, другое в Палате.

Так получилось и у нас.

Мы подготовили для Роспатента кипу документов на несколько сотен страниц: возражение и гору приложений. В дело пошли энциклопедии, справочники, научные статьи, публикации дизайнеров, выписки из патентных баз и скриншоты интернет-магазинов. Словом, всё, что было нужно, чтобы доказать Роспатенту, что «честер» — это вид дивана, а не чей-то бренд.

По легенде, дизайн первого честер-дивана еще в 18-м веке придумал Филип Дормер Стэнхоуп, 4-й граф Честерфилд. Едва ли граф предполагал, что спустя почти триста лет его имя попытается присвоить российский ИПшник, чтобы засуживать конкурентов.
По легенде, дизайн первого честер-дивана еще в 18-м веке придумал Филип Дормер Стэнхоуп, 4-й граф Честерфилд. Едва ли граф предполагал, что спустя почти триста лет его имя попытается присвоить российский ИПшник, чтобы засуживать конкурентов.

Дело в суде закончилось раньше, чем в Роспатенте и результат был ожидаемым. С нас взыскали компенсацию за «нарушение».

Однако, мы смогли добиться снижения компенсации на полмиллиона: вместо 800 000 рублей суд взыскал всего 300 000.

По меркам таких споров это уже было хорошим результатом. Но мы хотели большего: аннулировать знак и оставить спорщиков ни с чем.

Схема происходящего:

Они «запатентовали» на себя обычное слово, а потом потребовали с нас 5 000 000 рублей. Вот что было дальше

Палата по патентным спорам: отказать… хотя нет, постойте

Тем временем в Роспатенте рассматривали возражение. Несколько заседаний коллегия изучало каждое наше доказательство. И вот, в последнем заседании коллегия встает, чтобы озвучить решение…

Отказать. Оставить правовую охрану товарного знака в силе.

Как? Как после такой кипы доказательств можно было по-прежнему спорить с тем, что слово «честер» на рынке мебели использует весь рынок?

Мы полыхали не на шутку.

Дальнейший путь в таких случаях обычно такой: месяц ждать письменного решения Роспатента, потом еще три месяца оспаривать его в суде.

Но мы делаем кое-что поинтереснее. Буквально за день пишем обращение на имя руководителя Роспатента.

Мало кто знает эту внутреннюю кухню Роспатента, но там все устроено так: сначала на заседании коллегия Палаты озвучивает решение, потом готовит письменный проект решения, который передается на утверждение руководителю Роспатента. Если все нормально — руководитель утверждает. Если…

Редко-редко бывает так, что руководитель не утверждает решение Палаты, если поступит серьезное мотивированное обращение. Иногда такое обращение выстреливает.

Подаем. Спустя несколько дней нам приходит уведомление Роспатента «о переносе даты заседания».

Наше обращение сработало.

В уведомлении не было «ой, извините, мы ошиблись, всё исправим» — ничего такого. Просто Роспатент назначил нам еще одно заседание, словно в последнем никакого решения и не было. Но нам этого уже было предостаточно.
В уведомлении не было «ой, извините, мы ошиблись, всё исправим» — ничего такого. Просто Роспатент назначил нам еще одно заседание, словно в последнем никакого решения и не было. Но нам этого уже было предостаточно.

В новом заседании эксперты из коллегии сказали, что дополнительно ознакомились с нашими материалами. Нам задали еще ряд вопросов, после чего вынесли новое решение:

Вот это уже долгожданная победа. Но еще не конец.
Вот это уже долгожданная победа. Но еще не конец.

Пересмотр: суд отменяет решение о взыскании компенсации

Помните про взысканные судом 300 000 рублей? Решение Роспатента — повод для пересмотра того дела.

У нас появились новые обстоятельства — знак-то всё, не охраняется, значит и взыскивать было нечего. Само решение о регистрации знака отменили, то есть знак аннулирован, словно его и не было.

Мы отправляемся в суд с заявлением о пересмотре дела.

Тем временем наш бывший «правообладатель» идет в другой суд — оспаривать решение Роспатента. Он хочет, чтобы Суд по интеллектуальным правам отменил решение Роспатента и вернул охрану его товарному знаку.

Снова два параллельных дела:

  • В одном мы отменяем компенсацию
  • В другом бывший правообладатель пытается вернуть охрану своему знаку

Мы уже близко к развязке, но держите схему:

Они «запатентовали» на себя обычное слово, а потом потребовали с нас 5 000 000 рублей. Вот что было дальше

Первым состоялся наш суд о пересмотре. Суд отказал нам со ссылкой на то, что «заявление подано преждевременно». Мол, у вас там решение Роспатента еще могут оспорить, чего вы сюда пришли.

Только вот в законе черным по белому написано: решение Роспатента вступает в силу со дня принятия. Кто там куда пошел оспаривать нас уже не интересует — пусть хоть обуспарываются.

Мы идем в апелляцию и просим, чтобы суд заставили пересмотреть дело и не затягивать. Апелляция соглашается с нами и принудительно отправляет дело на пересмотр.

Тем временем в Суде по интеллектуальным правам мы защищаем решение Роспатента и суд отказывает «правообладателю». Суд согласен с нами: он говорит, что Роспатент правильно сделал, что аннулировал знак.

Из апелляции дело приходит в первый суд и, наконец-то, суд отменяет решение о взыскании компенсации.

Полные тексты судебных решений по этому делу можно посмотреть в <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fkad.arbitr.ru%2FCard%3Fnumber%3D%25D0%259040-149530%2F2021&amp;postId=552130" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Картотеке арбитражных дел</a>. 
Полные тексты судебных решений по этому делу можно посмотреть в Картотеке арбитражных дел

Дело направляется на новое рассмотрение. А там уже и рассматривать особо нечего. Знак аннулирован, словно его и не было. Взыскивать компенсацию не за что.

Итоговое решение суда:

Они «запатентовали» на себя обычное слово, а потом потребовали с нас 5 000 000 рублей. Вот что было дальше

Вот это уже настоящая полная победа. С нас не взыскивают ни 800 тысяч, ни даже 300 тысяч. Знак аннулирован, во взыскании компенсации отказали полностью.

В итоге полная схема этого дела выглядела так:

Они «запатентовали» на себя обычное слово, а потом потребовали с нас 5 000 000 рублей. Вот что было дальше

Помните, в начале этого дела я говорил, что наш спорщик-взыскальщик рискует остаться и без денег, и без знака? Ну вот.

Как это дело пригодится другим предпринимателям

Сегодня в России зарегистрировано больше 850 000 товарных знаков, а каждый год российские суды рассматривают несколько десятков тысяч споров. Это значит, что попасть в похожую ситуацию может каждый предприниматель.

Вот выводы, которые пригодятся в такой истории:

1. Роспатент не регистрирует как товарные знаки названия, которые характеризуют качества товара, его вид или свойства, обманывают покупателей или слишком похожи на уже существующие

2. Если все-таки такая регистрация состоялась, знак можно аннулировать через Палату по патентным спорам

4. Суд по взысканию компенсации и спор по аннулированию знака — это два разных спора, которые идут в разных госорганах

5. Будьте аккуратны при выборе названий для своих компаний и товаров и вовремя регистрируйте свои товарные знаки. Риск попасть на чужое и давно кем-то занятое название достаточно большой.

Иногда ошибается даже Роспатент. Но к счастью, закон и эксперты дают возможность доказать ошибку и всё исправить.

А без ошибок тут и быть не может — все-таки по 140 000 заявок каждый год в Роспатент подается, новых брендов с каждым днем появляется все больше и больше.

Если пост про суд полезный-интересный — поставьте посту свой королевский лайк-вверх. Буду тогда писать еще о всяких полезных вещах по моей теме.

Если в принципе тема интеллектуальных прав «ваша» и вы что-то создаете своим умом — у меня есть телеграм-канал «Клуб правообладателей».

Там мои заметки для предпринимателей и авторов. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах. Рекламы нет, канал уютный — заходите, если интересно.

Недавно написал и опубликовал в канале небольшую методичку «Как теряют миллионы на компенсациях и штрафах».

Как говорится, без смс и регистраций собрал просто в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь. Гляньте, возможно пригодится.

На все общие вопросы отвечаю в комментариях. Если надо спросить что-то частное для себя или своей компании, например, по регистрации товарных знаков или по судам — можно написать мне в личку в телеграме @bchlf

6969
1313
11
11
11
60 комментариев
7
Ответить

Кажется, недавно с знаком «Я Русский» был похожий план)) https://vc.ru/legal/1638289-chem-na-samom-dele-mozhet-obernutsya-dlya-shamana-popytka-registracii-brenda-ya-russkii

5
1
Ответить

Со схемами удобно. Хороший кейс, спасибо!

5
Ответить

Без схем в таком деле, кажется, совсем легко запутаться)) Спасибо!)

3
Ответить

Вы пишите очень доступно и интересно, не как большинство юристов: "Согласно статье УК РФ...

5
Ответить

Спасибо!)

1
Ответить

О эти многосложные юридические предложения, смысл которых с 10 прочтения не поймёшь даже....

Ответить