Как вывести прибыль из ООО. Рассказываю о 10 возможных способах и предупреждаю о рисках

Я насчитала 10 способов. Первый и второй не попадает под внимание инспекторов, а остальные восемь с разной степенью риска. Оцените каждый вариант хорошенько, прежде чем использовать в бизнесе. Я рекомендую использовать только законные способы.

Айгуль Шадрина
Эксперт. Основатель бухгалтерской компании S4 Consulting и налоговый консультант.

Способ 1. Вывод прибыли через дивиденды

Риск: нулевой.

Ниже для простоты расчетов принимаю, что ставка НДФЛ — 13%.

Прибыль в ООО — это доход самого общества, а учредители смогут получить свою долю через дивиденды. Перечислять их по закону можно не чаще раза в квартал после собрания участников общества, на котором будет принято решение о выплате.

Чтобы получить чистую прибыль, из полученной выручки ООО сперва нужно рассчитаться по долгам перед поставщиками, выплатить зарплату сотрудникам, заплатить все налоги (УСН, налог на прибыль, НДС). И уже после можно получить дивидендами причитающуюся долю.

Пример расчета дивидендов на руки после уплаты всех налогов на разных системах налогообложения. В примере все расходы по ОСН и УСН Д-Р принимаются в расходы. По УСН Д страховые взносы уменьшают налог на 50%. 
Пример расчета дивидендов на руки после уплаты всех налогов на разных системах налогообложения. В примере все расходы по ОСН и УСН Д-Р принимаются в расходы. По УСН Д страховые взносы уменьшают налог на 50%. 

В примере выше больше всего прибыли можно получить на УСН Д-Р. Но этот показатель может сильно отличаться в зависимости от структуры расходов, рентабельности бизнеса и используемых льгот.

Например, если IT-компания пользуется льготами Минцифры, то налоговая нагрузка будет следующей:

Пример расчета дивидендов для IT-компании на ОСН с льготами Минцифры в 2024 и 2025 году.
Пример расчета дивидендов для IT-компании на ОСН с льготами Минцифры в 2024 и 2025 году.

Найти вариант выгоднее будет сложно :)

Способ 2. Вывод прибыли через повышенную зарплату

Риск: нулевой.

В 2024 году для компаний из реестра МСП продолжают действовать пониженные ставки страховых взносов — 15% для суммы свыше МРОТ вместо стандартных 30%. МРОТ в 2024 году равен 19 242 руб.

В 2025 году ставка страховых в 15% будет действовать для суммы свыше 1,5*МРОТ. МРОТ в 2025 году равен 22 440 рублей.

Для IT-компаний с аккредитацией Минцифры ставка страховых взносов составляет 7,6% на всю сумму. Если сумма страховых превышает предельную величину в 2,25 млн, то ставка страховых становится 0% (в 2025 планируют также сделать ставку 7,6% при превышении предельной величины). Поэтому, если у вас IT-компания, а вы еще не получили аккредитацию Минцифры, то рекомендую получить :)

Пример расчета.


Предприниматель хочет вывести себе через премию 100 000 руб. чистыми на руки:

- Деньги на руки = 100 000

- ФОТ (деньги на руки + НДФЛ) = 100 000 / 0,87 = 114 943

- Страховые взносы = 19 242 х 30% + 95 701 х 15% = 20 127


Итого на руки собственник получит 100 000 руб., расходы по налогам и взносам обойдутся бизнесу в 35 070 руб.


Каждые 100 000 руб. выведенной таким способом прибыли будет стоить бизнесу 35% от суммы на руки.


Одновременно ООО сможет принять в расходы всю ЗП с НДФЛ и страховыми взносами, заплатит меньше налога на прибыль или УСН 15%.

От налогового режима компании зависит, что будет выгоднее — забрать деньги дивидендами или всё-таки вывести через зарплату.

ОСН — выгоднее выводить через зарплаты и премии

УСН 15% — можно выбрать любой из способов

УСН 6% — выгоднее выводить через дивиденды

Совет: используйте преимущества зарплатного проекта для выплаты дивидендов, чтобы не разориться на высоких процентах при выплате физлицам.

Например, банковская комиссия за перевод физическим лицам 2%, отправить нужно 5 млн рублей дивидендами, придется банку оставить 100 000 рублей. А через зарплатный проект деньги уйдут практически бесплатно, за сотые доли процента. Тарифы можно узнать в обслуживающем вас банке.

Также в этой таблице можно посмотреть расчет при разных системах налогообложения, смоделировать свою ситуацию и выбрать наиболее выгодный вариант вывода денег.

Способ 3. Вывод прибыли через заём учредителю

Риск: средний.

Законодательство разрешает выдавать учредителям займы, в том числе беспроцентные. Для этого нужно оформить договор между собственником и ООО, по которому после перевести деньги.

В этом случае страховые взносы отсутствуют, но придётся за каждый месяц пользования займом рассчитать и удержать НДФЛ с материальной выгоды учредителя: 35% для резидентов, 30% для нерезидентов.

Материальную выгоду исчисляют исходя из ⅔ ключевой ставки ЦБ, действующей на последнее число каждого месяца пользования займом, минус ставка по договору (ст. ст. 212, 223 НК РФ). При беспроцентном займе она будет исчисляться как ⅔ ключевой ставки ЦБ, действующей на последнее число каждого месяца пользования займом.

Если договор был под определенный процент, то при любой системе налогообложения придется заплатить налоги с полученных или начисленных процентов.

К тому же заем нужно вернуть, поэтому де-факто это не вывод прибыли.

Например


ООО за квартал заработало 5 млн руб. прибыли, с которых надо отдать государству 20% — 1 млн руб. Собственник через беспроцентный заём со сроком возврата один год выводит себе оставшиеся 4 млн руб., бухгалтерия насчитывает каждый месяц материальную выгоду и удерживает с неё НДФЛ 35%. Затрат по страховым взносам нет.


Допустим, весь год ключевая ставка оставалась равной 16%, тогда материальная выгода собственника составит 426 667 руб. (4 млн. х ⅔ х 16%), 35% НДФЛ с неё обойдётся компании в 149 380 руб.


Получается, что в нашем примере стоимость вывода прибыли через беспроцентный заём будет стоить в год 23% от общей суммы (5 млн. руб.). Этот способ обойдётся дешевле, чем просто выплата дивидендов (3-4% НДФЛ к 13% по дивидендам). Заём с процентами дополнительно будет стоить налога на прибыль от суммы заработанных процентов.


Важно помнить, что сумму займа придётся вернуть в компанию. По факту — это не вывод прибыли, а временный вывод денег из компании. Предприниматель заплатит 3-4% за пользование деньгами.

Заём учредителю будет работать нормально, если использовать его без фанатизма: выдали сумму — вернули. Например, выдавать раз в год, а не каждый квартал по нескольким договорам с постоянной пролонгацией.

Налоговая не любит беспроцентные займы и может переквалифицировать их в процентные, если не платить НДФЛ с материальной выгоды. Инспектор доначислит материальную выгоду с ⅔ процентов по ставке 35%, а сверху добавить пеней и штрафов. Максимально возможное наказание — налоговики посчитают договоры займов фиктивными и переквалифицируют в выплату зарплаты. В этом случае будут доначислены страховые взносы и НДФЛ, плюс штрафы и пени.

Банки могут проверить беспроцентные займы по 115-ФЗ. Чтобы развеять сомнения операционистов стоит в платежном поручении указать договор займа с процентной ставкой и сроком, отправить скан договора.

Способ 4. Вывод прибыли через возврат процентов по ранее выданному займу

Риск: низкий.

Когда бизнесу для развития нужны деньги, проще и выгоднее использовать заём от учредителя под процент. Так на законных основаниях можно вывести прибыль через проценты и одновременно уменьшить налоги на размер этих процентов.

Например


Учредитель выдал взаймы собственному ООО 10 млн руб. под 24% годовых*:

- 200 000 руб. — ежемесячный процент, который причитается учредителю

- 174 000 руб. — учредитель получит чистыми на руки

- 26 000 руб. — 13% НДФЛ с полученных учредителем процентов


Одновременно всю сумму процентов ООО учитывает в расходах и законно уменьшает базу налога на прибыль или УСН 15%. Это способ вывода прибыли один из самых выгодных — под 13%.


*По закону процентная ставка по договору займа может быть в диапазоне от 10 до 150% от ставки ЦБ РФ. Такая сделка считается контролируемой, так как в сделке участвуют взаимозависимые лица, одно из которых — физлицо.

Подобную схему для ухода от налога на прибыль в 2010-х годах использовали в крупных добывающих компаниях и в их дочках. Нюанс в том, что денег никаких реально не выдавали, всё было только на бумаге — рисовали расходы и уменьшали прибыль на проценты по займам, которые якобы получили от других компаний. И проценты могли перевалить за десятки и сотни миллионов рублей. В судебной практике было немало таких дел.

Способ 5. Вывод прибыли через сдачу имущества учредителя в аренду

Риск: средний.

В этом случае учредитель передаёт собственное имущество в аренду собственному ООО по рыночным ценам: автомобиль, помещение, оборудование, товарные знаки и любые другие активы. Чтобы не платить лишний НДФЛ, некоторые предприниматели так делают и оформляют сделки через собственное ИП на УСН 6%.

Этот способ будет законным, если не забывать про рыночные отношения. Налоговая заинтересуется, если учредитель будет сдавать склад в аренду намного выше среднерыночной цены по региону. Например, за аренду 50-метрового помещения в городе в среднем надо выложить 150 000 рублей, а ООО арендует у собственника такой же метраж за 500 000.

Компания сможет уменьшить УСН 15% или налог на прибыль, а собственник получит выгодную прибыль, с которой заплатит всего 6% налога.

Например


ООО заключило договор аренды склада за 100 000 рублей в месяц — на эту сумму увеличились ежемесячные расходы, которые уменьшают налоги:

- УСН 15% на 15 000 в месяц.

- Налог на прибыль на 20 000 в месяц.


А учредитель получает ежемесячно на своё ИП 100 000 руб. и платит с них 6 000 руб. налога УСН 6%, а 94 000 руб. — оставляет у себя. Вывод прибыли будет стоить 6%.

Способ 6. Вывод прибыли через договор с дружественным ИП

Риск: высокий.

Когда у ООО сделка с ИП только на бумаге — это серая схема вывода денег. Не рекомендую к использованию.

При этом способе используют ИП, которое подконтрольно собственнику компании. ООО оплачивает ИП за какие-то услуги, например, рекламные или консультационные, а потом получает обратно кэш за минусом комиссии.

В итоге:


- ООО примет в расходы сумму услуг ИП

- ИП заплатит налог УСН 6%

- В банк уйдет комиссия 0–3% за вывод кеша через карту ИП


Вывод денег обойдётся в 6–9%.

При этом способе стоит больше опасаться внимания со стороны обслуживающего банка. Компания может попасть на блокировку операций по 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и/или финансированию терроризма»:

  1. Банк заблокирует сомнительные операции или все операции в целом, пока компания не предоставит объяснения по подозрительным операциям.
  2. Дальше есть два варианта:
    2.1. Компания проходит проверку и счёт продолжает работать в полном режиме.
    2.2. Банк блокирует дистанционное банковское обслуживание и предпринимателю потребуется взаимодействовать с банком оффлайн. Конечно, таким никто заниматься не будет. Поэтому предприниматель закрывает р/с в банке, но с комиссией в 10–30% от остатка денег на счёте. Также есть вероятность, что компания попадет в чёрный список и при открытии р/с в другом банке практически сразу прилетит еще один блок по 115-ФЗ (не пугаю, вероятность этого низкая). В любом случае при работе с банком нужно придерживаться его правил, чтобы не попасть на блокировки. Про них можете в интернете почитать, информации достаточно много.

Также налоговики могут переквалифицировать выплаты ИП в статус зарплаты и доначислить НДФЛ, страховые взносы, пени и штрафы.

Способ 7. Вывод прибыли через управляющий ИП

Риск: высокий.

ИП берёт на себя все функции генерального директора, это условие закрепляют в Уставе ООО и заключают договор оказания услуг с ИП. Таким образом компания экономит на НДФЛ и страховых взносах с зарплаты.

Например


1 млн рублей каждый месяц получает управляющий ИП и отдает государству 60 000 рублей налога УСН по ставке 6%.


С зарплаты генерального по условиям трудового договора пришлось бы перечислить около 340 000 рублей страховых и НДФЛ сверху.


Явная экономия на налогах — вывод прибыли под 6%.

Способ законный, если реально пользоваться услугами управляющего ИП, а не просто экономить на налогах. Налоговая часто квалифицирует договор ГПХ в трудовые отношения и начисляет неуплаченные страховые взносы, пени и штрафы. Судебной практики накопилось достаточно, чаще всего она не в пользу ООО.

Этот способ с вероятностью 80% привлечёт внимание налоговой. В 2024 году подобную схему для вывода прибыли практически не используют из-за высоких рисков.

Но такая схема может работать, если компания реально пользуется услугами управляющего ИП и не оптимизирует налоги с использованием «серой схемы».

Способ 8. Вывод прибыли через личные покупки по корпоративной карте

Риск: средний.

В этой схеме учредитель активно использует корпоративную карту ООО для своих личных покупок. Оплачивает рестораны, гостиницы, походы в кино, покупку одежды и обуви, даже корм любимой собаки.

Есть три варианта, как отражать в учёте покупки собственника по корпоративной карте.

Как делают незаконно и неправильно

Бухгалтер видит в банковской выписке личные расходы по корпоративной карте и принимает всю сумму в расходы, которые уменьшают налог на прибыль или УСН 15%. При этом способе налоги не возникают.

Этот вариант самый опасный — налоговая видит все движения по корпоративным картам и отслеживает странные операции. При любой из проверок (камеральной или выездной) инспекторы с вероятностью 80% запросят авансовые отчёты и найдут нарушения (на опыте ведения бухгалтерии порядка 200 компаний). Компания получит доначисления по налогам, НДФЛ и страховым взносам.

Например


Учредитель купил жене шубу за 100 000 руб. и заплатил корпоративной картой.


Бухгалтер принял эту сумму в затраты в бухгалтерском и налоговом учёте, база по налогу на прибыль или УСН 15% уменьшилась на 100 000 руб.


Дополнительных налогов в этом случае не будет.

Как делают законно, но не совсем правильно

Бухгалтер видит в банковской выписке расходы по корпоративной карте, не ставит их на затраты компании и списывает их сразу за счёт чистой прибыли, которая осталась у компании после выплаты всех обязательств и уплаты налогов.

Получается, что расход есть, но налогооблагаемую базу он не уменьшает, т. е. с этой суммы компания заплатит налог УСН 15% или налог на прибыль. Бухгалтер не показывает траты по корпоративной карте как доход физического лица, таким образом экономит на НДФЛ и страховых взносах.

Например


Через корпоративную карту купили неименной сертификат магазина косметики на 100 000 руб., его может использовать любой сотрудник.


Бухгалтер учитывает затраты только в бухгалтерском учёте, а в налоговом не принимает в расход.


Со 100 000 руб. компания заплатит УСН 15% или 20% налога на прибыль, расходов по НДФЛ не будет — налоговая нагрузка в таком случае получится 15-20%.


Расходы по НДФЛ возникнут только в случае проверки, тогда же компания получит пени и штрафы.

Как делают законно и правильно

Бухгалтер видит в банковской выписке расходы по корпоративной карте, показывает их сразу в учёте как доход физлица: удерживает НДФЛ с этой суммы и начисляет сверху страховые взносы.

Напрямую на расходы по коммерческой деятельности компании эти суммы не принять — их нельзя экономически обосновать, как покупку материалов для производства или товаров для перепродажи. Поэтому проводят через зарплату, которая всё равно будет «спрятана» в затратах.

Например


Учредитель оплатил корпоративной картой поездку в Сочи за 100 000 руб.:

- 114 943 руб. отразили доход сотрудника (100 000 + НДФЛ)

- 14 943 руб. начислили 13% НДФЛ (114 943 х 13%)

- 20 127,75 руб. начислили страховые взносы (19 242 х 30% + 95 701 х 15%)


Получится, что каждые 100 000 руб., потраченные таким образом, обойдутся в 35% налогов сверху.

Способ 9. Вывод прибыли через штрафы

Риск: средний.

В этой схеме используют договор между ООО и дружественным ИП на поставку товаров или оказание услуг, в котором обязательно четко прописывают размер и условия по штрафным санкциям за неисполнение обязательств.

Заказчик ООО специально игнорирует условия по оплате поставки и, как следствие, получает от ИП претензию с кругленькой суммой штрафов, пеней и неустоек. Как добросовестный контрагент ООО соглашается и выплачивает ИП на расчетный счёт все причитающиеся штрафные санкции.

В итоге ООО уменьшает налог на прибыль на размер штрафов, а ИП получает деньги и делится кэшем с предпринимателем.

Эта же схема используется в холдингах, чтобы фиктивно увеличить расходы группы компаний, когда штрафы начислили, приняли в расход, уменьшили прибыль, но никаких выплат по претензиям не было. Экономика у способа такая же, как при работе с дружественным ИП и сдаче в аренду имущества учредителя.

Способ 10. Вывод прибыли через крупные покупки на компанию и лизинг

Риск: средний.

Этим способом пользуются некоторые предприниматели, когда хотят обновить семейный автопарк или приобрести дорогую технику. Чтобы не выкладывать сразу крупную сумму, оформляют новое авто в лизинг на ООО на ОСН. При наличии суммы на счетах, могут оформить покупку сразу.

В итоге собственник получает машину, а ООО — новое основное средство на балансе и расходы. Налог на прибыль и НДС в бюджет будет меньше.

Например


ООО покупает автомобиль за 12 млн руб. с НДС и ставит авто на баланс как основное средство:

- 2 млн руб. НДС сразу принимает к вычету

- 166 667 руб. каждый месяц списывается в расход через амортизацию (допустим, что срок списания будет 60 месяцев от суммы ОС 10 млн без НДС)


В итоге ООО заплатит меньше НДС на 2 млн руб. и уменьшит базу по налогу на прибыль в месяц на 166 667.


Таким образом компания за год сэкономит на НДС 2 млн руб. и уменьшит базу по налогу на прибыль на 2 млн руб.


Если бы учредитель приобрёл авто как физлицо, то отдал бы 12 млн руб. Эту сумму сначала потребуется получить на карту физлица, а значит нужно выплатить зарплату или дивиденды — это еще сверху 30-35% налогов. Т.е. общие расходы с учётом всех налогов будут уже 16,2 млн руб.


При покупке или оформлении лизинга на юрлицо фактически компания потратит 10 млн руб. на покупку машины. Если компания будет применять ОСН.

Если купить машину и сразу же сдать в аренду аффилированному лицу, то при проверке у налоговой возникнут вопросы. Дело может закончиться снятием НДС с вычета и доначислением налогов, пеней и штрафов. Поэтому важно подготовить экономическое обоснование покупки – для каких целей приобретается машина.

Например, офис компании в городе, а производство – далеко в пригороде, поэтому техническому директору на производстве без транспорта никак.

Также покупку нужно подтвердить документально и оформить по закону: закрепить приказом автомобиль за одним из директоров или топ-менеджеров, установить нормы расхода ГСМ для рабочих поездок, каждый месяц оформлять путевые листы. Компания будет списывать каждый месяц на расходы проценты по лизингу и принимать НДС к вычету.

Также в расходы добавится страховка, ТО и ГСМ.

Можно покупать таким способом дорогую оргтехнику, оборудование и т.п. Но важно, чтобы эти покупки использовались для бизнес-целей. Иначе налоговая доначислит налог, штраф и пени. Судебная практика по таким кейсам имеется.

Законный способ получить прибыль с бизнеса, как учредитель только один – выплатить дивиденды. Но можно в том числе получать прибыль через выплату зарплаты (премий), с точки зрения закона это "кривой" способ. Но т.к. налоги платятся и в некоторых ситуациях даже больше, чем в дивидендах – способ рабочий.

Остальные способы, которые озвучены в материале, имеют свои границы законной применимости. Конечно, я рекомендую пользоваться только законными механизмами, чтобы не было проблем с налоговой. По альтернативным вариантам описала логику действия, выгоду и потенциальные риски, чтобы вы понимали последствия.

Лучше, конечно же, платить налоги в белую и спать спокойно.

А вы как считаете? Лучше платить налоги в белую, "немного хитрить" без серьезных последствий для бизнеса или агрессивно использовать серые схемы и выжимать, пока выжимается?

И как вообще обстоят дела с налогами в вашем бизнесе? Пользуетесь льготами? Подготовились к изменениям в 2025 году?

А если хотите больше подобного контента, то рекомендую заглянуть в телеграм-канал моей компании.

22
Начать дискуссию