Франшиза или собственные точки: что выбрать в 2025?

Свое заведение хорошо развилось и набрало репутацию, пора рассширяться. И тогда встает вопрос – какую модель стоит выбрать? Подойдет ли бизнес модель франшизы? И какие есть правовые риски? Разбираемся с учетом новых реалий приближающегося 2025 года.

Франшиза или собственные точки: что выбрать в 2025?

Для начала рассмотрим вариант собственной сети точек, где все будет идти через одно ООО/ИП.

Преимущества и недостатки собственной сети

Из плюсов стоит отметить:

  • Степень контроля – лучший вариант, если хотите возможность контролировать и проверять все процессы в компании. Если есть для этого надежная команда и ресурсы на это, то эффективность предприятия может быть куда выше.
  • Деловая репутация – вытекает из предыдущего плюса, поддерживать репутацию и избегать проблемных моментов с ней так значительно проще. Особенно важно в условиях активного маркетинга.
  • Гибкость – согласовывать какие-то существенные изменения с партнерами по франшизе не нужно будет, ибо их нет. Принимайте самостоятельно решение и действуйте.

Можно кратко сказать, собственная сеть прекрасно подойдет для предпринимателей с желанием и возможностью самостоятельного управления развитием бренда. Но из этого вытекают соответствующие минусы, к которым мы отнесем:

  • Затраты – самый очевидный минус, ведь для самостоятельного расширения нужны свои же средства. Привлекать инвестиции – дело сложное и не дешевое, а займы в условиях ключевой ставки более 20% сейчас и вовсе кажется слишком рискованным занятием.
  • Управленческая нагрузка – высокий контроль создает соответственную занятость для персонала. Если есть возможность нанять дополнительный персонал, то можно нивелировать это. Но это вновь увеличивает финансовую нагрузку.
  • Налоги – с 2025 года плательщики на УСН начинают платить НДС, даже если он превысил 60 млн рублей. С доходами до 250 млн рублей ставка составит 5%, до 450 млн – 7%. Дробить бизнес при едином бренде, при этом, не выйдет.

Потому вариант с собственным расширением в таких условиях подходит больше тем, у кого есть средства на это или возможность привлечь финансирование. И если есть возможность самостоятельно контролировать процессы, связанные с управлением новыми точками.

Однако чем больше отдельных точек находятся под вашим прямым владением, тем больше рисков создается непосредственно для вас. Налоги уже упомянули, но для того же общепита еще характерна история с требованиями к охране труда, пожарной безопасности и по условиям предоставления услуг. Риски проверок и штрафов в таком случае с каждой точкой увеличиваются.

Теперь же рассмотрим вариант с франшизой.

Преимущества и недостатки франшизы

Сильные стороны в данном случае такие:

  • Масштабируемость – гораздо проще развивать тем, кто выбрал путь создания сети. Особенно, если она в разных городах и регионах страны.
  • Финансирование – тут все зависит от того, как стороны договорятся, но финансовые риски преимущественно на пользователе. Который при этом еще заплатит паушальный взнос при заключении договора и потом будет отчислять роялти.
  • Распределение контроля – меньше необходимости нагружать собственный персонал управленческой функцией, ведь это передается на франчайзи.

Т.е. для менее рискованного и затратного масштабирования бизнеса договор франшизы подходит лучше, но стоит учитывать и недостатки:

  • Риски для репутации – все же репутацию бренда может существенно испортить один плохой франчайзи.
  • Конфликты с франчайзи – различные изменения в политике компании нужно согласовывать с франчайзи, и им не всегда будут рады.
  • Выгода – вознаграждение зависит от указанных условий по паушальному взносу и роялти, и в зависимости от успеха предприятия и условий договор выгода может быть существенно ниже.

Как мы видим, перераспределение рисков финансовых с другими предпринимателями может приводить к другим рискам, что могут существенно навредить бренду. Как минимум, к оформлению франшизы стоит подойти основательно, предоставив франчайзи посильную помощь в запуске и дальнейшем развитии. Например, предоставив собственные материалы, проведя обучения, разработав финансовую модель и т.д.

Однако в текущих реалиях увеличения финансовой нагрузки на бизнес, рыночной волатильности и высокой инфляции распределение таких рисков лучше позволит масштабировать бренд. И ведь при успешном развитии франшизы и потоке роялти никто не запрещает в дальнейшем открыть свои отдельные точки.

Но да, со всеми рисками и проблемами франшизы можно работать, правильно ее оформив и составив качественный договор коммерческой концессии. О последнем мы расскажем в нашей грядущей серии статей про франчайзинг с правовой точки зрения. До встречи тут или в Телеграме.

11
реклама
разместить
Начать дискуссию