Как использовать чужие товарные знаки в своей игре?

И почему разработчики шутеров могут получить штраф за включение в игру "АК-47" и "Т-34".

Как использовать чужие товарные знаки в своей игре?

Представьте, что Вы решили создать игру, в которой должны появиться реально существующие предметы. Это может быть что угодно: от продуктов питания до оружия. Например, вы создаете симулятор магазина или симулятор выживания в реалистичном сеттинге. И ваше желание состоит не в том, чтобы придумывать модель упаковки шоколадки с нуля, а перенести в игру уже существующий концепт - шоколад "Алёнка".

При каких условиях Вы можете использовать чужой товарный знак без риска?

1. Товарный знак не зарегистрирован для классов МКТУ, в которых Вы осуществляете свою деятельность

Одна из целей товарного знака - индивидуализировать товары (работы, услуги), в отношении которых он зарегистрирован. Это признается одним из способов использования товарного знака, которое может осуществлять только правообладатель.

Вы как разработчик компьютерных игр осуществляете свою деятельность в следующих классах:

09 класс:

  • обеспечение программное для компьютерных игр, записанное;
  • обеспечение программное прикладное загружаемое для виртуальных сред (VR, AR).

41 класс:

  • услуги игровые, предоставляемые онлайн через компьютерную сеть;
  • услуги по имитации путешествий, предоставляемые в виртуальной среде для развлекательных целей;
  • услуги развлекательные, предоставляемые в виртуальной среде.

42 класс:

  • разработка видео- и компьютерных игр.

Для добавления в игру чужого товарного знака Вам необходимо убедиться, что товарный знак не зарегистрирован в отношении тех видов деятельности классов МКТУ, в которых работаете Вы.

Например, на имя компании Красный октябрь зарегистрирован товарный знак «Алёнка» в отношении классов 03, 09, 29, 41, 43. Однако в классе 09 он зарегистрирован в отношении производства мультфильмов, а в классе 41 в отношении развлекательных мероприятий, к которым Вы не имеете отношения.

Это значит, что Вы соблюли первое условие: Вы не используете чужой товарный знак для индивидуализации таких же или похожих товаров (как у правообладателя), а значит Ваши игроки не могут разумно полагать, что Ваша внутриигровая модель “Алёнки” создана Красным октябрем.

Классы МКТУ, в которых зарегистрирован объемный ТЗ "Аленка"
Классы МКТУ, в которых зарегистрирован объемный ТЗ "Аленка"

Так, в игре Escape from Tarkov успешно используются такие объемные товарные знаки, как упаковка шоколадки “Алёнка”, бутылка воды «Аква Минерале» и банка сгущенки (на игровой модели использован дизайн, принадлежавший компании Резекненский Молочно-консервный комбинат, сейчас ликвидированной. На территории России в настоящее время объемный товарный знак банки сгущенки принадлежит ФКП «Союзплодоимпорт»).

Интересно! Сейчас существует тенденция того, что различные компании, производящие оружие, регистрируют товарные знаки на них не только в своем классе, но и в классе видеоигр. Например, Концерн Калашников в 2014 зарегистрировал товарные знаки «АК-47» и «АК-74» в классе 09. Это значит, что начиная с даты регистрации товарных знаков их использование в различных видеоиграх (CS GO, Warface и др.) без разрешения Калашников незаконно. Если между игровой студией и Калашников не заключено лицензионное соглашение и Калашников обратится в суд, студии должны будут заплатить штраф.

Такая же ситуация обстоит, например, со словесными товарными знаками «Т-34» и «Mi-8» и объемным товарным знаком Пистолет Макарова.

Как использовать чужие товарные знаки в своей игре?

2. Изображение чужого товарного знака органично интегрировано в игру = не является рекламой

Реклама товара (работы, услуги) является еще одним способом использования товарного знака, а значит Ваша игра не должна его рекламировать.

Не так давно ФАС России объяснил, какое изображение товарного знака может быть признано органично интегрированным в произведение (т.е. не является рекламой)*:

1) упоминание товарного знака является составной частью общего сюжета произведения, выступает в качестве дополнительной характеристики героя или созданной ситуации и не может быть изъято из него без ущерба для целостного восприятия произведения;

Например, использование чужого товарного знака может быть обосновано, если Вы создаете игру в реалистичном сеттинге и Вам важно убедить игрока в том, что действия происходят на территории России. Для этого Вы добавляете такие товарные знаки, которые широко используются в России и ассоциируются с ней.

Таким образом, товарные знаки помогают создать впечатление у игроков, что они находятся:

  • именно в том месте из реальной жизни (например, включение товарного знака Empire State Building для создания игровой карты Нью-Йорка);
  • именно в той эпохе / ситуации (например, включение товарного знака Bell для создания вертолетов в игре про Вьетнамскую войну).

И другие примеры.

Как использовать чужие товарные знаки в своей игре?

2) произведение не концентрирует свое внимание именно на этом товарном знаке, на достоинствах или иных характеристиках товара правообладателя.

Важно, например, не использовать изображение товарного знака как основного объекта в кат-сценах и не прописывать персонажам такие реплики, в которых они хвалят товарный знак или, наоборот, им недовольны.

Что насчет видоизмененного, но похожего товарного знака (например, Nuka-Cola)?

Скорее всего, речь идет о сходных до степени смешения обозначениях.

Например, Вы не хотите использовать товарный знак Кока-Колы, но и не хотите создавать собственный внутриигровой бренд напитков. Поэтому Вы меняете только название напитка и некоторые графические элементы, однако фактически Вы и Ваши игроки в итоговой модельке банки узнают Кока-Колу.

Схожесть до степени смешения - это такой уровень сходства обозначений, при котором общее впечатление от вашего обозначения ассоциируется у игроков с общим впечатлением от реального товарного знака.

Вариации Кока-Колы из игр DayZ, Escape from Tarkov и серии игр Fallout
Вариации Кока-Колы из игр DayZ, Escape from Tarkov и серии игр Fallout

Помимо того, что без разрешения правообладателя Вы не можете использовать тождественный товарный знак (т.е. полностью одинаковый), Вы так же не можете использовать обозначение, сходное до степени смешения с товарным знаком правообладателя.

Поэтому, если Ваше обозначение не тождественно с реальным товарным знаком, но сходно с ним до степени смешения, используйте те же критерии, обозначенные выше.

11
реклама
разместить
2 комментария

Предположим необходимо показать автомобиль в игре или фильме. Можно залепить логотип, что уже выглядит абсурдом, так как автомобиль не более, чем транспорт в игре (фильме), но и это может не спасти, так как автомобили узнаваемы и наверняка их дизайн так же запатентован. Отстаивать в суде свою правоту стоит немало денег, времени и нервов. И что же делать?

Статья - бред и содержит ошибки. Вы пишите, что если класс МКТУ не совпадает с вашим (9,41,42) то можно изображения Алёнки использовать. Это не так!!

Не путайте понятия «Товарный знак» - текстовое обозначение (зачастую текст, либо может быть логотипом) и «Иллюстрацию/изображение/логотип» - который независимо от наличия товарного знака вообще или патента является само по себе авторским произведением и использовать его запрещено! Например, у Алёнки это художественный логотип, девушка, элементы на упаковке, возможно даже цветовая палитра (например, про случай, что такое возможно и даже ТЗ присуждают, например у WB - упомянуть забыли). И абсолютно неважно куда вы их налепите - на коробку с рыбой, или стырите изображение для игры. Иллюстрация, например, грузовичка с сайта СДЭКа использовать нельзя - потому что у иллюстрации есть автор, и право защиты возникает с момента создания без всяческих регистраций. И неважно доставка это, продукты…Как товарный знак вы такую иллюстрацию не найдёте, разумеется

А вот сделать машинку в игре с передизайненным названием (обратите внимание - названием, но не логотипом или изображением) «Алёнка» - можно. Или перевертеть Кука-Кола и изобразить в виде печатных букв в другом шрифте (не похожим на логотип Coca Cola, с совершенно разным художественным стилем) - можно. Только толк от этого какой…


Если вас или конкретных авторов игры/видеороликов/книги и пр ещё не поймали - это значит, лишь одно: никто про вас не знает. А как популярным станете - тогда и отсуживать имеет смысл. И зачастую действует выжидательная тактика. Ведь чем бОльший срок и больше продаж, просмотров, популярности - тем бОльший штраф + ещё ФАС могут подключить за введение в заблуждение, порчу репутации (а может компании не нравится, что вы уродскую шоколадку Алёнки в говно-игру зафигачили, по их мнению, и будут правы) + компенсация ущерба + судебные издержки