Увольнение в Росгвардии по НУК, или кто пренебрегает правами военнослужащих и Указом Президента «О мобилизации» ?
Решил осветить одну из давно наболевших проблем в Росгвардии, поставившую права своих военнослужащих в, не совсем удобное, положение.
Не кому иному, как военнослужащим данной структуры, известна повсеместная практика увольнения лиц, фактически имеющих право на увольнение по положительной статье, - искусственно, по несоблюдению условий контракта.
Полагаю, что связано это, прежде всего, с охватившими данную структуру, опасениями столкнуться с массовым оттоком кадров. Ко мне поступает огромное количество обращений в этой связи, и никто не знает, на какие правовые нормы следовало бы опираться в разрешении данного вопроса.
По понятным причинам, руководство Росгвардии на местах не распространяют и не доводят до своих подчиненных нормативно-правовые документы, дающие основания положительного увольнения в условиях мобилизации. Я же в свою очередь, не готов и не имею законного права делать какие-либо отсылки к документам, имеющим статус ограниченного пользования, не смотря на то, что один из них все же пробился в публичное пространство. В своей собственной работе, при защите моих доверителей, я конечно, обращаюсь к данным нормативным актам, но лишь, при наличии официально закрепленных с ними правоотношений.
Командование воинских частей Росгвардии в своей работе, при подведении свободолюбивых военнослужащих под НУК, настойчиво опираются на знаменитый Указ Президента РФ от 21 сентября 2022 года №647 « Об объявлении частичной мобилизации в РФ», чуть ли не бьет себя в грудь, утверждая, что выходом из пролонгации контрактов может быть только смерть, пара-тройка иных неблагоприятных или труднодостижимых обстоятельств, а также НУК.
За неимением выбора, военнослужащие добровольно кладут головы на плаху и соглашаются на несоблюдение условий контракта, как на единственную панацею в сложившейся ситуации.
С глубоким сочувствием, совместно с каждым таким военнослужащим и практически каждый день, переживая эти обстоятельства, я пришел к мнению, что следует все-таки развенчать миф о непобедимости 647 Указа в рядах Росгвардии и, не раскрывая тайн «секретных документов», пролить немного света в данном вопросе. А он, кстати говоря, все это время лежал на поверхности.
п. 5 вышеназванного Указа, на который так самоотверженно ссылаются представители данной структуры, определяет исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых увольнение в период мобилизации возможно.
- а) по возрасту – по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе;
- б) по состоянию здоровья - в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе, за исключением военнослужащих, изъявивших желание продолжить военную службу на воинских должностях, которые могут замещаться указанными военнослужащими;
- в) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы.
Иные обстоятельства, предусмотренные другими нормативными актами, рассматривать в данном случае не будем.
Анализируя, изложенные в том самом Указе обстоятельства, встает закономерный вопрос, возможно ли было бы увольнение в рядах Росгвардии, по несоблюдению контракта, в отсутствие иных регламентирующих документов? Конечно, нет. Но, то, чего нет в законе «О мобилизационной подготовке и мобилизации» и отсутствует в самом 647 Указе, как нельзя кстати, подходящих под нынешние условия – не может существовать само по себе.
Так почему, документ, дающий право на увольнение по НУК, до сих пор не спущен в те подразделения ВС РФ, которые день ото дня увольняются именно по этому основанию?! Все дело в том, что НУК не является одним единственным альтернативным основанием для прекращения правовых отношений с тем или иным органом исполнительной власти (перечень которых исчерпывающий). Однако, не доведение полного содержания такого документа до подчиненных, избавляет от неудобных последствий само командование.
Вот и получается, что мы сталкиваемся с ситуацией, когда военнослужащий имеющий право и возможность покинуть ряды по положительной статье, радикально ограничивается в правах.
Таким образом, невозможно опираться на нормативную базу, когда твои собственные действия ей же и противоречат. Лично я, зная всю специфику военной деятельности, всегда придерживаюсь мнения необходимости справедливого отношения к тем, кто выполнил свой долг перед Родиной и как никто другой заслужил свое право на достойное отношение к себе. В противном случае, такое поведение отдельного круга лиц, имеющих доступ к исходным правоустанавливающим документам, дискредитирует не отдельные подразделения, а сам орган исполнительной власти.
По всем интересующим вопросам, связанным с военным правом вы также всегда можете обратиться ко мне в личном сообщении, либо по номеру телефона - 8(900)268-00-91.