Промышленный дизайн как искусство: вопросы правовой охраны
«Супермаркеты очень похожи на музеи» — писал на полях своей записной книжки Энди Уорхол (1). А что бы он сказал теперь? Где грань между промышленным дизайном и искусством? И как этот дизайн защитить? Давайте разбираться.
Дизайн изделий, о котором пойдет речь
Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами. Список объектов авторских прав является открытым. Такими объектами в том числе могут быть произведения дизайна. Способность перечисленных результатов интеллектуальной деятельности относиться к объектам авторского права не зависит от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения (ст.1255 ГК РФ, ст. 1259 ГК РФ).
Интеллектуальные права на промышленные образцы являются патентными правами. Объектами патентного права на промышленные образцы являются результаты интеллектуальной деятельности в сфере дизайна, а именно решение внешнего вида изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, если по своим существенным признакам такое решение является новым и оригинальным (ст. 1345 ГК РФ, ст.1349 ГК РФ, ст.1352 ГК РФ).
На товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (ст.1477 ГК РФ). Список видов товарных знаков является открытым. В их число входят словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации (ст. 1482 ГК РФ). В рамках данной статьи нас особенно интересуют объемные товарные знаки, однако мы частично рассмотрим также комбинированный и изобразительный виды. Очевидно, что дизайн изделий (плоский или объемный) может получить охрану также в качестве товарного знака. Так, в качестве изобразительных и комбинированных товарных знаков регистрируются в том числе, этикетки и полиграфические упаковки. В качестве объемных товарных знаков в большинстве случаев регистрируются оригинальная форма товара или его упаковки, а также форма отдельных деталей товара или упаковки.
Итак, в данной статье мы рассмотрим вопросы правовой охраны дизайна изделий промышленного или кустарно-ремесленного производства (в том числе этикеток и упаковки).
Сравнение авторских прав, патентных прав, прав на товарный знак
В Российской Федерации на дизайн изделий может распространяться одновременно несколько правовых режимов. Это авторское право, патентное право на промышленный образец и право на товарный знак. В чём разница?
Прежде чем сравнивать правовые режимы давайте кратко рассмотрим основные виды прав, а также понятия «автор» и «правообладатель» и их соотношение в каждом из правовых режимов.
В праве интеллектуальной собственности права делятся на:
1. исключительные (этакий аналог права собственности, включающий в себя право пользования, владения, распоряжения; такие права можно передать);
2. личные неимущественные (права, связанные с личностью автора, например, право автора считаться таковым, право на указание его имени рядом с произведением; такие права нельзя передать);
3. иные (например, в авторском праве есть право на неприкосновенность произведения, в патентном праве есть право на получение патента).
В авторском праве и патентном праве на промышленный образец присутствуют все три категории прав. В праве на товарный знак присутствует только первая категория (исключительные права).
Автор – лицо творческим трудом которого создано произведение (ст.1257 ГК РФ, ст.1347 ГК РФ). Правообладатель (патентообладатель) – лицо, которому принадлежат исключительные права.
Правообладателем товарного знака является лицо, на имя которого товарный знак зарегистрирован, автор как субъект в праве на товарный знак отсутствует. А вот в авторском праве и в патентном праве на промышленный образец есть и автор и правообладатель. Причем, исходя из ст.1255 ГК РФ, ст.1357 ГК РФ изначально именно автор является правообладателем/обладает правом на получение исключительных прав (есть исключения из данного правила, но это уже совсем другая история).
Для упрощения сравнения я составила таблицу, содержащую ключевые особенности каждого из режимов.
Следует заметить, что каждый из правовых режимов служит своим целям и решает свои задачи. Авторское право больше про творчество, патентное право на промышленный образец и про творческую составляющую, и про промышленную, право на товарный знак только про индивидуализацию товаров и услуг. Объекты данных прав могут пересекаться, но не совпадают полностью.
Кстати, не во всех странах допускается одновременная правовая охрана дизайна изделий (промышленного дизайна) и авторским правом и патентным правом на промышленный образец. Подробнее про это советую прочитать здесь (2).
Любой дизайн изделия – произведение искусства?
Поскольку «Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей» (ст.1259 ГК РФ) в первую очередь логично будет подробнее рассмотреть именно данную категорию прав.
Из ст. 1255 ГК РФ следует, что авторское право распространяется только на произведения искусства. А ст.1259 ГК РФ уточняет, что такое произведение может быть произведением изобразительного искусства (в т.ч. подкатегории «произведение дизайна»). С точки зрения рядового потребителя «произведение изобразительного искусства» это что-то вроде картины «Мона Лиза» руки Леонардо да Винчи или полотна «Богатыри» Виктора Васнецова, возможно, кто-то вспомнит Казимира Малевича или Василия Кандинского. Но едва ли кому-то первым делом придёт на ум дизайн упаковки йогурта «Агуша». А мы говорим именно про дизайн изделий промышленного или кустарно-ремесленного производства (в том числе про этикетки и упаковки).
Ранее был приведён яркий пример того, как промышленный дизайн может быть искусством в чистом виде (дизайн упаковки шоколада Amattler, автором которого является Альфонс Муха). Давайте рассмотрим ещё один пример промышленного дизайна, выполненного великим художником.
Так что же, чтобы промышленный дизайн охранялся, он должен быть создан кем-то великим или получить общественное признание? Вовсе нет. Как уже упоминалось, в ст. 1259 ГК РФ говорится о том, что не важны ни достоинство, ни назначение произведения, ни способ его выражения. Из положений ст.1257 ГК РФ следует основное условие возникновения авторского права на объект – его создание творческим трудом.
То есть, законодатель связывает тот факт, что какое-то произведение является произведением искусства не с самим произведением, не с личностью автора (творческая он натура или нет), но непосредственно с процессом создания произведения.
Так что да, дизайн упаковки йогурта «Агуша» с точки зрения авторского права также является произведением искусства.
В п. 80 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 23 апреля 2019 г. «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление ВС РФ №10 от 2019 г.) закрепляется презумпция творческого труда автора:
«Надлежит иметь в виду, что, пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом. Необходимо также принимать во внимание, что само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права. Творческий характер создания произведения не зависит от того, создано произведение автором собственноручно или с использованием технических средств. Вместе с тем результаты, созданные с помощью технических средств в отсутствие творческого характера деятельности человека (например, фото- и видеосъемка работающей в автоматическом режиме камерой видеонаблюдения, применяемой для фиксации административных правонарушений), объектами авторского права не являются».
Но что же такое «творческий труд»? Точного ответа на этот вопрос законодатель нам не предоставляет. Теоретики на этот счёт спорят. Но в свете п. 80 Постановления ВС РФ №10 от 2019 г.) судебная практика в основном сводится к тому, что любой труд над произведением (науки, литературы или искусства) является творческим, если не доказано иное.
Есть мнение, что такой подход не является вполне обоснованным. Ведь таким образом практически все что угодно можно признать объектом авторского права. А потому теоретики и практики периодически пытаются дать определение этому самому творческому характеру труда или же самого произведения. На эту тему можно почитать вот здесь (3).
Лично я считаю, что текущий подход, не оценивающий ни само произведение, ни личность автора и презюмирующий творческий труд является наиболее оптимальным. Невозможно оценить уровень творчества в труде и тем более в самом произведении. Мир искусства столь изменчив и многогранен, что сегодня банан, приклеенный скотчем к стене – это просто банан, а завтра его продают за 6,2 миллиона долларов. Если вы про это не слышали, то советую к прочтению этот материал (4).
Вспомните, как относились современники к творчеству Ван Гога. А если вы не знаете, кто такой Жан-Мишель Баския, то едва ли сразу угадаете, сколько стоят его работы и не нарисовал ли это ребёнок.
Небольшая ремарка, произведения искусства, изначально не связанные с промышленным дизайном в последующем очень успешно в него внедряют. Видели чехлы с картинами Ван Гога? А работы Жана-Мишеля пользуются большой популярностью у брендов одежды, обуви и аксессуаров.
А вот вопрос копирования, переработки и параллельного творчества является ключевым для определения творческого труда, которым создается дизайн изделия. Согласно ст.1259 ГК РФ к объектами авторских прав в том числе относятся производные произведения, представляющие собой переработку другого произведения.
В п.95 Постановления ВС РФ №10 от 2019 г. сказано:
«При рассмотрении дел о нарушении исключительного права на произведение путем использования его переработки (подпункт 9 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ) для удовлетворения заявленных требований должно быть установлено, что одно произведение создано на основе другого. Создание похожего (например, в силу того что двумя авторами использовалась одна и та же исходная информация), но творчески самостоятельного произведения не является нарушением исключительного права автора более раннего произведения. В таком случае оба произведения являются самостоятельными объектами авторского права. Для установления того, является созданное произведение переработкой ранее созданного произведения или результатом самостоятельного творческого труда автора, может быть назначена экспертиза».
Подробнее про параллельное творчество советую почитать здесь (5).
Производные произведения могут создаваться только с согласия автора, т.к. переработка является одним из способов использования произведения, а также т.к. у автора есть право на неприкосновенность произведения (если произведение не перешло в общественное достояние).
То есть, если будет установлено, что дизайн изделия скопирован, то творческий труд отсутствует. Если будет установлено, что дизайн изделия является результатом параллельного творчества, то признается и творческий труд автора. А вот когда речь идет про переработку произведения, то творческий труд признается, но при этом без согласия первоначального автора это может быть и нарушением.
Таким образом, любой дизайн изделия, независимо от достоинств и назначения, а также способа его выражения, созданный самостоятельным творческим трудом автора, с точки зрения авторского права является произведением искусства (является ли он таким с точки зрения искусства – это другой вопрос).
Если дизайн изделия уже охраняется авторским правом, зачем получать патентное право на промышленный образец или право на товарный знак?
Итак, на дизайн изделия (если он создан творческим трудом, что презюмируется) в любом случае будет распространяться авторское право. Параллельно можно получить правовую охрану на этот же дизайн изделия в рамках патентного права на промышленный образец, а также подобный дизайн может быть зарегистрирован как товарный знак. То есть, выбирать что-то одно совсем не обязательно. «Но если уже есть авторское право, то зачем что-то регистрировать?» - спросите вы. Давайте рассмотрим возможные причины.
В каком случае помимо авторского права на дизайн изделия желательно получить патентное право на промышленный образец?
На сайте Роспатента (6) нашла ответы на вопрос «Почему лучше получить охрану дизайна в качестве промышленного образца, чем по нормам авторского права?»:
«1. Проверка новизны и оригинальности при экспертизе заявленного на патентование дизайна заметно снижает риски прямого столкновения в гражданском обороте с известными идентичными или весьма сходными объектами.
2. Публикация изображений запатентованных в России дизайнов в открытых реестрах Роспатента информирует конкурентов о наличии объектов исключительных прав и является поводом для цивилизованной конкуренции на рынках однородных продуктов.
3. Патент на промышленный образец привлекателен также тем, что может использоваться в качестве залога при кредитовании и учитывается в ликвидных активах предприятия, снижая его налогооблагаемую базу.
4. В целом, патентная форма охраны дизайна шире и полновеснее охраны, представляемой авторским правом, поскольку позволяет выделить в перечне существенных признаков наиболее ценные в эстетическом отношении особенности внешнего вида».
Также при установлении нарушения права на промышленный образец будет учитываться не только тождественный дизайн, но и похожий (в авторском праве такого нет). А ещё «патент на дизайн» звучит солидно, это можно использовать в маркетинге.
В случае спора о нарушении прав на дизайн изделия, зарегистрированного как промышленный образец, не нужно будет доказывать собственно наличие таких прав. Всё фиксируется на государственном уровне. На тех же маркетплейсах гораздо проще заблокировать нарушителя, если у вас на руках будет патент. В случае предъявления претензий именно к вам, наличие патента на промышленный образец также будет явным преимуществом (новизна и оригинальность дизайна изделия были установлены Роспатентом). Суммы компенсаций за нарушение прав на промышленные образцы чаще получается взыскать выше, чем при защите объектов авторского права.
Дополнительно советую почитать вот эту статью (7).
Следовательно, если у вы массово тиражируете свой дизайн изделия в коммерческой деятельности, вам важен престиж бренда и увеличение нематериальных активов фирмы, вы хотите более стабильную, широкую и надёжную правовую охрану, то стоит задуматься над возможностью получения патента на промышленный образец.
В каком случае помимо авторского права на дизайн изделия желательно получить право на товарный знак?
Как указывалось ранее, товарные знаки служат для индивидуализации товаров и (или) услуг. А ещё одним важнейшим отличием правового режима товарных знаков является то, что в составе товарного знака могут охраняться словесные элементы. В промышленных образцах такой «опции» и вовсе нет, а в качестве объекта авторского права словесная составляющая может подлежать правовой охране только если она является «литературным произведением». Именно поэтому в качестве товарных знаков часто регистрируют этикетки (в них также охраняются название бренда, уникальные фразы и слоганы).
Многие преимущества в правовой охране дизайна как товарного знака совпадают с теми, что уже ранее перечислялись для промышленных образцов. Это и более надёжная и широкая правовая охрана и прохождение проверки дизайна в Роспатенте на уникальность (правда для товарных знаков проверка несколько иная) и создание нематериальных активов фирмы и престиж.
Таким образом, если дизайн изделия уникален насколько, что он способен выступать средством индивидуализации, содержит уникальную словесную составляющую, вы планируете использовать его в течение очень долгого периода времени, то следует рассмотреть возможность регистрации товарного знака.
Выводы
1. В Российской Федерации на дизайн изделий может распространяться одновременно несколько правовых режимов. Это авторское право, патентное право на промышленный образец и право на товарный знак.
2. Любой дизайн изделия, независимо от достоинств и назначения, а также способа его выражения, созданный самостоятельным творческим трудом автора, с точки зрения авторского права является произведением искусства и объектом авторского права.
3. Каждый из правовых режимов служит своим целям и задачам и имеет особенности, которые следует учитывать при выборе такого режима для охраны дизайна.
4. Если вы массово тиражируете свой дизайн изделия в коммерческой деятельности, вам важен престиж бренда и увеличение нематериальных активов фирмы, вы хотите более стабильную, широкую и надёжную правовую охрану, то стоит задуматься над возможностью получения патента на промышленный образец.
5. Если дизайн изделия уникален насколько, что он способен выступать средством индивидуализации, содержит уникальную словесную составляющую, вы планируете использовать его в течение очень долгого периода времени, то следует рассмотреть возможность регистрации товарного знака.
Источники:
1. Статья "Художники, оформившие упаковки продуктов"
2. Статья "Вопросы пересечения правовых режимов произведения дизайна и промышленного образца". Автор Минакова А.И.
3. Статья "Творчество как критерий охраноспособности объектов авторских прав: самостоятельное создание и творческий характер. Уровень творческого характера". Автор Косицкий А.О.
4. Статья "Приклеенный скотчем к стене банан продали за 6,2 миллиона долларов"
5. Статья "Параллельное творчество: возможно ли?". Автор Николаева Наталья Игоревна
6. Ответ на вопрос "Почему лучше получить охрану дизайна в качестве промышленного образца, чем по нормам авторского права?" на сайте Роспатента
7. Статья "Как на самом деле защищаются права на дизайн: авторские права vs патенты". Автор JosefK