Деловая репутация и франшиза: как совместить одно с другим?

Вместе с брендом под франшизу предприниматель получает и ответственность за его репутацию. Как избежать рисков и не допустить, чтобы действия франчайзи негативно сказались на репутации вашего бизнеса? Сегодня разбираемся, как совместить франчайзинг и защиту репутации.

Деловая репутация и франшиза: как совместить одно с другим?

Франчайзинг как зона повышенного репутационного риска

Франчайзинг даёт предпринимателям возможность использовать готовую бизнес-модель, узнаваемый бренд и накопленную репутацию. Многие наши клиенты готовят те же брендбуки и руководства по использованию фирменного стиля. В то же время действия одного неудачного партнёра-франчайзи могут поставить под удар имидж всей сети. Одна из десяти кофеен серьезно нарушила санитарные нормы, об этом рассказали в местном СМИ и все – негативный облик у бренда появился.

Примером иного спора по репутации может служить недавнее дело (постановление от 29.01.2024 N С01-2705/2023 по делу N А56-16073/2022). Тут уже замешан напрямую конфликт между сторонами договора франчайзинга. Франчайзер обвинил франчайзи в размещении ложных и негативных отзывов в социальных сетях. Однако суд отказал в иске, указав, что сам факт публикации недостаточен для взыскания убытков. Истец обязан доказать как наличие вреда репутации, так и конкретные убытки, причинённые именно действиями ответчика.

Т.е. под удар бренда может поставить слишком много событий – грубость клиентам, нарушение норм закона, конфликт с франчайзи, негативные отзывы в интернете. Вопрос для франчайзи здесь простой – что делать?

Как защитить репутацию при работе с франчайзи?

Первое, о чём нужно позаботиться, – чётко прописать в договоре коммерческой концессии стандарты работы и способы контроля за их выполнением. Документ должен предусматривать не только общие требования, но и конкретные санкции за нарушения, вплоть до расторжения договора и взыскания штрафа.

Важно также оперативно реагировать на нарушения, что уже подразумевает ваш контроль за исполнением обязательств, о чем писали в ранних публикациях. Если франчайзи допускает репутационные ошибки, необходимо не ждать развития конфликта, а немедленно подключать юристов и PR-специалистов. В некоторых случаях своевременное урегулирование ситуации с франчайзи позволяет избежать судебных споров и минимизировать ущерб.

Наконец, полезно заранее предусмотреть механизмы возмещения ущерба. Чёткие и понятные формулировки в договоре помогут доказать свою позицию в суде, если до этого дойдёт. Правда не забывайте, что какой бы штраф или условия его начисления не были, суд будет смотреть главным образом на доказанность виновности нарушителя. Если штрафы прописаны как нужно, но ваша позиция в суде по доказанию вины франчайзи слабая, то будет как в упомянутом выше деле.

***

Если у вас есть вопросы или необходима консультация по вопросам франчайзинга, наша команда всегда готова помочь. На связи в Телеграме.

2
1 комментарий