{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Вопросы об авторском праве

Авторское право – доступная возможность защиты нематериальных активов для компании. С целью того, чтобы популяризировать защиту авторских прав и узнать специфику защиты, мы провели интервью с практикующим юристом в сфере интеллектуальной деятельности и по совместительству руководителем юридической компании “Красовский & Альянс” Владимиром Красовским, который ответит нам на интересующие и наболевшие вопросы авторов курсов, владельцев онлайн школ.

Почему вы выбрали сферу интеллектуального права?

Ко мне обратился автор и я решил взяться за его дело и подробнее разобраться в интеллектуальном праве. Спор мы выиграли и я понял, что интеллектуальное право работает. Ведь на создание проектов авторы затрачивают много сил и времени, и самое последнее, что они хотят делать после доработки продуктов – отстаивать свои права, потому что другие люди не могут создать что-то свое.

Кроме авторов, не стоит забывать и о коммерческих организациях, которые также сталкиваются с проблемами копирования товарных знаков (логотипов), наименований, да и продукции в целом. Когда погружаешься в проблему компании, начинаешь понимать, какие ресурсы были привлечены для создания дизайна, например солнцезащитных очков или светильников. И конечно, задача юриста пресечь правонарушение в рамках правового поля.

Ведь цель интеллектуального права – создавать что-то новое и отличное от других объектов, а не слепо копировать проекты и получать прибыль.

Насколько развита защита авторского права?

Авторское право по сравнению с другими направлениями охраны интеллектуальной собственности наименее медленно развивающееся. Ко мне часто приходят потенциальные клиенты без особого понимания о том, что они могут сделать, чтобы защитить или уже спасти свой продукт и права на него.

Авторы затрачивают много сил на создание и продвижение своих проектов. Украсть продукт — это точно также, как украсть телефон или машину. Нематериальные права это тоже право собственности на вещи. Единственное, что отличает кражу телефона от кражи интеллектуальной собственности – ответственность за правонарушение и способ доказывания. И помимо уголовной ответственности, есть и гражданско-правовая и административная ответственность. Однако стоит упомянуть, что на нашей практике были случаи, когда с нарушителей взыскали убытки, которые нарушитель не мог уплатить. И как следствие - банкротство нарушителя. Если автор принимает решение защитить свои объекты авторского права, то мы рассматриваем все возможные способы и успешно применяем их на практике.

В любом случае автор должен понимать, что существуют способы защиты нарушенных прав как в суде так и досудебно. И эти инструменты позволяют достигнуть нужного для автора результата.

Сегодня судебная практика начинает постепенно становиться на защиту автора. Возможно, лет через 10-20 мы придем к тому, что люди будут осознавать ценность интеллектуального труда.

Какие люди чаще всего обращаются за защитой авторских прав?

На данный момент самые частые клиенты – онлайн-школы и блоггеры.

Основная проблема: размещение учебных материалов на складчинах, а люди хотят убрать копии украденных материалов. Вторая проблема - плагиат.

Авторы, которые пишут книги.

Основная проблема: издательства не платят деньги писателям, часть книг может копироваться и переделываться в новые произведения.

Блогеры, которые создают обучающие курсы

Блогеры – группа клиентов, которые подвержены копированию, так как они являются публичными личностями, которым все стремятся подражать и получать их трафик подписчиков.

Компании, стартапы, которые пишут коды, создают софт, а их разработки копируют

Как клиент понимает, что настал момент обратиться за юридической помощью?

На своей практике я понял, что клиенты приходят, когда проблемы с интеллектуальной собственностью становятся горячей темой, то есть когда факт правонарушения случился, а правообладатели и авторы не знают что делать.

Редко, когда авторы приходят заранее для защиты авторских прав, чтобы предотвратить проблемы, с которыми сталкиваются 90% предпринимателей, связанных с интеллектуальной собственностью. Но их нельзя винить в этом, т.к. защита авторских прав - большой раздел в гражданском законодательстве и знать способы защиты могут в большинстве своем только юристы.

Какой должен быть первый шаг для защиты прав?

Считаю, что подготовленные материалы, прежде чем их публиковать, стоит депонировать. Почему депонирование и зачем это делать?

Депонирование - это процесс организованного хранения. После депонирования автор получает свидетельство, которое успешно работает в российских судах в качестве доказательств.

Процесс доказывания без депонирования занимает гораздо больше времени, и цена услуг по защите прав становится гораздо выше. Это связано с тем, что сам процесс доказывания нарушения авторских прав - длинная цепочка обстоятельств, которую надо собрать и изложить в суде. Путь без депонирования - это дорога из Москвы в Калининград через Владивосток.

Свидетельства мы используем не только в качестве доказательств в судебном разбирательстве, но и как инструмент для удаления материалов со складчин, sharewood или авито.

Что преследуют клиенты, когда хотят подать в суд на правонарушителей?

Основная часть клиентов преследует цель получить компенсацию, то есть только деньги, но я считаю, что это не очень правильно.

Во-первых, компенсации за нарушение прав на интеллектуальной собственность, а в частности на авторские права небольшие, в среднем 10-20 тысяч рублей.

Во-вторых, думаю, что основной задачей должно быть прекращение дальнейшего копирования.

Почему подают в суд? Основные причины - потеря прибыли и трафика клиентов.

Если, преследовать цель именно очистки от пиратов, то конверсия продаж станет гораздо больше в дальнейшем.

Кейс:

Основатель компании, в которой создавали дизайнерские очки, занимающие лидирующие позиции обратился к нам, когда понял, что плагиат китайцев и российского производителя нанесли удар по прибыли от продаж. Только с этого момента они начали искать способы защиты бизнеса.

Есть ли инструменты, которые помогут защитить правообладателя со стороны специалиста?

Объекты авторских прав — это либо рукописные проекты, либо созданные на компьютере. В любом из этих случаев необходимо проводить экспертизы для установления авторства. Это основной инструмент, с помощью которого можно показать, что оппоненты нарушили права.

Могут ли обычные договоры доказать статус правообладателя или автора?

Есть презумпция авторства, она распространяется только на физических лиц, но почему-то компании примеряют ее на себя. Они считают, что если дизайнер работает с ними по трудовому договору, то компания имеет права на все, что он создает. Это невозможно без заключения дополнительных приложений, либо прямого прописывания в условиях договора.

Такое происходит, потому что у общества низкий уровень правовой грамотности в использовании договорного права.

Кейс:

Издательство использует текст переводчика, но не платит за это ему деньги. Переводчик заключил договор с юридической компанией на представление его интересов в суде. Основное требование в иске было – взыскание компенсации за моральный вред, не запрет на использование перевода, невыплата компенсации за факт нарушения авторских прав.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда