Маркетплейсы. Селлеры ищут выгодную нишу для торговли, а налоговая – селлеров с налоговой экономией.
Какие налоговые риски могут быть у участников торговой платформы?
1.Неправомерное применение патента.
В случае продажи товаров собственного производства, патентная система разрешена НК РФ к применению. Однако, если посредством интернет-торговли перепродается товар не произведенный продавцом, ПСН применять запрещено (письмо ФНС России от 13.08.2024 N СД-4-3/9211@).
2.Искусственное дробление бизнеса.
Для сохранения льготного режима налогообложения, такого как патент или УСН, селлерами могут создаваться несколько компаний, внешне не зависимых, но подконтрольных одному собственнику. Однако, в случае общих бизнес-процессов, таких как общий закуп товаров, общий складской учет и пр., это может квалифицироваться ФНС как уход от налогообложения в виде неправомерного снижения налоговой нагрузки (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 7 декабря 2022 г. N 09АП-78334/2022 по делу N А40-97035/22)
3.Сокрытие дохода от деятельности.
Доходом продавца (селлера) признается в том размере, в котором он поступил от покупателя агенту, т.е. маркетплейсу. (письма Минфина России от 18.05.2020 № 03-11-11/40176, от 22.07.2019 № 03-11-11/54491, от 11.11.2019 № 03-11-11/86794, от 01.08.2019 № 03-11-11/2/57877, от 27.06.2017 № 03-11-06/2/40309, от 07.10.2013 № 03-11-06/2/41436, от 06.12.2012 № 03-11-11/363, от 22.12.2010 № 03-11-11/329, от 25.06.2009 № 03-11-06/2/107)
Следует напомнить, что ФНС совместно с собственниками торговых площадок прорабатывают условия обмена информацией о продавцах, которые могут скрывать доход и «дробиться», не показывать выплаты сотрудникам, неверно отражать выручку.
Снизить налоговые риски можно посредством проведения анализа налоговых рисков, своевременного изменения бизнес-процессов.