Спор по договору ОСАГО. Часть 3
Продолжаем разбираться, что делать, если вы попали в ДТП.
4. Обращение к уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг (финансовому уполномоченному).
Необходимо отметить, что обращение к финансовому уполномоченному с 01 июня 2019 г. заменило действовавший до этого претензионный порядок (направление досудебной претензии в адрес страховщика). Обращение к финансовому уполномоченному является обязательным действием перед обращение в суд с иском к страховщику, то есть – обязательным досудебным порядком урегулирования спора. Несоблюдение указанного порядка будет являться основанием для оставления вашего иска, предъявленного в суд, без рассмотрения по существу.
Прежде чем направить обращение финансовому уполномоченному, проверьте, входит ли финансовая организация в реестр финансовых организаций, обязанных организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным (далее – «Реестр»), либо в перечень финансовых организаций, организующих взаимодействие с финансовым уполномоченным на добровольной основе (далее – «Перечень»).
Принятие и рассмотрение обращений финансовым уполномоченным осуществляются бесплатно. Исключение: обращения, поданные лицами, которым уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации.
Обращение финансовому уполномоченному может быть направлено одним из следующих способов:
Требования к содержанию обращения установлены в ст. 17 Федерального закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».
К обращению должны быть приложены копии:
- заявления в финансовую организацию и ее ответа (при наличии)
- имеющиеся копии договора с финансовой организацией и иных документов по существу вашего требования
Если обращение не соответствует требованиям к его оформлению, установленным законом, или направлено с нарушением порядка направления, работники службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного обязаны разъяснить порядок направления обращения. В случае необходимости вы можете обратиться в службу обеспечения деятельности финансового уполномоченного, где вам окажут содействие в оформлении обращения.
В течение 3-х рабочих дней со дня поступления обращения финансовому уполномоченному вам будет направлено уведомление о принятии обращения к рассмотрению либо об отказе в принятии обращения к рассмотрению.
Порядок рассмотрения обращений
В случае принятия обращения к рассмотрению финансовый уполномоченный обязан рассмотреть и принять по нему решение в следующие сроки:
После принятия обращения к рассмотрению вы вправе:
- следить за ходом рассмотрения вашего обращения в личном кабинете (уведомления о ходе рассмотрения обращения могут также приходить на мобильный телефон и электронную почту);
- ходатайствовать об очном рассмотрении вашего обращения;
- отозвать свое обращение, если вы решили не предъявлять требований к финансовой организации;
- отказаться от своего обращения в случае урегулирования спора с финансовой организацией путем заключения соглашения, а также в случае добровольного исполнения финансовой организацией ваших требований.
По результатам рассмотрения обращения финансовый уполномоченный принимает решение о его полном или частичном удовлетворении или об отказе в его удовлетворении.
Решение финансового уполномоченного в течение одного рабочего дня со дня его принятия будет направлено вам одним из следующих способов:
- в форме электронного документа, подписанного финансовым уполномоченным усиленной квалифицированной электронной подписью;
- на бумажном носителе (может быть вручено нарочно или направлено на почтовый адрес, указанный в обращении).
Решение финансового уполномоченного вступает в силу по истечении 10 рабочих дней после даты его подписания (п. 1 ст. 23 Закона о финансовом уполномоченном).
5. Порядок исполнения решений финансового уполномоченного
Решение финансового уполномоченного подлежит исполнению финансовой организацией не позднее срока, указанного в данном решении.
В случае неисполнения финансовой организацией вступившего в силу решения финансового уполномоченного в установленный срок, финансовый уполномоченный на основании вашего заявления выдаст вам удостоверение.
Вы вправе обратиться с заявлением о выдаче такого удостоверения в течение 3 месяцев с даты, когда должно было быть исполнено решение. Удостоверение является исполнительным документом, на основании которого судебный пристав-исполнитель приводит решение финансового уполномоченного в исполнение в принудительном порядке (п. 3 ст. 23 Закона о финансовом уполномоченном).
После рассмотрения финансовым уполномоченным вашего обращения вы вправе обратиться в суд, если:
- не согласны с вступившим в силу решением финансового уполномоченного;
- финансовый уполномоченный отказался рассматривать ваше обращение или не принял решение в установленный законом срок;
- рассмотрение обращения прекращено по основаниям, установленным статьей 27 Закона о финансовом уполномоченном.
В случае несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного потребитель финансовых услуг вправе в течение тридцати дней после дня вступления в силу указанного решения обратиться в суд и заявить требования к финансовой организации по предмету, содержащемуся в обращении, в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
Копия обращения в суд подлежит направлению финансовому уполномоченному (п. 3 ст. 25 Закона о финансовом уполномоченном).
На этом мы заканчиваем цикл статей о спорах по договору ОСАГО. Мы очень надеемся, что данная информация была вам интересна, но применять её вам придётся только в самых крайних случаях.