Регулирование психологии в России в 2025 году

О рисках и правах психолога простым языком: договор, реклама, персональные данные и медицинское регулирование.

Регулирование психологии в России в 2025 году

На связи юрист Даниил Мануковский. Много кейсов, блестящая учеба, и бла бла бла... Хороших юристов много, а хороших, веселых и проработанных? Шучу) Просто люблю своё дело.

Веду интересную юридическую жизнь и люблю сферы права, где все стремительно развивается. Добрался до психологии. Веду ТГ-канал, канал:

Подписались? Погнали!

Содержание

8. Ещё мои посты (там тоже жарко)

О чем статья, для кого, для чего

О чём статья

Разбираем правовое регулирование частной практики психологов с психологическим, но НЕ медицинским образованием. Под частной практикой пониманием оказание услуг физическим лицам.

Прямого указания в законе на наличие психологического образования нет. Но его отсутствии кардинально меняет ситуацию в юридической плоскости.

Статья о регулировании, которое есть уже сейчас. Законопроект № 846497-8 «Об основах регулирования психологической деятельности в РФ» не анализируем, так как не ясно, когда и в каком виде его примут. И примут ли вообще.

Законодательство о социальном обслуживание и другие источники, где косвенно упоминается психология не рассматриваются в статье из-за практической неприменимости.

Для кого и каким языком написана статья (будут мемы)

Для всех, кто имеет отношении к психологии. Статья о праве, но не юридическим языком. Не будем сыпать терминами и строить "экспертную Ыкспертность". Давайте это будет дружеским разговором. И конечно же мемы, чтобы не полезть на стену от такого объема регулирования.

Цель статьи: для чего я её написал

Для общего понимания регулирования и рисков сферы. Будем формировать общую картину и в тонкости не полезем. И чтобы развенчать миф о том, что только отдельный закон о психологии всё урегулирует.

Сфера уже урегулирована и новый закон будет дополнением.

Статья не заменит работу с юристом, потому что каждый случай индивидуален и рекомендации могут отличаться. Грамотный юрист учтет не только ваши исходные "юридические" характеристики, но и финансовые, репутационные и другие, если необходимо.

Важный дисклеймер

Если вы читаете и понимаете, что ничего не знали и ничего не соблюдали, это НЕ значит, что на вас объявлена охота. Юридическая ответственность работает не так. По моему опыту, государство благосклонно к тем, кто решил навести порядок в юридических делах.

Спокойствие и только спокойствие! Дышим!

Если вы все же почувствовали беспокойство после прочтения, то дайте себе пару дней, чтобы выдохнуть. Наводить порядок надо постепенно. Грамотный юрист "подсветит" вам направления с наибольшим риском именно в вашей ситуации или скажет, что у вас всё и так хорошо.

Почему в статье нет размеров штрафов за нарушения

Штрафы есть в каждой теме, о которой пишем. Про огромный размер штрафов в КоАП пишут, чтобы пугать людей и быстро продавать юридические услуги. Но никто не рассказывает, что должно произойти, чтобы этот штраф назначили. Размеров штрафов не будет, потому что:

  • При назначении штрафов на их размер влияет финансовое положение лица и смягчающие обстоятельства;
  • Можно назначить штраф в размере ниже низшего предела (допустим штраф начинается от 100 000 рублей, но назначат 50 000 рублей);
  • У КоАП нет задачи уничтожить бизнес или человека, поэтому при впервые совершенном нарушении можно "отделаться" предупреждением, а в скором времени можно будет получить скидку на штраф;
  • Чтобы назначить штраф, необходимо провести проверку, которая строго урегулирована. Для проверяющих это не всегда просто;
  • Я против запугивания людей недостоверной информацией для агрессивных продаж.

Не преуменьшаю важность КоАП. Лучше готовиться заранее и устранять риски штрафов. Но у бизнеса и так достаточно задач, в которых тревога на тему штрафов не поможет.

А вас пугают юристы, которые вещают, что всех оштрафуют/посадят/придадут анафеме?
Да
Нет
Не смотрю таких

Если не хочется читать, то сразу выводы (клик перенесёт на релевантную часть статьи):

1. Как регулируется деятельности психологов с частной практикой

1.1. Значение терминов

В тексте статьи термин "Психолог" будет обозначать физическое лицо, которое оказывает услуги физическим лицам, имеет профильное немедицинское образование, платит налоги и не имеет работников по трудовому договору.

Читатель, когда  Аффтар обещал, что юридических терминов и зауми не будет (и что за слово такое, "заумь"!?!?!?!?)
Читатель, когда  Аффтар обещал, что юридических терминов и зауми не будет (и что за слово такое, "заумь"!?!?!?!?)

1.2 Сферы регулирования?

В России любая сфера регулируется сразу множеством законов. В статье разберем актуальное (моё мнение) регулирование:

  1. Налоги;
  2. Договор психолога с клиентом (гражданское права и права потребителей)
  3. Персональные данные;
  4. Реклама и социальные сети;
  5. Медицинское и "социальное" регулирование;

2. Психологи и налоги

С точки зрения налогового права психолог – предприниматель. Значит, есть обязанность зарегистрироваться как предприниматель и платить налоги. Материал про налоги заслуживает отдельной статьи, поэтому кратко напишу о популярных вариантах для работы.

Что скидывает тебе твой друг, когда узнал, что ты Психолог-предприниматель
Что скидывает тебе твой друг, когда узнал, что ты Психолог-предприниматель

2.1. Самозанятость (налог на профессиональный доход)

Можно получить этот статус за пару кликов в телефоне в приложении "Мой налог". Этот статус быстро и бесплатно позволяет:

  • Законно принимать оплату на банковскую карту;
  • Быстро платить налог в приложении;
  • Получить документы о законности дохода, что важно для банков.

2.2. Основные характеристики режима НПД

  • Ограничения суммы доходы: 2 400 000 руб.
  • Не надо подавать отчетность;
  • Не надо подключать кассу;
  • Налог считается автоматически;
  • Не надо платить страховые взносы (для ИП от 53 658 руб.);
  • Можно совместить с работой по трудовому договору.

2.3. Подробнее про НПД на сайте ФНС

Переписывать легко читаемую информацию не вижу смысла. ФНС доступно расписали все характеристики НПД у себя на сайте, почитать тут:

2.4. Статус ИП (Индивидуальный предприниматель)

Статус ИП можно получить онлайн за 3 дня. При регистрации ИП выбирается налоговый режим. Рассмотрим наиболее подходящий режим для психологов.

2.5. УСН (Упрощенный налоговый режим)

УСН предлагает 2 налоговые ставки на выбор:

  • 6% со всех денег, поступающих на счет.
  • 15% с доходов. Можно вычесть расходы.

Так как психологам сложно подтвердить расходы, то будем рассматривать только вариант со ставкой 6%. В НДС не полезем, иначе статья станет монографией. Просто скажем, когда НДС есть.

2.6. Основные характеристики УСН (6%):

  • Если доход больше 60 000 000 руб., то надо платить НДС;
  • Можно применять, если доход не более 450 000 000 руб. в год;
  • Надо платить страховые взносы (от 53 658 руб. до 354 546 руб. в зависимости от дохода);
  • Есть налоговая, бухгалтерская и статистическая отчетность;
  • Надо применять контрольно-кассовую технику;

2.7. Подробнее про УСН на сайте ФНС

Даю ссылки на понятный и доступный материал с сайта ФНС. А мы займемся более дискуссионными вопросам.

Исправно платим налоги и ФНС не пришлёт такое сообщение. Легко же!
Исправно платим налоги и ФНС не пришлёт такое сообщение. Легко же!
Как вы платите налоги
Самозанятость
УСН
УСН с НДС
ООО на УСН или общей системе
Да вот просто смотрю...

2.8. В заключение о налогах и отчетностях: почему их не надо бояться и почему налоги выгодно платить

  1. Задача уплаты налогов и ведения отчетности делегируется бухгалтеру, а вы дальше занимаетесь своим делом.
  2. Уплата налогов дает вам документы о законности происхождения ваших денег. У вас не будет проблем с банками, не будет проблем при совершении крупных покупок в России и за границей.
  3. Не будет проблем с рекламой, соц. сетями.
  4. Будет выше общий уровень спокойствия.
  5. Рано или поздно бы добьемся уменьшения налогов на сумму расходов на терапии и супервизии.)

3. Договор клиента с психологом

Переходим в сферу гражданского права. Оно регулирует отношения между предпринимателями и обычными людьми. С точки зрения гражданского права психолог тоже предприниматель. Но смысл уже другой. Здесь статус предпринимателя не зависит от регистрации в ФНС. Он появляется в момент оказания услуги (если упрощенно).

Когда не договорились на берегу и веришь, что само как-нибудь... (ты опять предприниматель)
Когда не договорились на берегу и веришь, что само как-нибудь... (ты опять предприниматель)

3.1. Когда психолог и клиент заключают договор?

Всегда, когда вы принимаете оплату или ведете работу с клиентом, вы заключаете договор. Даже если нет бумажного/электронного документа или оферты в интернете.

Отсутствие текста договора означает, что ваши отношения регулируются нормами гражданского кодекса и "обычно предъявляемыми требованиями" к таким отношениям. И даже обычаями. Не шучу.

Это уязвимая позиция, потому что:

  • Сложно доказать сам факт, что вы работали с клиентом (оказали услугу);
  • Сложно доказать, что вы качественно оказали услугу;
  • Сложно доказать, что у вас есть порядок отмены и переноса сессий и это влияет на оплату;
  • Качество вашей услуги никак не измерить, так как в России с "обычно предъявляемыми требованиями" и обычаями в психологии пока не сложилось (или юриста надо очень стараться);
  • С вас легко вернуть деньги, даже если вы качественно сделали свою работу.
Немой вопрос на новость, что ты уже урегулирован. Сейчас всё станет понятно. Честно. (нет)
Немой вопрос на новость, что ты уже урегулирован. Сейчас всё станет понятно. Честно. (нет)

3.2. Потребительский беспредел и доказывание в сфере услуг

Думаю, хотя бы раз слышали о законе "О защите прав потребителей". Сфера услуг самая уязвимая для этого закона, потому что:

28. При разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на исполнителе.

Адоптированная выдержка про доказывание из разъяснений Верховного Суда РФ

Ситуация, когда клиент "беспределит" и на руках нет никаких документов, почти безвыходная для психолога, потому что нечем доказывать факт оказания услугу и её качество.

"Качество" и "эффективность" услуги психолога сложно доказать юридическими методами, если они заранее не обозначены в документах. Если нарваться на неадекватного клиента, то в лучшем случае придется вернуть деньги. В худшем, вернуть деньги и платить штраф 50% от суммы оплаты и неустойки.

У меня были кейсы, когда удавалось до суда "вытащить" клиента почти документов на руках. Но вероятность была 80/20 не в нашу пользу. Лучше не доводить до такого.

3.3. Что писать в договоре психолога с клиентом

Каждый случай индивидуален исходя из метода работы психолога и других характеристик. Я рекомендую всегда писать:

  • Предмет договора: используемый метод (или их совокупность), время, место, способы связи;
  • Раздел с информированием клиента: квалификация психолога, общая информация о предоставляемых услугах, его реквизиты как предпринимателя, и тд. (количество информации зависит от ситуации);
  • Оговорка о том, что услуги НЕ медицинские. Здесь много подводных камней, так как важно само поведение психолога, а не только текст договора;
  • Детально прописать критерии качества и потребительскую ценность услуги. Это ответ на вопрос, за что платит клиент;
  • Цена и порядок оплаты;
  • Порядок отмены и переноса сессий и влияние этих действий на оплату;
  • Составление или несоставление актов оказанных услуг, в зависимости от ситуации;
  • Ответственность сторон: последствия неоплаты, задержки оплаты, а также перечень того, за что психолог не отвечает. При этом полностью снять с себя ответственность не получится;

3.4. В заключение о договорах психолога с клиентом

Договор вносит определенность в отношения с клиентами. Даже если клиенты подписывают не читая, то при наличии договора вы уверены в своей юридической защищенности в случае спора или проверки (не пугаемся, проверки просто так не прибегают).

Так первый раз предлагает подписать договор и пока ещё стесняется)
Так первый раз предлагает подписать договор и пока ещё стесняется)
Подписывать договор с клиентом это...
Нормальная практика
Не для этой сферы
Лучше оферта на сайте, чтобы без бумажек

4. Психолог и персональные данные

Персональные данные – любая информация, с помощью которой можно "определить" конкретного человека.

Пример: адрес электронной почты это не персональные данные. А ФИО, дата рождения, и адрес электронной почты являются персональными данными.

Есть обязанность по подаче уведомления в Роскомнадзор при начале обработки персональных данных.

К подаче уведомления в Роскомнадзор должны быть готовы все документы и технические средства защиты персональных.

4.1. Зачем психологу разбираться с персональными данными?

Психолог контактирует с персональными данными (в том числе особо охраняемые). С ними стоит разобраться, чтобы избежать штрафов. К тому же красиво оформленные документы о персональных данных повышают доверие клиентов.

Особо охраняемые ПД касаются: расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных и философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни.

Статья 10 Закона о персональных данных

Про документы и доверие клиентов дам ссылку на гениальный кейс других юристов, где политику конфиденциальности объясняют на примере стаканчика от кофе (тык).

Красивые документы у психолога...
Повышают доверие и лояльность клиента
Не влияют на это

Пока что полноценной охоты за теми, у кого полностью не "упакован" вопрос о персональных данных, не наблюдается. Да, я в курсе про очередную истерику на тему поднятия штрафов. И я полностью за то, чтобы строго соблюдать закон. Но посмотрите, кто разгоняет эту истерику и кому это выгодно. (юристы, консалтинг, IT)

Важно помнить, что если на вас пожалуются в Роскомнадзор в рамках потребительского шантажа или по другим причинам, то ответственность наступит, если вы не занимались темой персональных данных.

4.2. Документы психолога в сфере персональных данных

Важная оговорка:

Важно фактическое обращение с персональными данными. Документы надо делать на основе фактов. Иначе они не работают.


Cкачать из интернета или взять у кого-то не поможет.

Конфуций, 450 год до н.э.

Список документов в сфере персональных данных (всё зависит от ситуации):

  • Политика обработки персональных данных (она же "Политика конфиденциальности");
  • Согласие на обработку персональных данных;
  • Внутренние акты, например: Положение о защите персональных данных; приказ о назначении ответственного за персональные данные;
  • Поручение на обработку персональных данных (если поручаем кому-то, а не делаем это сами);

4.3. Как "закрыть" вопрос с персональными данными?

Мой подход заключается в том, что минимизировать контакт с ними. Это уменьшает расходы на технические решения для их защиты. Можно обрабатывать самому, можно делегировать это на аутсорс за отдельную плату.

Также существуют "элегантные" решения, когда контакта с персональными данными вообще не происходит, или берется столько информации, что она не подпадает под регулирование. Подходит не для все и требует индивидуального подхода.

4.4. Есть ли врачебная тайна?

Врачебной тайны нет. Но услуга подразумевает конфиденциальность. За разглашение информации о клиенте можно понести ответственность по правилам гражданского законодательства.

Котик с розовым носиком успокаивает тебя после того, как ты узнал о ПД 
Котик с розовым носиком успокаивает тебя после того, как ты узнал о ПД 
После прочтения про персональные данные я...
Отлично себя чувствую
Задумался
"Пердечный сриступ" (С)

5. Психологи, социальные сети и реклама

Важная оговорка:

Поговорим в целом о распространении информации о себе и не будет углублять в понятие рекламы в узком юридическом смысле.

Сейчас возможность рекламироваться связана с законодательством о блокировке информации в интернете, о признании организаций нежелательными и много чем ещё.

Поговорим об основах. Сфера рекламы в России преобразилась. Такие явления, как юристы в сфере рекламы и рекламный аудит уже не кажутся диковинкой. Они стали осознанной необходимость.

Эх, а были времена, когда реклама была вот такой:

Любая уважающая себя конференция по рекламе должна начинаться с лучших
Любая уважающая себя конференция по рекламе должна начинаться с лучших

5.1. Требование к рекламе

Есть общие требования к рекламе в виде добросовестности и достоверности. Закон пошел по пути объяснения, что такое НЕдобросовестность и НЕдостоверность в рекламе. Я собрал их в одном списке для лёгкости восприятия.

5.2. НЕдобросовестность и НЕдостоверность в рекламе психологов

Нарушение из этого списка направлены на поддержание порядке и без того в законной рекламе. В нем много исключений и на практике он иногда не соблюдается особенно "ушлыми" специалистами и рекламщиками. Список:

  • Нельзя дискредитировать других психологов и другие методы;
  • Нельзя некорректно сравнивать себя с другими психологами (в духе: "У меня результат с первой сессии, а у него со второй");
  • Нельзя вводить в заблуждение клиентов на тему применяемых методов, аккредитаций и признаний в любых организациях/странах/обществах;
  • Нельзя использовать название известных психологических брендов, если вы к ним не относитесь (сейчас наблюдаю интересную юридическую ситуацию со Вселенской терапией и интересно, куда её вывезет);
  • Нельзя использовать слова "лучший", "первый", "номер один", "самый", "только", "единственный", иных слова, которые обозначают ваше превосходство над другими (стоит сказать, что есть юридический инструмент, чтобы стало можно).

5.3. Категорически нельзя в рекламе

Этот строгий список, который пугает даже самых ушлых. На мой взгляд, психологи и так этого не делают. Но закон надо знать, определенность лишней не будет.

Нельзя:

  • Образы медицинских и фармацевтических работников;
  • Указывать на лечебные свойства и на влияние на положительное течение болезни;
  • Побуждение к жестокости (психологи народ спокойный, но вдруг);
  • Формировать негативное отношение к тем, кто не пользуется услугами психологов (употреблять слова "б*дло непроработанное" всё же не стоит);
  • Реклама не должна содержать информацию о нетрадиционных сексуальные отношениях, смене пола, отказа от деторождения (нельзя не только в рекламе, а везде);

  • Алкоголь и никотин в любом виде.

5.4. Где нельзя рекламировать в Интернете

В России действует сразу несколько законов, регулирующих запреты в Интернете. Если погрузимся, можно написать диссертацию. Сосредоточимся на практике и дадим самые распространенные примеры.

Нельзя рекламироваться:

С 1 сентября 2025 запрещено рекламироваться в продуктах компании "Meta" и других нежелательных организаций.

Федеральный закон от 07.04.2025 № 72-ФЗ;

5.5. Законопроект о запрете рекламы эзотерики, расстановок и нутрициологов

Законопроект № 901048-8. Пока непонятно, примут ли вообще, когда примут, и если примут, то в каком виде. Я не думаю, что в случае принятия, в финальную версию закона попадет такой широкий список, какой обсуждается сейчас. Здесь можно только наблюдать.

5.6. Маркировка рекламы в Интернете

Реклама (даже бесплатная) в Интернете требует маркировки. Когда вы заказываете у кого-то рекламу, вы становитесь "рекламодателем", а тот, кто её публикует – "рекламораспространителем".

Вам надо обязательно заключить договор оказания рекламных услуг и проконтролировать, чтобы обязанность маркировке лежала на рекламораспространителе, если не хотите этим заниматься.

Пользуетесь продуктами Meta?
Да, только для себя
Да, когда-то рекламировался
Таки как вы могли обо мне такое подумать...

6. Психологи и медицинское регулирование

Ситуация на практике сложилась так, что психологи не причисляют к себя к врачам и не оказывают медицинские услуги. Об этом говорится в документах популярных сервисов подбора психологов (например: Ясно, Альтер) и в документах раскрученных психологических условных "брендов" (например: Вселенская терапия, PSY 2.0, Расстановки).

6.1. Кто попадает под медицинское регулирование?

Здесь без юридического языка не получится. Попадают по регулирования все, кто оказывают или производят:

Медицинскую помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг;


Медицинские услугу - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;


Медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности;

Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в РФ"

6.2. Психолог не может

  • Осуществлять лечение и заявлять, что он что-то лечит;
  • Ставить диагноз;
  • Назначать лекарства;
  • Выдавать клинические рекомендации;
  • Брать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство (потому что он его не осуществляет);

6.3. Психолог, психотерапевт, психиатр?

Эти термины имеют значения для юриста, чтобы разграничить, кто попадает под медицинское регулирование, а кто нет. Если позиционировать себя неправильно, то можно вызвать штрафы, проверки и иные виды ответственности.

В номенклатуре медицинских специальностей есть: (ссылка)

  • Психиатрия;
  • Психиатрия-наркология;
  • Психотерапия;
  • Судебно-психиатрическая экспертиза.

В номенклатуре медицинских услуг дается такая классификация: (ссылка)

  • Психотерапия;

  • Психиатрия-наркология;

  • Психиатрия и судебно-психиатрическая экспертиза;

  • Услуги медицинского психолога;

И дальше дается подробный перечень услуг в рамках каждого класса.

6.4. Немедицинский психолог

Позиционирование себя как немедицинского психолога остается наиболее безопасным на практике.

Какое у вас образование
Психологическое
Психологическая магистратура
Медицинское
Другое

7. Источники, сайты, ссылки

I. Кодексы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации;
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ;
  3. "Налоговый кодекс Российской Федерации;

II. Федеральные законы

  1. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей";
  2. Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  4. Федеральный закон от 01.07.2021 N 236-ФЗ "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации";
  5. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
  6. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
  7. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
  8. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных";
  9. Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход";
  10. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";
  11. Федеральный закон от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации";

III. Постановления Правительства Российской Федерации

  1. Постановление Правительства РФ от 28.12.2024 № 1963 "Об отдельных вопросах распространения информации в социальных сетях".

IV. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и Банка России

  1. Приказ Минздрава России от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг";
  2. Приказ Минздрава России от 07.10.2015 N 700н "О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование";
  3. Приказ Минздрава РФ от 16.09.2003 N 438 "О психотерапевтической помощи";
  4. Приказ Минздрава России от 14.10.2022 N 668н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения"
  5. Приказ Минздрава РФ от 28.07.1997 N 226 "О подготовке специалистов по социальной работе и социальных работников, участвующих в оказании психиатрической и психотерапевтической помощи"
  6. Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства";

Сайты и реестры

Вам помог список источников?
Да, нашел, что искал
Нет, не нашел, что искал
Просто просмотрел

Ещё мои посты

3
Начать дискуссию