Регулирование психологии в России в 2025 году
О рисках и правах психолога простым языком: договор, реклама, персональные данные и медицинское регулирование.
На связи юрист Даниил Мануковский. Много кейсов, блестящая учеба, и бла бла бла... Хороших юристов много, а хороших, веселых и проработанных? Шучу) Просто люблю своё дело.
Веду интересную юридическую жизнь и люблю сферы права, где все стремительно развивается. Добрался до психологии. Веду ТГ-канал, канал:
Подписались? Погнали!
Содержание
- О ком и о чем статья
- Для кого и каким языком написана статья (будут мемы)
- Цель статьи: для чего я её написал
- Важный дисклеймер (чтобы не "размотаться" потом в комментах)
- Почему в статье нет размеров штрафов за нарушения
- Если не хочется читать, то сразу выводы
8. Ещё мои посты (там тоже жарко)
О чем статья, для кого, для чего
О чём статья
Разбираем правовое регулирование частной практики психологов с психологическим, но НЕ медицинским образованием. Под частной практикой пониманием оказание услуг физическим лицам.
Прямого указания в законе на наличие психологического образования нет. Но его отсутствии кардинально меняет ситуацию в юридической плоскости.
Статья о регулировании, которое есть уже сейчас. Законопроект № 846497-8 «Об основах регулирования психологической деятельности в РФ» не анализируем, так как не ясно, когда и в каком виде его примут. И примут ли вообще.
Законодательство о социальном обслуживание и другие источники, где косвенно упоминается психология не рассматриваются в статье из-за практической неприменимости.
Для кого и каким языком написана статья (будут мемы)
Для всех, кто имеет отношении к психологии. Статья о праве, но не юридическим языком. Не будем сыпать терминами и строить "экспертную Ыкспертность". Давайте это будет дружеским разговором. И конечно же мемы, чтобы не полезть на стену от такого объема регулирования.
Цель статьи: для чего я её написал
Для общего понимания регулирования и рисков сферы. Будем формировать общую картину и в тонкости не полезем. И чтобы развенчать миф о том, что только отдельный закон о психологии всё урегулирует.
Сфера уже урегулирована и новый закон будет дополнением.
Статья не заменит работу с юристом, потому что каждый случай индивидуален и рекомендации могут отличаться. Грамотный юрист учтет не только ваши исходные "юридические" характеристики, но и финансовые, репутационные и другие, если необходимо.
Важный дисклеймер
Если вы читаете и понимаете, что ничего не знали и ничего не соблюдали, это НЕ значит, что на вас объявлена охота. Юридическая ответственность работает не так. По моему опыту, государство благосклонно к тем, кто решил навести порядок в юридических делах.
Спокойствие и только спокойствие! Дышим!
Если вы все же почувствовали беспокойство после прочтения, то дайте себе пару дней, чтобы выдохнуть. Наводить порядок надо постепенно. Грамотный юрист "подсветит" вам направления с наибольшим риском именно в вашей ситуации или скажет, что у вас всё и так хорошо.
Почему в статье нет размеров штрафов за нарушения
Штрафы есть в каждой теме, о которой пишем. Про огромный размер штрафов в КоАП пишут, чтобы пугать людей и быстро продавать юридические услуги. Но никто не рассказывает, что должно произойти, чтобы этот штраф назначили. Размеров штрафов не будет, потому что:
- При назначении штрафов на их размер влияет финансовое положение лица и смягчающие обстоятельства;
- Можно назначить штраф в размере ниже низшего предела (допустим штраф начинается от 100 000 рублей, но назначат 50 000 рублей);
- У КоАП нет задачи уничтожить бизнес или человека, поэтому при впервые совершенном нарушении можно "отделаться" предупреждением, а в скором времени можно будет получить скидку на штраф;
- Чтобы назначить штраф, необходимо провести проверку, которая строго урегулирована. Для проверяющих это не всегда просто;
- Я против запугивания людей недостоверной информацией для агрессивных продаж.
Не преуменьшаю важность КоАП. Лучше готовиться заранее и устранять риски штрафов. Но у бизнеса и так достаточно задач, в которых тревога на тему штрафов не поможет.
Если не хочется читать, то сразу выводы (клик перенесёт на релевантную часть статьи):
- Регулирование психологии в России есть и без нового закона.
- Психологу нужен договор с клиентом.
- Психологу нужно соблюдать закон о персональных данных.
- Психологу нужно соблюдать законодательство о рекламе.
- В "медицинском" законодательстве есть риски для немедицинских психологов.
- Дискуссия вокруг терминов "психолог", "психотерапевт", "психиатр" в законе до конца не разрешена. Самый безопасный термин для обозначения себя – немедицинский психолог.
- Внизу приложен перечень сайтов и ссылок на источники, реестры и другие полезности.
1. Как регулируется деятельности психологов с частной практикой
1.1. Значение терминов
В тексте статьи термин "Психолог" будет обозначать физическое лицо, которое оказывает услуги физическим лицам, имеет профильное немедицинское образование, платит налоги и не имеет работников по трудовому договору.
1.2 Сферы регулирования?
В России любая сфера регулируется сразу множеством законов. В статье разберем актуальное (моё мнение) регулирование:
- Налоги;
- Договор психолога с клиентом (гражданское права и права потребителей)
- Персональные данные;
- Реклама и социальные сети;
- Медицинское и "социальное" регулирование;
2. Психологи и налоги
С точки зрения налогового права психолог – предприниматель. Значит, есть обязанность зарегистрироваться как предприниматель и платить налоги. Материал про налоги заслуживает отдельной статьи, поэтому кратко напишу о популярных вариантах для работы.
2.1. Самозанятость (налог на профессиональный доход)
Можно получить этот статус за пару кликов в телефоне в приложении "Мой налог". Этот статус быстро и бесплатно позволяет:
- Законно принимать оплату на банковскую карту;
- Быстро платить налог в приложении;
- Получить документы о законности дохода, что важно для банков.
2.2. Основные характеристики режима НПД
- Ограничения суммы доходы: 2 400 000 руб.
- Не надо подавать отчетность;
- Не надо подключать кассу;
- Налог считается автоматически;
- Не надо платить страховые взносы (для ИП от 53 658 руб.);
- Можно совместить с работой по трудовому договору.
2.3. Подробнее про НПД на сайте ФНС
Переписывать легко читаемую информацию не вижу смысла. ФНС доступно расписали все характеристики НПД у себя на сайте, почитать тут:
2.4. Статус ИП (Индивидуальный предприниматель)
Статус ИП можно получить онлайн за 3 дня. При регистрации ИП выбирается налоговый режим. Рассмотрим наиболее подходящий режим для психологов.
2.5. УСН (Упрощенный налоговый режим)
УСН предлагает 2 налоговые ставки на выбор:
- 6% со всех денег, поступающих на счет.
- 15% с доходов. Можно вычесть расходы.
Так как психологам сложно подтвердить расходы, то будем рассматривать только вариант со ставкой 6%. В НДС не полезем, иначе статья станет монографией. Просто скажем, когда НДС есть.
2.6. Основные характеристики УСН (6%):
- Если доход больше 60 000 000 руб., то надо платить НДС;
- Можно применять, если доход не более 450 000 000 руб. в год;
- Надо платить страховые взносы (от 53 658 руб. до 354 546 руб. в зависимости от дохода);
- Есть налоговая, бухгалтерская и статистическая отчетность;
- Надо применять контрольно-кассовую технику;
2.7. Подробнее про УСН на сайте ФНС
Даю ссылки на понятный и доступный материал с сайта ФНС. А мы займемся более дискуссионными вопросам.
2.8. В заключение о налогах и отчетностях: почему их не надо бояться и почему налоги выгодно платить
- Задача уплаты налогов и ведения отчетности делегируется бухгалтеру, а вы дальше занимаетесь своим делом.
- Уплата налогов дает вам документы о законности происхождения ваших денег. У вас не будет проблем с банками, не будет проблем при совершении крупных покупок в России и за границей.
- Не будет проблем с рекламой, соц. сетями.
- Будет выше общий уровень спокойствия.
- Рано или поздно бы добьемся уменьшения налогов на сумму расходов на терапии и супервизии.)
3. Договор клиента с психологом
Переходим в сферу гражданского права. Оно регулирует отношения между предпринимателями и обычными людьми. С точки зрения гражданского права психолог тоже предприниматель. Но смысл уже другой. Здесь статус предпринимателя не зависит от регистрации в ФНС. Он появляется в момент оказания услуги (если упрощенно).
3.1. Когда психолог и клиент заключают договор?
Всегда, когда вы принимаете оплату или ведете работу с клиентом, вы заключаете договор. Даже если нет бумажного/электронного документа или оферты в интернете.
Отсутствие текста договора означает, что ваши отношения регулируются нормами гражданского кодекса и "обычно предъявляемыми требованиями" к таким отношениям. И даже обычаями. Не шучу.
Это уязвимая позиция, потому что:
- Сложно доказать сам факт, что вы работали с клиентом (оказали услугу);
- Сложно доказать, что вы качественно оказали услугу;
- Сложно доказать, что у вас есть порядок отмены и переноса сессий и это влияет на оплату;
- Качество вашей услуги никак не измерить, так как в России с "обычно предъявляемыми требованиями" и обычаями в психологии пока не сложилось (или юриста надо очень стараться);
- С вас легко вернуть деньги, даже если вы качественно сделали свою работу.
3.2. Потребительский беспредел и доказывание в сфере услуг
Думаю, хотя бы раз слышали о законе "О защите прав потребителей". Сфера услуг самая уязвимая для этого закона, потому что:
28. При разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на исполнителе.
Ситуация, когда клиент "беспределит" и на руках нет никаких документов, почти безвыходная для психолога, потому что нечем доказывать факт оказания услугу и её качество.
"Качество" и "эффективность" услуги психолога сложно доказать юридическими методами, если они заранее не обозначены в документах. Если нарваться на неадекватного клиента, то в лучшем случае придется вернуть деньги. В худшем, вернуть деньги и платить штраф 50% от суммы оплаты и неустойки.
У меня были кейсы, когда удавалось до суда "вытащить" клиента почти документов на руках. Но вероятность была 80/20 не в нашу пользу. Лучше не доводить до такого.
3.3. Что писать в договоре психолога с клиентом
Каждый случай индивидуален исходя из метода работы психолога и других характеристик. Я рекомендую всегда писать:
- Предмет договора: используемый метод (или их совокупность), время, место, способы связи;
- Раздел с информированием клиента: квалификация психолога, общая информация о предоставляемых услугах, его реквизиты как предпринимателя, и тд. (количество информации зависит от ситуации);
- Оговорка о том, что услуги НЕ медицинские. Здесь много подводных камней, так как важно само поведение психолога, а не только текст договора;
- Детально прописать критерии качества и потребительскую ценность услуги. Это ответ на вопрос, за что платит клиент;
- Цена и порядок оплаты;
- Порядок отмены и переноса сессий и влияние этих действий на оплату;
- Составление или несоставление актов оказанных услуг, в зависимости от ситуации;
- Ответственность сторон: последствия неоплаты, задержки оплаты, а также перечень того, за что психолог не отвечает. При этом полностью снять с себя ответственность не получится;
3.4. В заключение о договорах психолога с клиентом
Договор вносит определенность в отношения с клиентами. Даже если клиенты подписывают не читая, то при наличии договора вы уверены в своей юридической защищенности в случае спора или проверки (не пугаемся, проверки просто так не прибегают).
4. Психолог и персональные данные
Персональные данные – любая информация, с помощью которой можно "определить" конкретного человека.
Пример: адрес электронной почты это не персональные данные. А ФИО, дата рождения, и адрес электронной почты являются персональными данными.
Есть обязанность по подаче уведомления в Роскомнадзор при начале обработки персональных данных.
К подаче уведомления в Роскомнадзор должны быть готовы все документы и технические средства защиты персональных.
4.1. Зачем психологу разбираться с персональными данными?
Психолог контактирует с персональными данными (в том числе особо охраняемые). С ними стоит разобраться, чтобы избежать штрафов. К тому же красиво оформленные документы о персональных данных повышают доверие клиентов.
Особо охраняемые ПД касаются: расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных и философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни.
Про документы и доверие клиентов дам ссылку на гениальный кейс других юристов, где политику конфиденциальности объясняют на примере стаканчика от кофе (тык).
Пока что полноценной охоты за теми, у кого полностью не "упакован" вопрос о персональных данных, не наблюдается. Да, я в курсе про очередную истерику на тему поднятия штрафов. И я полностью за то, чтобы строго соблюдать закон. Но посмотрите, кто разгоняет эту истерику и кому это выгодно. (юристы, консалтинг, IT)
Важно помнить, что если на вас пожалуются в Роскомнадзор в рамках потребительского шантажа или по другим причинам, то ответственность наступит, если вы не занимались темой персональных данных.
4.2. Документы психолога в сфере персональных данных
Важная оговорка:
Важно фактическое обращение с персональными данными. Документы надо делать на основе фактов. Иначе они не работают.
Cкачать из интернета или взять у кого-то не поможет.
Список документов в сфере персональных данных (всё зависит от ситуации):
- Политика обработки персональных данных (она же "Политика конфиденциальности");
- Согласие на обработку персональных данных;
- Внутренние акты, например: Положение о защите персональных данных; приказ о назначении ответственного за персональные данные;
- Поручение на обработку персональных данных (если поручаем кому-то, а не делаем это сами);
4.3. Как "закрыть" вопрос с персональными данными?
Мой подход заключается в том, что минимизировать контакт с ними. Это уменьшает расходы на технические решения для их защиты. Можно обрабатывать самому, можно делегировать это на аутсорс за отдельную плату.
Также существуют "элегантные" решения, когда контакта с персональными данными вообще не происходит, или берется столько информации, что она не подпадает под регулирование. Подходит не для все и требует индивидуального подхода.
4.4. Есть ли врачебная тайна?
Врачебной тайны нет. Но услуга подразумевает конфиденциальность. За разглашение информации о клиенте можно понести ответственность по правилам гражданского законодательства.
5. Психологи, социальные сети и реклама
Важная оговорка:
Поговорим в целом о распространении информации о себе и не будет углублять в понятие рекламы в узком юридическом смысле.
Сейчас возможность рекламироваться связана с законодательством о блокировке информации в интернете, о признании организаций нежелательными и много чем ещё.
Поговорим об основах. Сфера рекламы в России преобразилась. Такие явления, как юристы в сфере рекламы и рекламный аудит уже не кажутся диковинкой. Они стали осознанной необходимость.
Эх, а были времена, когда реклама была вот такой:
5.1. Требование к рекламе
Есть общие требования к рекламе в виде добросовестности и достоверности. Закон пошел по пути объяснения, что такое НЕдобросовестность и НЕдостоверность в рекламе. Я собрал их в одном списке для лёгкости восприятия.
5.2. НЕдобросовестность и НЕдостоверность в рекламе психологов
Нарушение из этого списка направлены на поддержание порядке и без того в законной рекламе. В нем много исключений и на практике он иногда не соблюдается особенно "ушлыми" специалистами и рекламщиками. Список:
- Нельзя дискредитировать других психологов и другие методы;
- Нельзя некорректно сравнивать себя с другими психологами (в духе: "У меня результат с первой сессии, а у него со второй");
- Нельзя вводить в заблуждение клиентов на тему применяемых методов, аккредитаций и признаний в любых организациях/странах/обществах;
- Нельзя использовать название известных психологических брендов, если вы к ним не относитесь (сейчас наблюдаю интересную юридическую ситуацию со Вселенской терапией и интересно, куда её вывезет);
- Нельзя использовать слова "лучший", "первый", "номер один", "самый", "только", "единственный", иных слова, которые обозначают ваше превосходство над другими (стоит сказать, что есть юридический инструмент, чтобы стало можно).
5.3. Категорически нельзя в рекламе
Этот строгий список, который пугает даже самых ушлых. На мой взгляд, психологи и так этого не делают. Но закон надо знать, определенность лишней не будет.
Нельзя:
- Образы медицинских и фармацевтических работников;
- Указывать на лечебные свойства и на влияние на положительное течение болезни;
- Побуждение к жестокости (психологи народ спокойный, но вдруг);
- Формировать негативное отношение к тем, кто не пользуется услугами психологов (употреблять слова "б*дло непроработанное" всё же не стоит);
Реклама не должна содержать информацию о нетрадиционных сексуальные отношениях, смене пола, отказа от деторождения (нельзя не только в рекламе, а везде);
Алкоголь и никотин в любом виде.
5.4. Где нельзя рекламировать в Интернете
В России действует сразу несколько законов, регулирующих запреты в Интернете. Если погрузимся, можно написать диссертацию. Сосредоточимся на практике и дадим самые распространенные примеры.
Нельзя рекламироваться:
- На сайтах и страницах нежелательных или экстремистских организаций (ссылка на сайт ГД); Ссылка на поправки (тык).
- На страницах в социальных сетях и ТГ-каналах, которые не подали уведомление в Роскомнадзор после 10 000 подписчиков (п. 10.6 ст. 5 Закона о рекламе);
- У иноагентов.
С 1 сентября 2025 запрещено рекламироваться в продуктах компании "Meta" и других нежелательных организаций.
5.5. Законопроект о запрете рекламы эзотерики, расстановок и нутрициологов
Законопроект № 901048-8. Пока непонятно, примут ли вообще, когда примут, и если примут, то в каком виде. Я не думаю, что в случае принятия, в финальную версию закона попадет такой широкий список, какой обсуждается сейчас. Здесь можно только наблюдать.
5.6. Маркировка рекламы в Интернете
Реклама (даже бесплатная) в Интернете требует маркировки. Когда вы заказываете у кого-то рекламу, вы становитесь "рекламодателем", а тот, кто её публикует – "рекламораспространителем".
Вам надо обязательно заключить договор оказания рекламных услуг и проконтролировать, чтобы обязанность маркировке лежала на рекламораспространителе, если не хотите этим заниматься.
6. Психологи и медицинское регулирование
Ситуация на практике сложилась так, что психологи не причисляют к себя к врачам и не оказывают медицинские услуги. Об этом говорится в документах популярных сервисов подбора психологов (например: Ясно, Альтер) и в документах раскрученных психологических условных "брендов" (например: Вселенская терапия, PSY 2.0, Расстановки).
6.1. Кто попадает под медицинское регулирование?
Здесь без юридического языка не получится. Попадают по регулирования все, кто оказывают или производят:
Медицинскую помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг;
Медицинские услугу - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;
Медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности;
6.2. Психолог не может
- Осуществлять лечение и заявлять, что он что-то лечит;
- Ставить диагноз;
- Назначать лекарства;
- Выдавать клинические рекомендации;
- Брать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство (потому что он его не осуществляет);
6.3. Психолог, психотерапевт, психиатр?
Эти термины имеют значения для юриста, чтобы разграничить, кто попадает под медицинское регулирование, а кто нет. Если позиционировать себя неправильно, то можно вызвать штрафы, проверки и иные виды ответственности.
В номенклатуре медицинских специальностей есть: (ссылка)
- Психиатрия;
- Психиатрия-наркология;
- Психотерапия;
- Судебно-психиатрическая экспертиза.
В номенклатуре медицинских услуг дается такая классификация: (ссылка)
Психотерапия;
Психиатрия-наркология;
Психиатрия и судебно-психиатрическая экспертиза;
Услуги медицинского психолога;
И дальше дается подробный перечень услуг в рамках каждого класса.
6.4. Немедицинский психолог
Позиционирование себя как немедицинского психолога остается наиболее безопасным на практике.
7. Источники, сайты, ссылки
I. Кодексы
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ;
- "Налоговый кодекс Российской Федерации;
II. Федеральные законы
- Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей";
- Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 01.07.2021 N 236-ФЗ "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации";
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
- Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных";
- Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход";
- Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";
- Федеральный закон от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации";
III. Постановления Правительства Российской Федерации
- Постановление Правительства РФ от 28.12.2024 № 1963 "Об отдельных вопросах распространения информации в социальных сетях".
IV. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и Банка России
- Приказ Минздрава России от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг";
- Приказ Минздрава России от 07.10.2015 N 700н "О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование";
- Приказ Минздрава РФ от 16.09.2003 N 438 "О психотерапевтической помощи";
- Приказ Минздрава России от 14.10.2022 N 668н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения"
- Приказ Минздрава РФ от 28.07.1997 N 226 "О подготовке специалистов по социальной работе и социальных работников, участвующих в оказании психиатрической и психотерапевтической помощи"
- Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства";