Договор на рекламу в Telegram 📱
Огромное множество людей из самых разных отраслей закупают рекламу в Telegram. Иногда стоимость рекламных размещений превышает десятки и сотни тысяч рублей, однако даже при таких масштабах есть те, кто не заключает договор. Бывают и те, кто может заключить договор, но складывается впечатление, что лучше бы они этого и не делали. Давайте разберем, какие основные нюансы необходимо отразить в договоре на рекламу в Telegram.
Для тех, кто впервые меня читает, представлюсь. Меня зовут Кутаев Владимир, и я юрист в области сопровождения стартапов и онлайн-бизнеса 👨💼 На своем Telegram-канале я делал опрос, нужно ли заключать договор на рекламу в Telegram. Большинство высказались за. Что ж, давайте обсудим.
Природа договора 📖
Сам по себе данный договор предполагает, что Исполнитель (владелец определенного ресурса в Telegram) оказывает услуги по размещению рекламных материалов Заказчика (лицо, определяющее объект рекламирования) у себя на ресурсе в Telegram. Как правило, это канал, группа.
По своей правовой природе данная модель больше всего подходит под договор возмездного оказания услуг, который регулируется ст. 779 ГК РФ. Конечно, если Исполнитель еще и занимается разработкой рекламных материалов (пишет текст, готовит картинки), то сюда могут применяться подрядные нормы (в частности, ст. 702 ГК РФ), но это уже частные случаи.
Соответственно, с регулированием мы определились. В случае чего Вы можете смело анализировать и ссылаться на данные нормы права. Переходим к непосредственным нюансам.
Нюансы договора на рекламу в Telegram 👨⚖
Вообще, специфика рекламных услуг в Telegram заключается в том, что там не надо усложнять. Иногда ко мне приходят с запросом сделать объемный и подробный договор на рекламу – без проблем. Но в большинстве случаев в Telegram всё не так. Заказчики хотят быстрое размещение, Исполнители хотят быстрых денег. Никто не хочет проверять десятки страниц договора и бегать по кругам правок. Поэтому совсем не обязательно делать большой документ, можно сделать его и на одну-две страницы, важно лишь отразить там следующие ключевые моменты:
1) Место размещения.
Обязательно укажите ссылку на канал или группу, а также их названия. Если речь идет об историях, то это тоже следует прописать.
2) Время и период размещения.
Не раз сталкивался с тем, что стороны могут просто указать дату размещения. Но нет, этого недостаточно. В Telegram распространены форматы размещения (условно, 1/24, 2/48, 3/72), и вот это очень важно расписать – сколько часов публикация будет держаться в ленте, сколько в топе, сколько в закрепе и так далее. Обеим сторонам важно максимально подробно описать характер услуг, потому что именно от этого и зависят критерии их исполнения.
Для Заказчика я бы рекомендовал еще подчеркнуть обязанность по удалению публикации по окончании указанного срока.
3) Маркировка.
Здесь всё понятно, все уже всё знают. В договоре важно зафиксировать, кто принимает на себя обязательство по маркировке рекламных материалов (подача данных ОРД, получение токена, формирование актов).
Я еще рекомендую прописывать, как оплачивается комиссия ОРД (в счет вознаграждения Исполнителя или отдельно).
4) Ответственность.
Вот здесь есть разные вариации. Помимо очевидных неустоек за просрочку оплаты и размещения, можно добавить ответственность (штраф, возмещение убытков) за некорректную маркировку или же подчеркнуть возможность регрессной ответственности при предъявлении требований за нарушающие закон рекламные материалы (касается как Заказчика, так и Исполнителя).
5) Порядок коммуникации.
Очевидно, что мало кто обсуждает условия публикации в Telegram вживую. Чаще это происходит в самом Telegram. Я обычно фиксирую адреса Telegram и электронной почты, чтобы в случае чего подтвердить юридическую значимость поступаемых там сообщений.
6) Подписание акта.
На это в контексте Telegram-рекламы вообще все часто забивают, но акт оказанных услуг – важный документ, поскольку он фиксирует закрытие обязательств с обеих сторон (особенно для Исполнителя).
Я для удобства иногда прописываю автоприемку. То есть если не поступают какие-то либо претензии от Заказчика, то, соответственно, Исполнитель выполнил свои обязательства должным образом, и стороны спокойно расходятся в разные стороны.
Конечно, можно расписать еще и про конфиденциальность, и про обстоятельства непреодолимой силы и про расторжение. Все эти моменты также по-своему важны, однако они имеют ситуативный характер, а те пункты, что выделил я, необходимо отражать всегда.
Что и как заключать 🫲
В общем, я рекомендую делать под размещение рекламы в Telegram такой документ как счет-оферта. В счет-оферте содержатся самые основные положения, всё кратко и понятно, согласовывается очень быстро. То есть это гораздо удобнее в данном случае, чем обычный договор. К тому же счет-оферту подписывает только одна сторона.
Если у Вас множество нюансов, то тогда уже да, лучше заключать полноценный договор и всё подробно там прописывать. К слову, заключить договор можно разными способами, в частности:
Обмен сканами. Рекомендую делать это через электронную почту, но в крайнем случае можно обменяться и в мессенджере, просто сделайте соответствующие скриншоты отправки и получения сканов.
ЭДО (Диадок, СБИС). Если у Вас есть ЭЦП, то оптимальный вариант – подписание документов через ЭДО.
Сервисы подписания простой ЭП. Такие тоже бывают (например, Подпислон).
Любой способ подписания рекомендую прямо зафиксировать в заключаемом договоре.
В итоге я хочу сказать лишь одно: не пренебрегайте договорами, пусть даже и на рекламу в Telegram. Сейчас уже давно не то время, когда можно было многие сделки оформить обычными словами. Нет, сейчас нужна бумага, ведь ее может запросить и ФНС, и РКН, и спор может у Вас с контрагентом быть. В общем, договор – сила!
🔥 Если Вам будут нюансы составления этого и других договоров, а так же правовые лайфхаки в области онлайн-бизнеса и IT, то подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, где я даю множество полезных советов по этому направлению и делюсь юридическими материалами 🔥