Как проучить наглого работодателя: простой юридический лайфхак (+ шаблон)
Приходит человек на собеседование. Работодатель ему: «Вот вам тестовое задание. Оплаты не будет, это же тест». Человек делает — «мы с вами свяжемся». Не связываются. Только вот результат его работы потом появляется на сайте компании.
Как думаете, сколько миллионов могут взыскать с хитроумных контор, которые так находят себе бесплатную рабочую силу?
Меня зовут Алексей Башук, я юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный РФ №2151, автор книги о защите интеллектуальных прав «Своровали? Накажи» и ТГ-канала «Клуб правообладателей». Скорее всего, вы уже подписаны, но если еще нет — заходите, и погнали.
Сегодня расскажу, как на самом деле работает закон в таких ситуациях — чтобы вы знали, что можно сделать, если столкнетесь с таким сами, или могли дать вовремя хороший совет своим знакомым.
Эта история пригодится всем, кто ходит на собеседования — и тем, кто сам их проводит.
Что вообще по закону с этими тестовыми заданиями
Да, компания может дать человеку тестовое задание.
Только вот использовать результат выполнения этого задания без письменного согласия человека нельзя.
Почему так? А все просто.
Допустим, человек в рамках тестового задания написал какой-то текст. С точки зрения закона этот текст — произведение. Это объект авторских прав.
Авторские права защищают любые произведения. Неважно, художественное это произведение или нет. Макет дизайнера, статья копирайтера и код программиста защищаются точно так же, как произведения художников и авторов.
«Качество» произведения значения не имеет.
Как у вас возникают авторские права (спойлер — сами собой)
По нашим законам авторское право возникает у вас автоматически. Прямо в момент создания произведения (ст. 1259 ГК РФ).
→ Поставил точку в конце статьи — всё, ты автор
→ Щелкнул камерой телефона — ты автор
→ Сохранил макет баннера — ты автор
Авторское право не нужно нигде регистрировать. Права возникают сами собой, просто по факту создания произведения.
Не верьте юристам-мошенникам, которые рассказывают про «регистрацию» авторских прав. Ее просто не существует.
Регистрировать нужно товарные знаки (торговые марки), патенты на изобретения выдает Роспатент — тут да, нужна регистрация.
А вот на произведения — тексты, графику, код, никакой регистрации нет и быть не может.
Единственное, о чем нужно подумать заранее — как в случае спора доказать, что автор именно вы.
Обычно для этого сохраняют исходники, выгружают их в облако или отправляют по электронной почте. Подойдет любой способ, который позволит подтвердить, что вы — автор (кому нужно — у меня был пост. исчерпывающей подборкой бесплатных инструментов, реально проверенных в судах).
Почему авторское право принадлежит соискателю, а не работодателю
Авторское право изначально возникает у автора. Чтобы кто-то другой мог законно использовать его произведение, ему нужно заключить с автором договор. И заплатить автору деньги (как правило).
Одно дело, если человек работает в компании, получает зарплату и его трудовой договор предусматривает передачу прав работодателю. Тут всё в порядке.
Но вот совсем другое дело, когда человека не связывает с компанией никакой договор.
Ситуация с точки зрения закона выглядит так:
→ есть автор, который создал произведение→ права на произведение принадлежат автору→ компания не заключала с автором никакой договор, а произведение использует
Получается, компания — самый обычный нарушитель авторских прав.
И неважно, что задание дали они. Даже если человек сидел в их офисе и делал задание на их компьютере — совершенно все равно.
Нет договора — нет права использовать произведение.
Что грозит работодателю за нарушение авторских прав
Человек может взыскать с нарушителя компенсацию в свою пользу. Есть два основных способа расчета (ст. 1301 ГК РФ):
1) от 10 тысяч до 5 миллионов рублей
Тут автор вправе попросить вообще любую сумму в этом диапазоне. Обосновывает ее, а дальше уже суд сам с учетом обстоятельств нарушения решит, сколько присудить. Итоговая сумма будет зависеть от масштабов использования работы автора, поведения нарушителя и десятка других факторов.
2) двойная стоимость лицензии
По сути тут взыскивают двойную цену такой работы. Одна цена, чтобы компенсировать упущенную выгоду автора, а вторая цена, чтобы нарушителю неповадно было впредь так себя вести.
Как такие ситуации решаются в жизни
Прямо скажу, судов по таким делам на все пять миллионов я не видел.
За нарушения товарных знаков у нас с коллегами были дела на такие деньги и даже больше, как например в истории, где мы взыскали 5 000 000 рублей за нарушение прав на товарный знак на маркетплейсе.
С работодателями миллионных взысканий я не видел, хотя в теории они и возможны.
Обычно такие истории с работодателями развиваются по одному из двух сценариев:
1) работодатель использовал тестовое задание, человек расстроился, погрустил и ничего не сделал
2) работодатель использовал тестовое задание, человек, зная о своих правах, написал ему претензию, и компания в итоге заплатила человеку деньги — по нормальной цене такой работы и даже побольше, чтобы не рисковать с обращением в суд
Если у вас случится такая история и вы решите пойти по второму варианту, то вы вполне можете попробовать получить выплату сами и не обращаться к юристам. Скорее всего вам заплатят и без суда.
Держите шаблон письма для такого случая. В шаблоне целиком письмо с обоснованием ваших требований с точки зрения закона.
Если пост полезный-интересный — поставьте посту свой королевский лайк-вверх. Буду тогда писать еще о всяких полезных вещах по моей теме.
На все общие вопросы отвечаю в комментариях.
Если надо спросить что-то частное для себя или своей компании, например, ваше название или лого посмотреть-проверить по настоящим базам, разобраться с регистрацией товарного знака, патентом или судом — пишите мне в личку в телеграме @bchlf
Если в принципе тема брендов и технологий «ваша» — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».
Там мои заметки для предпринимателей и авторов. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.
Недавно написал и опубликовал в канале небольшую методичку «Как теряют миллионы на компенсациях и штрафах».
Как говорится, без смс и регистраций собрал просто в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь. Гляньте, возможно пригодится.