Как проучить наглого работодателя: простой юридический лайфхак (+ шаблон)

Приходит человек на собеседование. Работодатель ему: «Вот вам тестовое задание. Оплаты не будет, это же тест». Человек делает — «мы с вами свяжемся». Не связываются. Только вот результат его работы потом появляется на сайте компании.

Как думаете, сколько миллионов могут взыскать с хитроумных контор, которые так находят себе бесплатную рабочую силу?

Как проучить наглого работодателя: простой юридический лайфхак (+ шаблон)

Меня зовут Алексей Башук, я юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный РФ №2151, автор книги о защите интеллектуальных прав «Своровали? Накажи» и ТГ-канала «Клуб правообладателей». Скорее всего, вы уже подписаны, но если еще нет — заходите, и погнали.

Сегодня расскажу, как на самом деле работает закон в таких ситуациях — чтобы вы знали, что можно сделать, если столкнетесь с таким сами, или могли дать вовремя хороший совет своим знакомым.

Эта история пригодится всем, кто ходит на собеседования — и тем, кто сам их проводит.

Что вообще по закону с этими тестовыми заданиями

Да, компания может дать человеку тестовое задание.

Только вот использовать результат выполнения этого задания без письменного согласия человека нельзя.

Почему так? А все просто.

Допустим, человек в рамках тестового задания написал какой-то текст. С точки зрения закона этот текст — произведение. Это объект авторских прав.

Авторские права защищают любые произведения. Неважно, художественное это произведение или нет. Макет дизайнера, статья копирайтера и код программиста защищаются точно так же, как произведения художников и авторов.

«Качество» произведения значения не имеет.

Как у вас возникают авторские права (спойлер — сами собой)

По нашим законам авторское право возникает у вас автоматически. Прямо в момент создания произведения (ст. 1259 ГК РФ).

→ Поставил точку в конце статьи — всё, ты автор

→ Щелкнул камерой телефона — ты автор

→ Сохранил макет баннера — ты автор

Авторское право не нужно нигде регистрировать. Права возникают сами собой, просто по факту создания произведения.

Не верьте юристам-мошенникам, которые рассказывают про «регистрацию» авторских прав. Ее просто не существует.

Регистрировать нужно товарные знаки (торговые марки), патенты на изобретения выдает Роспатент — тут да, нужна регистрация.

А вот на произведения — тексты, графику, код, никакой регистрации нет и быть не может.

Единственное, о чем нужно подумать заранее — как в случае спора доказать, что автор именно вы.

Обычно для этого сохраняют исходники, выгружают их в облако или отправляют по электронной почте. Подойдет любой способ, который позволит подтвердить, что вы — автор (кому нужно — у меня был пост. исчерпывающей подборкой бесплатных инструментов, реально проверенных в судах).

Почему авторское право принадлежит соискателю, а не работодателю

Авторское право изначально возникает у автора. Чтобы кто-то другой мог законно использовать его произведение, ему нужно заключить с автором договор. И заплатить автору деньги (как правило).

Одно дело, если человек работает в компании, получает зарплату и его трудовой договор предусматривает передачу прав работодателю. Тут всё в порядке.

Но вот совсем другое дело, когда человека не связывает с компанией никакой договор.

Ситуация с точки зрения закона выглядит так:

→ есть автор, который создал произведение→ права на произведение принадлежат автору→ компания не заключала с автором никакой договор, а произведение использует

Получается, компания — самый обычный нарушитель авторских прав.

И неважно, что задание дали они. Даже если человек сидел в их офисе и делал задание на их компьютере — совершенно все равно.

Нет договора — нет права использовать произведение.

Что грозит работодателю за нарушение авторских прав

Человек может взыскать с нарушителя компенсацию в свою пользу. Есть два основных способа расчета (ст. 1301 ГК РФ):

1) от 10 тысяч до 5 миллионов рублей

Тут автор вправе попросить вообще любую сумму в этом диапазоне. Обосновывает ее, а дальше уже суд сам с учетом обстоятельств нарушения решит, сколько присудить. Итоговая сумма будет зависеть от масштабов использования работы автора, поведения нарушителя и десятка других факторов.

2) двойная стоимость лицензии

По сути тут взыскивают двойную цену такой работы. Одна цена, чтобы компенсировать упущенную выгоду автора, а вторая цена, чтобы нарушителю неповадно было впредь так себя вести.

Как такие ситуации решаются в жизни

Прямо скажу, судов по таким делам на все пять миллионов я не видел.

За нарушения товарных знаков у нас с коллегами были дела на такие деньги и даже больше, как например в истории, где мы взыскали 5 000 000 рублей за нарушение прав на товарный знак на маркетплейсе.

С работодателями миллионных взысканий я не видел, хотя в теории они и возможны.

Обычно такие истории с работодателями развиваются по одному из двух сценариев:

1) работодатель использовал тестовое задание, человек расстроился, погрустил и ничего не сделал

2) работодатель использовал тестовое задание, человек, зная о своих правах, написал ему претензию, и компания в итоге заплатила человеку деньги — по нормальной цене такой работы и даже побольше, чтобы не рисковать с обращением в суд

Если у вас случится такая история и вы решите пойти по второму варианту, то вы вполне можете попробовать получить выплату сами и не обращаться к юристам. Скорее всего вам заплатят и без суда.

Держите шаблон письма для такого случая. В шаблоне целиком письмо с обоснованием ваших требований с точки зрения закона.

Если пост полезный-интересный — поставьте посту свой королевский лайк-вверх. Буду тогда писать еще о всяких полезных вещах по моей теме.

На все общие вопросы отвечаю в комментариях.

Если надо спросить что-то частное для себя или своей компании, например, ваше название или лого посмотреть-проверить по настоящим базам, разобраться с регистрацией товарного знака, патентом или судом — пишите мне в личку в телеграме @bchlf

Если в принципе тема брендов и технологий «ваша» — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».

Там мои заметки для предпринимателей и авторов. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.

Недавно написал и опубликовал в канале небольшую методичку «Как теряют миллионы на компенсациях и штрафах».

Как говорится, без смс и регистраций собрал просто в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь. Гляньте, возможно пригодится.

33
2
1
38 комментариев