5 неочевидных лайфхаков в договоре с клиентом, которые помогут выиграть суд

Через мои руки прошли буквально тысячи приложений, договоров и актов с агентствами, клиентами, подрядчиками и фрилансерами. Какие-то из них нас потом спасли в спорных ситуациях. Какие-то – наоборот, подвели, и пришлось разгребать.

5 неочевидных лайфхаков в договоре с клиентом, которые помогут выиграть суд

Содержание статьи

Речь про договор на креативные работы между заказчиком и агентствами (рекламными, видео, дизайн, диджитал). Я лично прошел через несколько судов, выслушивал такие неожиданные аргументы другой стороны во время заседаний, что волосы тихо шевелились. И вот 5 вещей, которые выкристаллизовались в голове за 10 лет опыта в рекламном бизнесе, как бест практис, когда работаешь с творческим материалом и с субъективным мнением людей.

Кстати, мы в рамках маркетплейса креативных услуг Vilka.Market для продакшенов, агентств и CG студий готовим 🚨 мощный вебинар-воркшоп 🚨 по данной теме, где, вместе с опытным киношно-рекламным юристом Валентином Посланчиком (BP&P), будем разбирать реальный договор по пунктам и рассказывать про тонкости и мелочи, которые помогут в случае суда не потерять кровно заработанные пару миллионов и как защитить себя юридически.

👉 Регистрируйтесь в tg-боте, чтобы не пропустить.

Делюсь не теорией, а своим личным опытом. Я не юрист, так что это не юридическая консультация. Но, если чего-то из этого у вас нет – самое время задуматься.

1. Рамочный договор + Приложения против “разового” договора

Почему это удобно? Потому что вы не согласовываете целый договор каждый раз. Один раз подписали рамку, а все детали по каждому новому проекту – в приложении. Это удобно, гибко и главное – юридически корректно. Можно быстро стартовать проект, не теряя времени на согласование 15 страниц условий. А при необходимости – всё в одном комплекте.

А еще, на практике рамочный договор помогает выстроить долгосрочные отношения с клиентом. Вот подписали вы его раз, и всё – клиент уже психологически готов к дальнейшим проектам с вами. Ему не нужно каждый раз напрягаться и читать новую пачку бумаг. Это создает ощущение стабильности и надежности. А когда у вас в работе одновременно несколько проектов, это просто спасение. Представьте, сколько времени сэкономите, если не будете плодить кучу отдельных договоров с одним и тем же клиентом. Это прям буст к эффективности и возможность взять больше проектов.

2. Отдельный Акт передачи прав в дополнение к стандартному акту выполненных работ

Очень интересный момент, который мало, кто применяет. Все знают, что надо передавать права на создаваемое произведение. И часто крупные клиенты просят подтвердить, что вы действительно забрали права от третьих лиц. В основном речь про режиссеров, актеров, композиторов и фотографов.

В данном случае таким подтверждением является факт заключенного договора и подписанный акт, что означает, что все работы выполнены и приняты, а права переданы. Но в обычном акте стоит цена, которую мы заплатили режиссеру и, согласитесь, не очень-то корректно светить внутренними ценами.

Вот для этих целей и нужен отдельный акт, где прописано, что режиссер передал права на такой-то проект для такого-то клиента, но денег в этом акте не указано. Помните, что в первом пункте мы и сам договор сделали отдельным, а суммы прописали в конкретном приложении. Таким образом, особо требовательным клиентам, для подтверждения надлежащего приобретения прав, мы передаем наш рамочный договор и акт передачи прав на конкретный проект. Требование выполнено, внутреннюю информацию – не засветили.

Разумеется, с точки зрения здравого смысла в отдельном акте потребности нет. Суть не в том, чтобы актом как-то специально показать именно передачу прав, а чтобы был акт, где не фигурирует сумма. Так как клиенты часто запрашивают подтверждение, что мы, как подрядчик, корректно забрали все права у третьих лиц. Поэтому мы клиенту показываем только рамочный договор, где есть базовые условия, но нет цены и акт, в котором тоже нет цены (созданный исключительно для этой цели). Так мы и запрос клиента выполнили и стоимость с подрядчиком не раскрыли.

3. Лучше договор выполнения работ, а не договор оказания услуг.

Казалось бы, одно и то же. Но с точки зрения закона – совсем нет. Услуга – это процесс. Работы – это результат. Мы создаем видеоролик, макет, сценарий – это результат. Важно, чтобы в договоре было написано, как именно выглядит результат и в какой форме вы его передаете. Это защищает и вас, и заказчика, если что-то пойдёт не так.

Также, если что-то пойдет не так, то по договору услуг клиент может сказать: "Ты плохо исполнил свои обязанности, я платить не буду" и доказать, что ты исполнил обязанности хорошо, будет уже сложнее. А в случае работ - есть готовый результат.

Относительно недавно нам довелось отстаивать свои интересы в суде с клиентом. И нам надо было доказать, что мы свою часть работы сделали как обещали, за что хотим получить оплату. Так как мы уже на 90% закончили работу над 4 роликами и менеджер клиента нам все согласовывал, но внезапно генеральный увидел и сказал все не то и платить не буду. Вот так неувязочка, но мы то тут в чем виноваты? Но потребовался год ежемесячных разбирательств, чтобы доказать, что мы все сделали,как обещали И результатом работ как раз были 4 ролика, которые мы и показали судье. И знаете что судья сказала? Цитирую: “А мне ролики понравились”. В результате полное удовлетворение нашего Иска с полным! взысканием судебных расходов. Юристы знают, как редко суд одобряет 100% судебных издержек.

4. Делить работу на этапы и закрывать каждый этап актом

Это как раз про договор выполнения работ). Это геморно с точки зрения общения во время проекта, но безопаснее и справедливее.

Особенно важно в долгих и сложных проектах. Креатив и Пре-прод стоит 1 млн – отлично. Выполнили, подписали акт и переходим к съемке. Если вопросов не было, то значит 1 млн как минимум уже клиентом подтвержден. Продакшн (обычно 1-2 дня в рекламе) стоит еще 2 млн – ок. После съемки, когда все прошло хорошо, подписали второй акт и закрыто уже 3 млн. Остался последний этап, пост-прод на еще 1 млн. И часто именно здесь начинаются терки, так как задумки обретают визуальную форму и часто имеет место сильно субъективная вкусовщина. И даже если спор не удается урегулировать, три млн из 4х уже были закрыты.

Даже если мы на полной пост-оплате, отстоять свои деньги в суде будет уже сильно проще. Но можно и договориться и на поэтапную оплату, что тоже удобно всем. Оплата по смете после закрытия каждого этапа, например. И клиенту спокойно, что все движется по плану и исполнителю норм. Что он получает деньги.

А еще, ГК РФ предусматривает для заказчика безусловное право на отказ от договора подряда (ст. 717 ГК РФ). А вот Право подрядчика на немотивированный односторонний отказ от договора подряда нормами ГК РФ почему-то не предусмотрено 🤷‍♂. Вот тут юристы даже учат, как правильно слить исполнителя, чтобы не платить.

Так что, если вы не закрыли предыдущие этапы актами – вы рискуете остаться без оплаты вообще. Мы всегда делим проект на этапы, прописываем в приложении сроки и стоимости каждого. После каждого этапа – акт. Это помогает спать спокойнее.

Подписанный акт по этапу — это юридически значимое подтверждение, что этап завершен и принят. Если клиент позже предъявит претензии, у вас есть документальное доказательство, что всё было принято без замечаний. Также, если проект заморозится на середине — у вас уже есть подтвержденный результат и аргумент в пользу частичной оплаты.

5. Привязывайте оплату подрядчикам к проекту и клиенту

Когда вы платите подрядчику – в назначении платежа обязательно указывайте, к какому клиенту и проекту это относится. Это может показаться мелочью, но, не дай бог, дело дойдет до суда и вы притащите платежку, что вот вы платили подрядчику, то вам еще придется доказать, что этот платеж относится к данному проекту. И, поверьте, юристы второй стороны будут настаивать на обратном.

А ещё стоит платить исполнителям сразу во время проекта. Исполнителям это точно понравится. Но главное, потому что если случается конфликт и к вам прилетает досудебка, то будет очень тяжело доказывать, что вам еще надо заплатить куче подрядчиков кучу денег и вторая сторона будет доказывать, что вы специально сейчас создаете эти “фиктивные” расходы.

Ну и напоследок

Краткая выжимка самого важного, что стоит унести с собой:

1. Рамочный договор + Приложения:

  • Экономия времени: не нужно каждый раз согласовывать полный договор.
  • Гибкость: все детали нового проекта - в удобных приложениях.
  • Долгосрочные отношения: психологически располагает клиента к продолжению сотрудничества.

2. Отдельный Акт передачи прав:

  • Защита коммерческой тайны: не светите внутренние цены подрядчиков клиенту.
  • Подтверждение прав: легко доказать клиенту, что все права от третьих лиц переданы.
  • Удобство для крупных клиентов: упрощает их внутренние проверки.

3. Договор выполнения работ, а не услуг:

  • Четкий результат: работы имеют измеримый итог (видеоролик, макет), а услуги - процесс.
  • Легче доказать исполнение: в суде проще отстоять, что "работа выполнена", чем "услуга оказана хорошо".
  • Минимизация споров: фокус на конкретном результате, а не на субъективных ощущениях.

4. Деление работы на этапы и акты:

  • Фиксация прогресса: каждый подписанный акт подтверждает выполнение и приемку этапа.
  • Защита денег: если проект остановится, уже закрытые этапы будут оплачены.
  • Снижение рисков: предотвращает потерю всей оплаты по статье 717 ГК РФ.

5. Привязка оплаты подрядчикам к проекту/клиенту:

  • Доказательная база: четкое назначение платежа в банке - железное подтверждение расходов в суде.
  • Минимизация вопросов: юристы оппонентов не смогут доказать, что расходы "фиктивные".
  • Прозрачность: упрощает учет и контроль расходов на проект.

Кстати, мы в рамках маркетплейса креативных услуг Vilka.Market для продакшенов, агентств и CG студий готовим 🚨 мощный вебинар-воркшоп 🚨 по данной теме, где, вместе с опытным киношно-рекламным юристом Валентином Посланчиком (BP&P), будем разбирать реальный договор по пунктам и рассказывать про тонкости и мелочи, которые помогут в случае суда не потерять кровно заработанные пару миллионов и как защитить себя юридически.

👉 Регистрируйтесь в tg-боте, чтобы не пропустить.

А если вы продюсер/продакшн/агентство и вам интересны лайфхаки привлечения клиентов, то подписывайтесь на мой ТГ канал Creatozium , где я как раз собрал большой практический материал про поиск и привлечение клиентов.

С радостью послушаю мнение опытных юристов в комментариях, ибо все всегда можно оспорить :) А также интересен опыт предпринимателей, которые на своей шкуре познали тонкости права в суде.

Напишите, плиз, в комментах про ваш опыт 👇

7
1 комментарий